Рабочие программы
материал

Сидорова Елизавета Юрьевна

image

* Программа формирования психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению "Учимся, играя"

Аннотация: Программа направлена на развитие у детей предпосылок к учебной деятельности, коммуникативных и поведенческих навыков, общей и мелкой моторики, активизации познавательных процессов. Программные занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки. Дошкольники выполняют необычные задания, играют в занимательные игры, учатся думать, видеть, запоминать. Такая форма вызывает у детей интерес.

 

Программа «Клуб успешной адаптации «Растишка» - как эффективная форма взаимодействия с родителями»

Аннотация: Представление опыта взаимодействия с семьями, готовящимися к поступлению ребенка в детский сад. Содержит развернутый тематический план занятий с родителями и детьми.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ:

______________Моторина А.А.

«____»_______________20___г.

Принята   на заседании

Педагогического совета

                                                                                                                 Протокол №______________

«____»_______________20___г.

Социально-педагогическая направленность

ПРОГРАММА

формирования психологической готовности

детей 6-7 лет к школьному обучению

«УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Сидорова Елизавета Юрьевна,

педагог-психолог

Семибратово, 2018

Оглавление

Введение

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Актуальность

Цели и задачи программы

Принципы

Возрастные особенности детей

Материально-техническое, методическое  и дидактическое обеспечение программы

Условия реализации программы

Содержание занятий

Диагностика и планируемые результаты

Учебно-тематический план

Список используемых источников

Приложения

стр. 2

стр. 5

стр. 5

стр. 5

стр. 6

стр. 6

стр. 7

стр. 9

стр. 9

стр.10

стр.12

стр.13

стр.28

стр.29

Введение

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором  чётко прописано, что дошкольное образование вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Для реализации данного закона был разработан Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Это следующие социальные и психологические характеристики личности:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника –игровой. Игровая мотивация побуждает ребёнка подчиняться правилам, учитывать позицию партнёра, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общегообразования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. А школа опирается на достижения ребёнка – дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

Исследования психологов (А.Ф. Ануфриева и С.П.Костроминой) показывают, что около 40% детей приходят в первый класс школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы все компоненты психологической готовности. Первоклассники испытывают трудности в подчинении своего поведения школьным правилам, у них отмечается слабая концентрация и низкий уровень объёма внимания, низкий уровень развития образного и логического мышления, низкий уровень логического запоминания, наблюдается несформированность приёмов саморегуляции, слабое развитие мелкой моторики рук. В этой связи возникает необходимость формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников.

Программа «Учимся, играя» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и учёта ФГОС ДО.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся, играя» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письма Комитета общего и профессионального образования ЛО от 01.04.2015 г. №19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41).
  • Устав ДОУ.

Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространённых причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.

На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребёнку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребёнок его не получал.

Организация предшкольной подготовки  – задача всех взрослых, окружающих ребёнка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определённые умственные и физические нагрузки.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
  • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  • социально-психологическая готовность  включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребёнок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Цель программы: формирование психологической готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения;

- развитие мелкой моторики и графических навыков;

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие навыков произвольной регуляции поведения;

- формирование эмоционально-положительного отношения к школе.

Направленность: социально-педагогическая.

Принципы проведения занятий

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • Недопустимость менторской позиции и порицания;
  • Положительная оценка любого достижения ребенка;
  • Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста;
  • Доброжелательность, занимательность, наглядность.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идёт интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Мышление. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Воображение. Идёт развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

Речь. К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Социализация личности. С поступлением в школу ребёнок начинает выполнять совершенно новую социальную роль — он становиться учеником. Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система требований, которые предъявляются к первоклассникам. Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным целям.

Ребёнок готов к расширению собственного микромира, он более охотно налаживает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские отношения.

У ребёнка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и  мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты.  Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.  

У шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся привлечь к себе внимание. Причём дети делают это  всеми доступными способами, даже с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребёнок очень огорчается любым неудачам.  

В 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков. Поэтому ребёнок может начать врать, чтобы не расстраивать их  и избежать наказания. Родители по-прежнему являются примером для подражания, ребёнок копирует их привычки и поведение.

Шестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слёзы и агрессию (хотя это ещё не всегда удаётся). Понимание того, что их окружает огромный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов, которые дети не могут контролировать.

В таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребёнок во всём придерживается её (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).

Дети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособления к школьной жизни и успешного обучения.

Материально-техническое, методическое  и дидактическое обеспечение программы

- Приложения  к программе (конспекты занятий, картотека приветственных упражнений, картотека игр и игровых упражнений на развитие социально-коммуникативных навыков, картотека релаксационных упражнений, буклеты, анкеты, методические рекомендации родителям будущих первоклассников, подарочный практический материал на каждого ребенка для самостоятельных занятий дома).

- Дидактический игровой набор «Дары Фребеля», ДО56.

- Игровой набор «Робомышь» для развития ориентировки в пространстве.

- Сказки Панфиловой из цикла «Лесная школа».

- Демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, наборы картинок к упражнениям, бланки с заданиями.

- Бланки обследования детей.

- Игровой материал – мяч, колокольчик, клубок ниток и т. д.

- Музыкальный кубик  с  подборкой музыкального сопровождения.

Условия реализации программы

Программа предполагает проведение занятий с детьми предшкольного возраста 6-7 лет один раз в неделю на базе дошкольного учреждения. Продолжительность занятий 30 - 35 минут. Оптимальное количество участников 10-12 человек. Программа рассчитана на 28 занятий.

