Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду»
консультация

Масеева Дина Есениясовна

Этот материал окажет практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._pedagogi_starushka-rasskazushka.docx72.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад с.Терновка»https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png






Консультация для педагогов

«Театрализованная деятельность в детском саду»


https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png








Подготовила: старший воспитатель Бектемирова Д.Е

Цель.

Дать определение понятию «театрализованная деятельность». Оказать практическую помощь педагогам в организации театрализованной деятельности в детском саду.

Материалы и оборудование.

Деревянный домик, платочная кукла Бабушка-рассказушка, интерактивное оборудование, музыкальное сопровождение, цветная бумага, цветной картон, сундучок, салфетки для посуды, диски, пряжа, носки, ткань, фетр, бумага плотная, ножницы, карандаши, фломастеры.

Ход консультации.

1.Сюрпризный момент.

К нам на почту пришло письмо от бабушки –рассказушки .Зачитывает письмо

Воспитатели сидят группами за столами с наборами для творчества, они спрятаны под платочками.

Звучит сказочная музыка, из домика выходит Бабушка – рассказушка (платочная кукла).

- Здравствуйте, дорогие гостюшки! Как я рада всех вас видеть в своей сказочной избушке. Знаю, что работаете вы с детишками, они у вас все даровитые, да талантливые. Для них и для вас я приготовила подарочек. Вот он (показывает Волшебный сундучок). Да вот случилась беда. Только я все приготовила , а тут поозорничал в моей избушке Домовенок Кузя, да все подарочки перепутал , немного испортил. Помогите исправить все, одной мне с этим не справиться.

2.Выступление на тему «Театрализованная деятельность в детском саду».(см.приложение 1)

Игра «Наденьте шляпы, господа»

Педагоги делятся на 4 групп. На отдельном столе лежат четыре шляпы цветов- красного, синего, зеленого и желтого.  И стоят 4 стола накрытые тканью                   (на них лежит разнообразный материал для изготовления театра и алгоритмы по изготовлению театров).

После размещения педагогов за столами по цветам шляп, сообщить педагогам вариант коллективной работывиды театров которые они будут изготавливать.

3.Творческая мастерская.

Воспитатели из предложенных материалов для творчества изготавливают различные виды театров: театр варежки-  мочалки, театр из носков , платковый  театр , театр из помпонов.

Бабушка – рассказушка благодарит воспитателей за помощь. Дарит волшебный сундучок в нем рекомендации по оснащению уголков театрализованной деятельности во всех возрастных группах, консультации  по теме «Театрализованная деятельность в детском саду».

4.Презентация «Виды театра».

5.Подведение итогов. Предложить воспитателям поделиться опытом.

Приложение №1.

Выступление «Театрализованная деятельность в детском саду»

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Также театрализованная деятельность помогает создавать условия для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения, стимулирует детей к образному и свободному восприятию окружающего мира и гармонизирует отношения с ним. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества.

Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка - дошкольника.

Дошкольный возраст - это тот благоприятный возраст, когда посещение театра и само участие ребенка в театрализованной деятельности может одарить ни с чем ни сравнимыми впечатлениями и оставить светлый, яркий и радостный след на всю жизнь. Было установлено, что дети в этом возрасте в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

В работе Г.А. Волковой определены требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений( повороты головы, туловища, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить разнообразные средства исполнения роли своего персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации.»

Очевидно, что решение этих задач будет способствовать как художественному, так и речевому развитию дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития в свободной театрализованной деятельности.

Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в создании положительного эмоционального фона, она вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость творчества, улыбку. Ученый С.Маневский и В.Матвеева установили, что улыбка не просто говорит о позитивной эмоции, но и воздействует на нейтральные центры головного мозга, вовлекая их в позитивную работу, повышая их активность. При этом надо не внешне улыбнуться «одними губами», надо искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.

Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделить работе с семьей. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и станет волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.

Родителям необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки и стихотворения.Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Приложение №2.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_5.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_7.png

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_10.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_12.png

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_6.png

* Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

*Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

*Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

*Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмам

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_14.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/26/s_58b2f2f378e75/573615_15.png

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности
  • Возрастные и полоролевые особенности.

Консультация для педагогов«Театральная деятельность в ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

«Необходимо расширять опыт ребенка,

если мы хотим создать достаточно

прочные основы его творческой деятельности»

Л.С. Выготский

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.

Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в ООД: вовремя организованной образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне ООД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне ООД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детейв самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Значение театрализованной игры для развития детей

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы можем решать комплекс взаимосвязанных задач:

Познавательное развитие

Социальное-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Развитие движений

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

- согласование действий и сопровождающей

их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

 

  • Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
  • Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.
  • В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
  • Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
  • Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
  • Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

  • Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
  • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
  • Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

игры-драматизации:

игры-спектакли:

театрализованное действие:

 настольный театр

 театр на руке

 напольные куклы

 стендовый театр

 верховые куклы

 театр живой куклы

 инсценированиепотешек

инсценированиенебольших

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

 творчество детей

 драматический спектакль

 музыкально-драматический спектакль

 детская опера

 спектакль на хореографической основе

 спектакль ритмопластики

 пантомима

 мюзикл

 праздники

 развлечения

 театрализованные шоу

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Общие требования к театрализованным играм:

  • Быть содержательными и различными по тематике;
  • Обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих возможностей;
  • Обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству;
  • Развивать эстетической восприятие, пластику движений, выразительность речи, фантазию, критическое образное мышление, художественно-творческие способности;
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;
  • Побуждать к сотрудничеству на всех этапах организации ТИ.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагоги знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Условия для развития театрализованных игр

  • Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности.
  • Оснащать театрализованные игры разнообразными костюмами игрушками и другим оборудованием.
  • Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей, с персонажами.
  • Для театрализованной деятельности необходимо наличие уголка ряженья с элементами костюмов (шапочки – ушки, хвостики).
  • Для развития интереса нужно использовать пальчиковые игры, где используют речь и имитацию движений.

Подготовка к ТД осуществляется в три этапа:

  1. Усвоение литературного текста;
  2. Подготовительный этап. Проработка характеров героев, подбор атрибутов. Упражнения в средствах выразительности. Создание декораций. (в различных видах деятельности);
  3. Сама театрализованная игра.

Особенности руководства ТД в разных возрастных группах.

Младший возраст

Основная цель – заинтересовать и постепенно привлечь детей к ТИД.

Работа осуществляется по нескольким направлениям:

1.Знакомство с видами ТД:

  • Формирование интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
  • Ознакомление детей начинается с просмотра спектаклей, которые подготовлены взрослыми или старшими детьми. Малыши учатся видеть и понимать сценическое действие; формируется желание заниматься ТД; проявляется стремление к самостоятельному творчеству. (Перед началом просмотра необходимо рассказать содержание или прочитать текст, иначе ребенок, увлеченный действиями персонажа, не сможет сразу понять, что происходит на сцене).

2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. Детям младшего возраста доступно разыгрывание сценок при помощи игрушек или плоскостных фигур. Обратить внимание на то, что, когда игрушки разговаривают, их лица должны быть обращены друг к другу; игрушка, которая говорит, должна слегка двигаться. Такой прием позволит определить, какая игрушка говорит в данный момент. Сначала воспитатель сам разыгрывает игровые эпизоды с помощью игрушек и постепенно привлекает детей.

3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. Работа начинается с активизации речи и движений детей. Это подражательные движения. Педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия, творческие задания, направленные на развитие детской пластики:

- как просит кушать котенок, цыпленок, щенок;

- как плачут зайчик, петушок;

- как котик жалуется на лису и т.д.

4. Развитие интереса к различным импровизациям. Важно уже в младшем возрасте развивать способность к импровизации, можно поручить детям выполнить следующие задания:

- предложите кукле съесть конфетку, выпить молочка;

- попробуйте позвать на помощь петушка, зайчика;

- кукле пора спать, попробуйте уговорить ее отправиться в постель. Во время музыкальных занятий можно предложить показать,

- как цыплята бегают,

- как котенок просыпается, умывается и т.д.