Гигиенические требования по  организации обучения детей:

- каждый ребёнок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья;

- в комнате боковое левостороннее естественное освещение;

- искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему;

- во время занятий  обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;

- перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание;

- на занятии осуществляется смена видов деятельности, а весь учебный материал изучается в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Новизна

 На занятиях дети отрабатывают поведенческие и школьно-необходимые навыки. Дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать. Занятия носят форму тренингов.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из следующих разделов:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнения на развитие познавательных процессов.
  3. Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки.
  4. Физкультминутка или пальчиковая игра.
  5. Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения (чередуются).
  6. Упражнения на снятие или снижение мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.
  7. Обратная связь.
  8. Ритуал прощания.

Содержание занятий

Каждое занятие состоит из трех частей:

Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий. Начало занятия — это своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение и пожелать друг другу что-нибудь приятное.

Ритуалы начала занятий –приветственные упражнения «Волшебный клубочек», «Я рад тебя видеть», «Эхо», «Комплименты», «Доброе утро» и т.д.(Приложение № 2)

Правила работы на занятии. В начале занятия детям даётся установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии:

  • «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания; внимательно слушай других ребят).
  • «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ». 
  • «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чём-то спросить».
  • «Работаем дружно».
  • «Обращаемся к ребятам по имени».

Основная часть направлена на:

-  развитие познавательных процессов;

-  развитие коммуникативных навыков;  

-  развитие мелкой моторики и графических навыков;

-  развитие эмоциональной сферы и навыков произвольной регуляции, а также на снижение психоэмоционального напряжения.

Основная часть занятия проходит в занимательной, игровой форме, с использованием игр и игровых упражнений на развитие психических процессов, моторики, коммуникативных навыков.

Особое внимание уделяляется сказкам.  Книга Панфиловой содержит 30 сказок психопрофилактической и коррекционной направленности, помогающих в преодолении проблем школьной дезадаптации и школьного невроза. Сказкотерапия позволяет сформировать позитивные модели поведения, избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности, повысить учебную мотивацию.

Сказки для школьной адаптации. Поступление в школу — это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются следующие сказки: Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи» и др.

Сказки об отношениях учеников к атрибутам школьной образовательной среды. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность: «Собираем портфель», «Волшебное яблоко» и др.

Сказки об отношении учеников к урокам, занятиям. Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки: «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка» и др.

Сказки о здоровье. Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:«Прививка», «Обманный отдых» и др.

Сказки о школьных конфликтах. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях: «Ябеда», «Хвост», «Драки», «Дружная страна» и др.

В заключении основной части занятия предлагаются расслабляющие упражнения, направленные на снятие или снижение психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 2)

Заключительная часть состоит из подведения итогов, обобщения полученных знаний и навыков. Завершается все «ритуалом окончания занятия». Ритуалы окончания занятий  - «Круг друзей», «Эстафета дружбы», «Солнечные лучики», «Всем, всем до свидания!», «Доброе пожелание» и т.д.  (Приложение № 2)

Мониторинг и предполаемые результаты

Мониторинг психологической готовности дошкольников к обучению в школе проводится два раза в год: в сентябре и в мае в групповой и индивидуальной форме.

Уровень интеллектуального развития дошкольников определяется по сборнику психодиагностических методик Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

Сформированность учебной мотивации выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И.Божович и Н.И.Гуткиной (Приложение №3).

Достаточно объективно оценить подготовленность своего ребёнка к школе самостоятельно смогут и сами родители. Для этого можно использовать тест  - опросник  Е. Голощаповой (Приложение №4).

Предполагаемые результаты:

Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность «внутренней позиции ученика», эмоционально - положительного отношения к школе, а также умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Положительная динамика уровня интеллектуального и моторного развития.

Учебно-тематический план

Занятие

Цель занятия

Краткое содержание

Занятие №1

1. Знакомство с детьми, развитие груп-повой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;

2. Развитие произвольного поведения;

3. Развитие слуховой памяти;

4. Развитие внимания;

5. Развитие мелкой моторики,слухового и зрительного анализатора, формиро-вание умения действовать по образцу.

«Знакомство»,

«Трутень и пчелы»,

«10 слов»,

«Помоги судье»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

Чтение и обсуждение сказок :«Создание Лесной школы», «Букет для учителя»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №2

1. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;

2. Развитие произвольного поведения;

3. Развитие зрительной памяти;

4. Развитие внимания;

5. Развитие логического мышления;

6. Развитие зрительно –

моторной координации

7. Развитие пространственного

восприятия и мелкой моторики рук.

«Сосед справа, сосед слева»,

«Пол – нос – потолок», «Какой фигуры не стало»,

«Найди отличия»,

«Нарисуй недостающую

фигуру»,

«Выложи фигурки из счетных палочек»,

Чтение и обсуждение сказки :«Смешные страхи»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №3

1.Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отно-шения участников друг к другу;

2. Развитие мыслительных операций: обобщение, классификация;

3. Развитие слуховой памяти;

4. Развитие внимания;

5. Развитие образно–логического мыш-ления;

6. Формирование умения действовать по образцу;

7. Развитие мелкой моторики, слухово-го и зрительногоанализатора.

«Делаем, как я»,

«Обобщающие слова»,

«10 слов»,

«Занимательные задачки», «Четвёртый лишний»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

Чтение и обсуждение сказки: «Игры в школе»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №4

1. Развитие групповой сплочённости;

2. Развитие словесно–логической памя-ти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие зрительно –моторной коор-динации, пространственного восприятия и тонкой моторики;

5. Развитие внимания.

«Доброе животное»,

«Пары слов»,

«Заполни матрицу»,

«Найди заплатку к коври-ку»,

«Выложи фигурки из счётных палочек»,

Чтение и обсуждение сказки: «Школьные правила»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние (см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №5

1. Развитие групповой сплочённости;

2. Развитие слухо-моторной координа-ции и внимания;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие зрительной памяти;

5. Развитие мелкой моторики, слухово-го и зрительного анализатора, формиро-вание умения действовать по образцу.

«Доброе животное»,

«Цветные дорожки»,

«Выкладываем из счётных палочек»,

«Осенние листья»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

Чтение и обсуждение сказки: «Ябеда»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние (см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №6

1. Развитие произвольного поведения;

2. Развитие понятийного и логического мышления;

3. Развитие внимания;

4. Развитие слуховой памяти;

5. Развитие умения находить сходства и различия.

«Пол – нос – потолок»,

«Классификация»,

«Незнайкины небылицы», «Найди филина»,

«10 слов»,

«Сравни картинки»,

Чтение и обсуждение сказки: «Шапка-невидимка»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №7

1. Развитие произвольного поведения;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие внимания и восприятия;

4. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;

5. Тренировка тонкой моторики.

«Делаем, как я»,

«Говорит один –говорим хором»,

«Разрезные картинки»,

«Запомни картинку»,

«Фигурный диктант»,

Чтение и обсуждение сказки: «Задача для Лисёнка»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №8

1. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отно-шения участников друг к другу;

2. Развитие логического мышления;

3. Развитие ассоциативной памяти;

4. Развитие мелкой моторики, слухово-го и зрительного анализатора.

«Вежливые слова»,

«Заполни матрицу»,

«Ассоциации»,

«Закрой лишнюю картин-ку»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки: «Спорщик»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №9

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие пространственной ориента-ции;

3. Развитие зрительного восприятия, ло-гического мышления, речи детей, уме-ния подбирать слова-антонимы,

4. Развитие ассоциативной памяти;

5. Развитие мелкой моторики,

слухового и зрительного анализато-ра, формирование умения действовать по образцу.

«Летает – не летает»,

 «Чем похожи и чем

отличаются»,

«Фигуры»,

«Скажи наоборот»,

«Ассоциации»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

Чтение и обсуждение сказки : «Обида»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №10

1. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отно-шения участников друг к другу;

2. Развитие умения работать по образцу;

3. Развитие зрительной памяти;

4. Развитие логического мышления;

5. Развитие внимания;

6. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

7. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Сосед справа, сосед

слева»,

«Сложи по образцу»

«10 картинок»,

«Третий лишний»,

«Найди отличия»,

«Графический диктант»,

«Муха»,

Чтение и обсуждение сказки : «Хвосты»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №11

1. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отно-шения участников друг к другу;

2. Развитие логического, образного мышления;

3. Развитие речи;

4. Развитие зрительной памяти;

5. Развитие внимания, умения действо-вать по образцу;

6. Развитие мелкой моторики, зрительно моторной координации;

7. Развитие воображения.

«Делаем, как я»,

«Выложи круги»,

«Подбери парную картин-ку»,

«Найди отличия»,

«Скопируй рисунок»,

«Сравни и заполни»,

 «На что это похоже?»,

Чтение и обсуждение сказки : «Драки»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационноеупражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №12

1. Развитие произвольного поведения;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие логического мышления, речи детей, умения подбирать слова-антонимы;

4. Развитие внимательности и наблюда-тельности;

5. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

6. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Пол – нос - потолок»,

«Что исчезло?»,

«Скажи наоборот»,

«Найди отличия»,

«Большой-маленький»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки : «Грубые слова»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №13

1. Развитие произвольного внимания и поведения;

2. Развитие логического мышления;

3. Развитие зрительно-логической памяти;

4. Развитие зрительного, пространствен-ного восприятия;

5. Развитие зрительно-моторной коор-динации и тонкой моторики.

6. Развитие воображения.

«Трутень и пчелы»,

«Продолжи ряд»,

«Запомни картинки»,

«Чем похожи, чем

отличаются»,

«Выложи фигурки из счётных палочек»,

«На что это похоже»,

Чтение и обсуждение сказки : «Дружная страна»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №14

1. Развитие фонематического восприя-тия;

2. Развитие внимания;

3. Развитие зрительно-логической памяти;

4. Развитие логического мышления, ре-чи детей, умения подбирать слова-анто-нимы;

5. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

6. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Звуковые прятки»,

«Узоры»,

«Пары фигурок»,

«Скажи наоборот»,

«Найди отличия»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки : «Домашнее задание»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №15

1. Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отно-шенияучастников друг к другу;

2. Развитие логического мышления;

3. Развитие внимания, наблюдатель-ности;

4. Развитие зрительной памяти;

5. Развитие концентрации,устойчивос-ти внимания.

«Доброе животное»,

«Четвёртый лишний»,

«Сравни и заполни», «Последовательные

картинки»,

«Магазин»,

«Найди и вычеркни»,

Чтение и обсуждение сказки :«Школьные оценки»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №16

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора, формиро-вание умения действовать по образцу;

5. Развитие воображения.