5. Упражнение по составлению диалогов. Важно, чтобы дети учились вести диалог: это формирует способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонации. Начинаем с простых диалогов вопрос – ответ – Кисонька-мурысонька, где была?

6. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок:

  • Бессловесная игра-импровизация на стихи: «Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег».
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – «Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».)

 Средняя группа.

Возможности детей значительно возрастают, развивается воображение, фантазия; возникает интерес к словесному творчеству. В связи с эти усложняются задачи:

1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии).

2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей вразличного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо)

3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; игры-упражнения:

- «Представь себе, а потом покажи…как у белочки болит зуб, как зайка ловит бабочку и т.д.»,

- «Покажи, как разговаривают лиса, медведь, заяц»,

- «Угадай, кто тебя позвал»,

- «Исполни песенку из сказки» и др.

4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов; Придумать небольшие сказки, истории, которые произошли с игрушками (схема - где, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается)

5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок. Сначала воспитатель сам выполняет все подготовительные операции в присутствии детей: подбирает реквизиты, рисует декорации, элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогах. Постепенно привлекаются дети. Роль ведущего и управление детской постановкой по-прежнему осуществляет взрослый. Можно в роли ведущего использовать куклу, которая спрашивает у детей, что необходимо приготовить. Кого выбрать на определенную роль и т.д.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

 Старший возраст.

Значительно возрастают возможности дошкольников: движения становятся более координированными, долгое время могут находиться в повышенном эмоциональном состоянии; дети в этом возрасте способны к полному перевоплощению, самостоятельному поиску средств выразительности. Все большее значение приобретает для них личное отношение к образу.

Основная деятельность педагога в этом возрасте должна быть направлена на развитие самостоятельности и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предыдущих группах:

1. Усовершенствование приемов вождения кукол;

2. Ознакомление с основной атрибутикой;

3. Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления; в старшей группе задания обретают более сложный характер:

- самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика.Жесты и т.д.)

- показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик (сказочные герои, зайчик, мышонок;

- показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока;

-Исполнить песенку от лица определенного персонажа.

4. Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к ТД. Под руководством воспитателя активно усваивают закономерности постановки спектакля (выбор сюжета, распределение ролей, упражнения в диалогах, решают вопрос о ведущем, уточняют необходимые атрибуты, костюмы, декорации. Воспитатель является консультантом. Он, не подавляя самостоятельности детей, направляет их деятельность. В старшем возрасте учатся быть ведущими.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Организация игровой среды и оформление театральных зон в каждой возрастной группе– важное условие для поддержания интереса детей к ТД. При подборе оборудования, пособий и материалов в каждой возрастной группе необходимо учитывать круг детских представлений, знаний и интересов. Пополнение материала должно быть не случайным, оно должно затрагивать все стороны воспитательного процесса д/у.

Условно театральное оборудование можно разделить:

  • Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи);
  • Дополнительный реквизит (плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавески и т.д.);
  • Декорации (плоскостные, объемные, нарисованные, сконструированные);
  • Элементы костюмов (шапочки, манишки, курточки.Манжеты);
  • Информационный материал (афиши, объявления, пригласительные билеты);
  • Специальная мебель для обустройства театральных зон.

Требования, которые предъявляются к оборудованию:

 Соответствовать возрастным особенностям детей

 Быть прочным, безопасным, гигиеничным

 Быть привлекательным и эстетичным

Простым по устройству

 Подвижным и легко передвигающимся

 Универсальным и легко заменяемым

 Виды театров для всех возрастных групп 

  • Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
  • Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.
  • Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
  • Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
  • Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

(* Гапит – деревянный стержень.

* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

* кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.)

Такая организация театрализованной деятельности – толчок для глубинного развития личности ребенка. И все, что мы делаем, не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления на праздниках, продемонстрировать достижения и таланты, это является еще и открытием вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет жизненной тропой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.

Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Журнал «Детский сад от А до Я» N4 2008г.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду".

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"

Ребенок  умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду."

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована предметно -развивающая среда, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.  Предметно...

Консультация для педагогов Театрализованная деятельность в детском саду

Консультация для педагоговТеатрализованная деятельность в детском саду...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"...