«Летает – не летает»,

«Выложи картинки по

порядку»,

«Найди отличия», «Последовательные

картинки»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

 «На что похоже?»,

Чтение и обсуждение сказки : «Ленивец»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №17

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие слуховой памяти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

5. Развитие пространственной ориенти-ровки;

6. Развитие речи.

«Пол – нос –потолок»,

«10 слов»,

«Заполни таблицу»,

«Третий лишний»,

«Графический диктант»,

«Кто назовёт больше

предметов»,

Чтение и обсуждение сказки : «Списывание»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №18

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие зрительно – моторной

координации и тонкой моторики.

«Пол – нос - потолок»,

«Внимание - рисуем!», «Найди отличия»,

«Подбери заплатку к

коврику»,

«Выложи фигурки из счётных палочек»,

Чтение и обсуждение сказки : «Подсказка»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №19

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие речи;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие ассоциативной памяти;

5. Развитие внимания;

6. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

7. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Трутень и пчелы»,

«Пары слов»,

«Заполни таблицу»,

«Ассоциативные цепочки»,

«Разрезные картинки»,

 «Графический диктант»,

«Муха»,

Чтение и обсуждение сказки : «Как собрать портфель»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационноеупражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №20

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие воображения;

5. Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

«Летает – не летает»,

«Внимание – рисуем!»,

«Назови одним словом», «Найди отличия», «Незавершенные фигуры»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки : «Белочкин сон»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №21

1. Развитие внимания и произвольности;

2. Развитие речи;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

5. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Дотроньтесь до…»,

«Скажи наоборот»,

«Кто или что может быть

коротким, высоким, холод-ным, твердым, жидким?»,

«Продолжи ряд»,

«Графический диктант»,

«Божья коровка»,

Чтение и обсуждение сказки:«Госпожа Аккуратность»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационноеупражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №22

1. Развитие групповой сплочённости;

2. Развитие объёма внимания и наблю-дательности;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие способности к сосредоточе-нию;

5. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

7. Формирование умения действовать по образцу.

8. Развитие зрительной памяти.

«Вежливые слова»,

«Чем похожи, чем отлича-ются»,

«Что изменилось?»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

«Найди два одинаковых

числа»,

«10 картинок»,

Чтение и обсуждение сказки : «Жадность»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационноеупражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №23

1. Развитие групповой сплочённости;

2. Развитие речи;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие зрительной памяти.

5. Развитие зрительно – моторной координации и тонкой моторики.

«Доброе животное»,

«Один – много», «Последовательные

картинки»,

«Посмотри, запомни,

нарисуй»,

«Выложи фигурки из счётных палочек»,

Чтение и обсуждение сказки : «Волшебное яблоко»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №24

1. Развитие внимания и произвольного поведения;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

5. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Пол – нос - потолок»,

«Разрезные картинки»,

«Четвёртый лишний»,

«Заполни таблицу»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки : «Подарки в день рождения»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационноеупражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №25

1. Развитие групповой сплочённости

и положительного эмоционального

отношения участников друг к другу;

2. Развитие внимания;

3. Развитие пространственного восприя-тия;

4. Развитие слуховой, зрительной

памяти;

5. Развитие слухо-моторной координа-ции;

6. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора.

«Сосед справа, сосед

слева»,

«Отвечаем быстро»,

«Запомни картинку»,

«10 слов»,

«Цветные дорожки»,

«Рисование графического узора под диктовку»,

Чтение и обсуждение сказки :«Режим. Телевизор»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №26

1. Развитие групповой сплочённости

и положительного эмоционального

отношения участников друг к другу;

2. Развитие внимания;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие речи;

5. Развитие мелкой моторики, слухового и зрительного анализатора;

6. Развитие пространственной ориенти-ровки.

«Скажи ласково»,

«Перепутанные линии», «Делаем, как я»,

«Найди лишнюю картин-ку»,

«Домики»,

«Графический диктант»,

Чтение и обсуждение сказки : «Бабушкин помощник»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №27

1. Развитие внимания и произвольности;

2. Развитие речи;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие речи;

5. Развитие зрительно – моторной

координации, умение действовать по

образцу, мелкой моторики.

«Трутень и пчёлы»,

«Найди отличия»,

«Чем похожи, чем отлича-ются», «Последовательные

картинки», «Да и нет»,

«Скопируй рисунок»,

Чтение и обсуждение сказки : «Прививка», «Больной друг»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Занятие №28

1. Развитие внимания и произвольности;

2. Развитие зрительной памяти;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие зрительно – моторной

координации и тонкой моторики.

«Пол – нос – потолок», «Посмотри, запомни, нарисуй»,

«Продолжи ряд», «Домики», «Найди две одинаковые картинки», «Составь пары»,

«Выложи фигурки из счётных палочек»,

Чтение и обсуждение сказки :«Гордость школы»,

Социально-коммуникатив-ная игра (см. картотеку),

Релаксационное упражне-ние(см. картотеку),

Ритуал окончания занятия (см. картотеку).

Используемые источники

  1. Павлова Н.Н., РуденкоЛ.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников.- М.: Книголюб, 2009.- 72с.
  3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. Раздаточный материал. М.: Книголюб, 2009. - 48 с.
  4. Алябьева.  Е.А. Психогимнастика в детском саду. - 2003г. -89с.
  5. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2005. – 64 с.

6.Модестова Т.В. Скоро в школу: Экспресс-программа подготовки и развития. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. (+ к программе Рабочая тетрадь).

7.Калик С.А. Дошколенок. Программа и тематическое планирование занятий для групп предшкольной подготовки. – М.: Школьная пресса, 2010. – 48 с.

8.Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 96 с.

9.http://мбдоу-красная-шапочка.рф/programma_po_podgotovke_k_shkole.

10.https://урок.рф/library/vozrastnie_osobennosti_detej_6-7let.  

11.http://pedsovet.su/dou/6527_vozrastnye_osobennosti_detey_6-7let.

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИКРЕПЛЕНЫ В ДОКУМЕНТЕ НИЖЕ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2  р.п.Семибратово»

Программа: «Клуб успешной адаптации «Растишка» - как эффективная форма взаимодействия с родителями»

Автор-составитель: педагог-психолог Сидорова Елизавета Юрьевна

Программа

«Клуб успешной адаптации «Растишка» -

 как эффективная форма взаимодействия с родителями»

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического личностного развития человека. Роль взрослых в этот период очень важна и ответственна. Именно в условиях индивидуального общения ребёнка с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности.

Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости уже в раннем возрасте заниматься его развитием и воспитанием, не уделяют этому должного внимания.

Поступление ребенка в детский сад очень важный и ответственный момент не только в жизни ребенка, но  и взрослых, его окружающих. Многочисленные исследования ученых (Э.Торндайк, И.П.Павловой, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям в основном зависит от того, какая предварительная работа проводилась с ним и его родителями.

Зачастую получается так, что не готовыми к новому статусу – «родителей воспитанника детского сада» оказываются сами родители. Они либо переносят всю ответственность за воспитание и развитие ребенка на плечи педагога, как только он поступает в детский сад, либо ведут бесконечные споры, предъявляют необоснованные претензии, проявляют повышенный уровень опасений. Даже понимая необходимость устройства ребёнка в детский сад, выражают свою тревожность, страхи и, зачастую в его присутствии, запугивают детским садом («Вот пойдёшь в детский сад, там тебя научат!»), что формирует у малыша подсознательную негативную установку в отношении дошкольного образовательного учреждения.

Опыт показывает, что родители детей, поступающих  в детский сад, имеют смутное представление об учреждении, об организации его работы, о своих детях, этапах их развития, особенностях формирования психических процессов. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых заключается не только в недостатке знаний и умений, связанных с организацией продуктивного, эмоционально благополучного взаимодействия с собственными детьми, но и нередко в отсутствии соответствующих желаний.

Первые трудности возникают уже в период, когда ребенок только переступает порог детского сада. Воспитатели отмечают, что растет число детей, не подготовленных к поступлению в ДОУ (по данным К.Л.Печоры, только 18,2% детей готовы к поступлению в дошкольные учреждения). У большого числа детей не сформированы элементарные культурно-гигиенические, коммуникативные, игровые навыки (не владеют предметной деятельностью), отсутствует положительная установка на детский сад, отмечается психологическая зависимость от матери и близких, имеются различные проблемы со здоровьем. Переход из домашних условий в дошкольное образовательное учреждение чаще всего способствует усугублению этих проблем, а порой и порождает новые.         

Из года в год, сталкиваясь с одними и теми же трудностями адаптационного периода, практические психологи указывают,  что есть острая необходимость в совместной предварительной работе с родителями и детьми задолго до поступления в детский сад.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Одной из таких форм сотрудничества в нашем детском саду является создание «Семейного клуба успешной адаптации - Растишка».

Цели:

  1. Оказание действенной помощи и поддержки родителям в период подготовки детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
  2. Облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

Задачи:  

  • сформировать у родителей представление об особенностях и закономерностях развития детей раннего возраста;
  • оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания ребёнка в семье;
  • снизить общую тревожность родителей в отношении поступления ребёнка в детский сад;
  • наладить взаимодействие сотрудников детского сада и родителей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимодоверия, взаимопомощи;
  •   помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду;
  •   снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  •   развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков, произвольного поведения.   

        

Предполагаемый результат:

  • Обеспечение легкой степени адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Уравновешенное, бодрое, веселое настроение воспитанников в течение дня.
  • Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.
  • Адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе.
  • Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
  • Овладение родителей знаниями особенностей адаптационного периода и способами общения с детьми в соответствии с возрастом.
  • Укрепление связи детей, родителей и педагогов.
  • Обеспечение преемственности в сотрудничестве с родителями.

Чем раньше состоится первая встреча специалистов дошкольного учреждения с родителями, тем лучше можно подготовить ребенка к детскому саду и облегчить период адаптации.

Цель предстоящего знакомства с родителями - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ и в дальнейшем сотрудничестве.

Для того чтобы грамотно провести встречи, разнообразить их, познакомить со специалистами ДОУ и др., необходимо создать творческую группу. В ее задачи входит: разработать примерное тематическое планирование встреч с родителями, подготовить и провести конкретные встречи, оказать консультационную помощь по запросам родителей, разработать и обобщить методические и дидактические материалы (памятки, буклеты, материалы для картотеки, рекомендации и пр.). В творческую группу входят:  педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели групп раннего возраста, медицинский работник и заведующая ДОУ.

Методика организации и проведения встреч в клубе «Растишка»

Работу с семьей целесообразно начинать с апреля, за несколько месяцев до поступления ребенка в ДОУ. Первое знакомство  проводится в форме общего родительского собрания по приглашению педагога-психолога, на котором родители узнают о необходимости совместной предварительной  работы задолго до поступления  ребенка в детский сад, знакомятся с   темами предстоящих встреч, и проводится анкетирование «Давайте познакомимся» (см. Приложение 3).

«Клуб Растишка», функционирующий с мая по июнь,  представляет собой цикл из десяти встреч и проводится в соответствии с тематическим планом.

Встречи планируются 2 раза в неделю, в определенные дни, заранее согласованные со всеми участниками «Клуба», проводятся в группе детского сада специалистами и воспитателями групп, чтобы малыши привыкали к своим педагогам. Заранее родители приносят из поликлиники медицинские справки, позволяющие им и их детям посещать такой клуб.

Каждая встреча делится на 2 блока – работа с родителями и совместные занятия с детьми. Продолжительность одной встречи – 1 час.

1 блок – работа с родителями.

Структура встреч:

  • Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи,  стараясь заинтересовать родителей.
  • Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы клуба.
  • Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое обсуждение.
  • Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими  впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
  • Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог дает ответы.
  • Обратная связь. Родители  говорят  о своих чувствах,  переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.

Основные принципы сотрудничества:

Принцип активности и сознательности – участие коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей.

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.

Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Важным способом реализации сотрудничества является организация совместной деятельности, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В работе необходимо использовать методы активизации родителей, направленные на пробуждение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям по рассматриваемой теме, постановка проблемных вопросов, обсуждение различных точек зрения.

Для повышения заинтересованности родителей, эффективности встреч может быть разработана система памяток для родителей, что способствует лучшему осмыслению и усвоению полученной информации.

Взаимодействуя с семьей в период подготовки к поступлению ребенка в дошкольное образовательное учреждение, можно решить ряд задач:

  •  сформировать у родителей представление:

- о дошкольном образовательном учреждении, об основных направлениях работы, педагогах и администрации ДОУ;

- о возрастных и индивидуальных особенностях  детей раннего возраста;

- о возможностях семьи при подготовке ребенка к детскому саду, особенностях взаимодействия с ребенком в период адаптации;

  •  оказать адресную помощь отдельным семьям в воспитании дошкольников;
  •  сплотить родительский и педагогический коллективы, сформировать интерес к активному взаимодействию.

Тематическое планирование встреч с родителями в «Клубе Растишка»

п/п

Тема встречи

Время

проведения

Ответственные

1.

«Адаптируемся вместе»

Май

Заведующая, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы раннего возраста, медсестра

2.

«Ясли – это серьезно!»

(проблемы адаптационного периода в детском саду; подготовка детей  к детскому саду; уровни адаптации) 

Май

Педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста, старшая медсестра

3.

«Режим дня в жизни ребенка» 

«Особенности организации питания в детском саду и семье»

Май

Педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста, старшая медсестра

4.

«Я – малыш!»

(особенности нервно-психического развития детей раннего возраста)

Июнь

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы раннего возраста, старшая медсестра

5.

 «Ум на кончиках пальцев»

Развитие мелкой моторики

Июнь

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

6.

«Будь здоров, карапуз!»

Как сохранить и укрепить здоровье детей

Июнь

Инструктор по физкультуре, медсестра, воспитатель группы раннего возраста, педагог-психолог

7.

«Становление речи детей

раннего возраста»

Июнь

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

8.

«Игры и игрушки.

Как играть с ребёнком дома»

Июнь

Педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

9.

«Береги бесценный дар»

(права детей)

Июнь

Педагог-психолог, воспитатель группы раннего возраста

10.

«Готов ли ребенок к поступлению

в детский сад?»

Итоговая встреча

Июнь

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы раннего возраста

Краткое содержание встреч в «Клубе Растишка»

п/п

Тема

встречи

Содержание

Форма

проведения

1.

«Адаптируемся вместе»

Приветствие

«Клубок по кругу»

«Мой ребенок в детском саду»

«Прогноз адаптации»

«Что такое адаптация?»

«Кто за что отвечает?»

«Поделитесь впечатлениями…»

Коммуникативный тренинг, краткий рассказ о себе;

Рисунок о представлениях ребенка в детском саду, о тревогах и ожиданиях; обсуждение рисунков;

Анкета для родителей (первичное анкетирование);

Мини-лекция;

Упражнение «Воспитываем вместе», заполнение таблицы;

Рефлексия участников.

2.

«Ясли – это серьезно!»

Приветствие

«Адаптация» (проблемы адаптационного периода в детском саду; подготовка детей  к детскому саду; уровни адаптации)

«В детский сад без слез» (игры по дороге в д/с)

«Признаки стрессового состояния у малыша»

«Поделитесь впечатлениями…»

Мини-лекция (продолжение);

Сообщение по теме, тренинговое упражнение «Мы идем в детский сад»;

Работа с памяткой;

Рефлексия участников.

3.

«Режим дня в жизни ребенка» 

«Особенности организации питания в детском саду и семье»

Приветствие

«Кто во сколько встает, кашу ест, гулять идет?»

«Особенности организации питания в детском саду и дома»

«Воспитание самостоятельности и формирование КГН у детей раннего возраста»

«Поделитесь впечатлениями…»

Игра с родителями;

Сообщение по теме, игра «Вопрос-ответ», обмен рецептами здорового питания;

Сообщение по теме, игра «Вопрос-ответ»;

Рефлексия участников.

4.

«Я – малыш!»

Приветствие

«Ниточка»

«Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста»,

«Дети с разным темпераментом»

«А я делаю так…»

«Поделитесь впечатлениями…»

Тренинговое упражнение;

Сообщение по теме, работа с памяткой;

Работа в группах с раздаткой,

Игра «Вопрос-ответ»;

Рефлексия участников.

5.

«Ум на кончиках пальцев»

Развитие мелкой моторики

Приветствие

«Ум на кончиках пальцев»

«Поиграем  нашими пальчиками»

«Развитие мелкой моторики детей»

«Поделитесь впечатлениями…»

Мини-лекция

Практические игры с использованием рассыпчатых материалов, перьев, киндер-сюрпризов совместно с малышами;

Работа с памятками;

Рефлексия участников.

6.

«Будь здоров, карапуз!»

Как сохранить и укрепить

здоровье детей

Приветствие

«Что такое здоровье?»

«Здоровый образ жизни и его составляющая»

«Банк идей»

«Как правильно сделать массаж малышу?»

«Поделитесь впечатлениями…»

Проблемная дискуссия;

Сообщение по теме;

Игра в группах;

Показ приемов массажа;

Рефлексия участников.

7.

«Становление речи детей

раннего возраста»

Приветствие

«Развитие речи детей второго года жизни»

«Речевые игры»

«Поделитесь впечатлениями…»

Мини-лекция, работа с памятками;

Практические упражнения и советы логопеда;

Рефлексия участников.

8.

«Игры и игрушки.

Как играть с ребёнком дома»

Приветствие

«Игрушки моего детства»

«Какие игрушки мы покупаем детям?»

«Требования к игрушкам»

«Игры наших детей»

«Творческая мастерская»

«Поделитесь впечатлениями…»

Беседа-воспоминание;

Открытый микрофон: беседа на тему;

Сообщение по теме;

Работа с памятками;

Мастер-класс по изготовлению шкатулки;

Рефлексия участников.

9.

«Береги бесценный дар»

(права детей)

Приветствие

«Моя детская обида», которую я до сих пор помню»

«Знаем ли мы права ребенка?»

«Правам ребенка посвящается»

«Наказывая, подумай: «Зачем?»

«Волшебный сундучок»

«Поделитесь впечатлениями…»

Работа в кругу;

Блиц-опрос;

Сообщение об основных документах, гарантирующих соблюдение прав детей;

Работа с памятками;

Игра, с использованием предметов, на определение прав ребенка;

Рефлексия участников.

10.

«Готов ли ребенок к поступлению

в детский сад?»

Итоговая встреча

Приветствие

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

«Что мне дал Семейный клуб?»

Анкета для родителей «Обратная связь»

Анкетирование родителей;

Подведение итогов совместных встреч, чаепитие;

Рефлексия участников.

2 блок – совместные занятия с детьми.

Практическое  занятие представляет собой игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, речевые игры, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.).

        Средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, потешки, стишки, игры-«ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура занятия:

  • Разминка. Упражнения на развитие двигательной активности, крупной и мелкой моторики. Включает элементы массажа (5 мин).
  • Основная часть. На каждое занятие  в гости к малышам «приходит» какой-то персонаж (игрушечный зверек, кукла, матрешка и т.д.). «Герой» занятия «приносит» тему занятия, которая будет поддерживаться во всех упражнениях и играх. (5 - 7 мин.)
  • Творческая часть (лепка, работа с красками, аппликации из бумаги и насыпные из круп, работа с пластилином и т.д.) (5 мин.).
  • Заключительная игра по теме занятия (1 - 2 мин).
  • Отдых, расслабляющий массаж на ковриках (1 - 2 мин).
  • Свободная деятельность (5 мин).
  • Обратная связь для родителей. В конце каждого занятия имеет смысл выделить несколько минут, чтобы подвести итоги. Родители, вспоминая прошедшее занятие, отмечают, что получилось у ребенка во время занятия, это способствует развитию и укреплению позитивных детско-родительских отношений.
  • Ритуал завершения занятия. В конце занятия игрушечный гость прощается с малышами, помогая почувствовать и понять, что занятие закончилось,  напоминая о правилах прощания.

Чему способствуют такие занятия?

Развитие двигательной активности.

        Упражнения на развитие общей моторики, координации движений - это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, проводимый в игровой форме (бег, разные виды ходьбы, прыжки, наклоны, лазанья, ползание, бросание). Например «Маленькие ножки бежали по дорожке...», «Пройди по мостику», игры с мячом, танцевальные игры и др.

        Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, активизируют речевое развитие, например «Мы построим дом», «Мальчик-с-пальчик, где ты был», «Идет Егорка по горке» и др.

Развитие эмоциональной сферы.

        Теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями способствуют становлению более эффективных отношений подрастающего человека с окружающим миром, с окружающими его людьми.

        Игры на руках и коленях, игровой массаж - основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость и малышам, и родителям. Например: «Обнимашки», «По кочкам», «Часики», «Выросли, спрятались» и др.

        Совместные игры с родителями и совместные занятия для малышей изобразительной деятельностью способствуют гармонизации детско-родительских отношений, что является залогом благополучного эмоционального развития малыша.

        Сказки. Сказка появляется в жизни малыша практически с самого рождения. Дети любят сказки и слушают их с удовольствием. Просмотр сказки, длящейся не более 5-7 минут постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность, усидчивость, чуткость. Сказка подбирается с учетом возрастных особенностей и темы занятия для малышей. Например, «Маленький ежик», «Курочка Ряба» и др.

        Совместные подвижные игры. Например, «Кошки - мышки», «Догоню, догоню» и др.

Развитие социальных и коммуникативных навыков.

        На занятиях у малыша появляется возможность общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, что способствует снижению тревожности во взаимодействии с другими людьми, укрепляет инициативность общения, учит уважительному отношению к другим людям.

Развитие основных психических процессов.

        Упражнения и игры на развитие восприятия (звукового, слухового, тактильного), мышления, памяти, внимания.  Например: «Оркестр», «Тихо мы в ладошки ударим...», «Прятки», «Большой, маленький», «Строим башню», «Катя заболела» и др. Знакомство и игры на музыкальных инструментах, прослушивание песенок и разучивание танцевальных движений.

Познание окружающего мира.

        Каждое занятие для малышей содержит сведения об окружающем мире.

Совместные занятия изобразительной деятельностью.  

        Занятия изобразительной деятельностью включают в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью и гуашью, лепку из соленого теста, пластилина, аппликацию из цветной бумаги, работу с крупами и другими материалами.  Задача занятий изобразительной деятельностью - познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия. Совместные занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию и гармонизации детско-родительских отношений.

Тематическое планирование практических занятий в «Клубе Растишка»

п/п

Тема встречи

Время

проведения

Ответственные

1.

«Воздушные шарики»

Май

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

2.

«Разноцветные шарики и кубики»

Май

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

3.

«Мячики»

Май

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

4.

«Петушок – золотой гребешок!»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

5.

«Мыльные пузыри»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

6.

«Божья коровка»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

7.

«Спрячем Зайку от Лисички»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

8.

«Игрушки»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

9.

«Колобок»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

10.

«Мы веселые ребята!»

Июнь

Педагог-психолог,  учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатель

Краткое содержание практических занятий в «Клубе Растишка»

п/п

Тема

занятия

Содержание

Форма

проведения

1.

«Воздушные шарики»

Приветствие

«Ладошечка»

«Поймай воздушный шарик»

«Дорисуй шарикам ниточки»

«Подари мальчику шарики»

«Потанцуем с шариком»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Подвижная игра с использованием художественного слова;

Рисование на заготовке;

Аппликация на заготовке;

Пляска.

2.

«Разноцветные шарики и кубики»

Приветствие

«Ладошечка»

«Положи в ведерко шарик нужного цвета»

«Попляшем с кубиками»

«Пройди с кубиком по массажной дорожке»

«Раскрасим кубики»

«Построим башню из кубиков»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Подвижная игра с использованием художественного слова;

Пляска с кубиками;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке;

Конструирование по образцу.

3.

«Мячики»

Приветствие

«Ладошечка»

«Мячики»

«Положи мячик в ведерко такого же цвета»

«Покатаем мячик друг другу»

«Прятки»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Упражнение на снятие напряжения;

Игра по показу взрослого с использованием художественного слова;

Дидактическая игра;

Подвижная игра;

Игра.

4.

«Петушок – золотой гребешок!»

Приветствие

«Петя-петушок»

«Собери картинку»

«Зернышки для Петушка»

«Попляшем с Петушком»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра по показу взрослого с использованием художественного слова;

Дидактическая игра;

Рисование на заготовке;

Пляска.

5.

«Мыльные пузыри»

Приветствие

«Наши пальчики»

«Ладушки-ладошки»

«Поймай мыльные пузырьки»

«Веселые пузырьки»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пальчиковая гимнастика;

Игра-песенка с показом  движений взрослого;

Подвижная игра;

Рисование пальчиковыми красками.

6.

«Божья коровка»

Приветствие

«Наши пальчики»

«Божья коровка»

«Поймай божью коровку»

«Сдуем божью коровку с ладошки»

«Нарисуем божью коровку»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пальчиковая гимнастика;

Игра-потешка с показом движений;

Подвижная игра;

Дыхательная гимнастика;

Рисование на заготовке;

7.

«Спрячем Зайку

от Лисички»

Приветствие

«Поищем Зайчика»

«Зайка серенький»

«Накормим Зайчика»

«Спрячемся от Лисички»

«Спрячем Зайку от Лисички»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра на внимание;

Игра по показу взрослого с использованием потешки;

Задание по поручению;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке.

8.

«Игрушки»

Приветствие

«Попляшем с погремушками»

«Собери картинку – игрушку»

«Найди игрушки»

«Собери игрушки в корзинку»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Пляска;

Дидактическая игра;

Игра на внимание;

Подвижная игра

9.

«Колобок»

Приветствие

«Сказка Колобок»

«Слепим Колобочка»

«В прятки с Колобком»

«Помоги Колобку докатиться по дорожке до дома»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Настольный театр с использованием движений по показу взрослого – имитация движений животных;

Лепка из соленого теста;

Подвижная игра;

Рисование на заготовке.

10.

«Мы веселые ребята!»

Приветствие

«Ребята – непослушные мышата»

«Догоняем друг друга»

«Сдуем бабочку с цветочка»

«Цветочки на полянке»

Вводная часть, создание игровой мотивации;

Игра по показу взрослого с использованием потешки;

Подвижная игра;

Дыхательная гимнастика;

Аппликация.

Заключение

Проведенная работа с родителями показала, что в результате организованного взаимодействия детского учреждения с родителями, посредством четко спланированной работы педагогов, позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. Теперь родители – не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. После проведения мероприятий с родителями большинство из них с большим интересом принимают участие в жизни детского сада.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями, что в свою очередь помогает решать проблему адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом,  организация взаимодействия ДОУ и семей будущих воспитанников в форме «Семейного клуба» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе  и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, способствует успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...