Выступление на родительском собрании
статья

Шамина Светлана Владимировна

Музыкальная терапия в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья». У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических мероприятий.

В настоящее время всё более активно применяется психотерапия искусством, в частности музыкальная терапия. «Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний». Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Цель таких занятий и упражнений: создание условий для развития творчества, фантазии, способности к самовыражению у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

         способствовать развитию и коррекции психических процессов;

         стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;

         формировать произвольную регуляцию поведения;

         развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

         выработать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

         формировать представления об окружающем мире;

         воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Для проведения музыкально-коррекционных занятий необходимо создавать безопасное пространство, обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии:

         хорошо освещённая, проветриваемая, просторная комната с хорошей звукоизоляцией;

         набор музыкальных инструментов, включая фортепиано, шумовые инструменты, не требующие особых навыков;

         ростовые стулья по количеству всех участников;

         аудиовоспроизводящая техника;

         наглядно-образный материал: иллюстрации и репродукции;

          дидактический материал;

         игровые атрибуты;

         аудио- и видеоматериалы и т.д.

Занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в групповой. Групповая форма проведения музыкально-коррекционных занятий имеет ряд особенностей:

         приобретение детьми коммуникативных навыков;

         развитие волевых усилий («Подожди свою очередь»);

         феномен «эмоционального заряжения»;

         приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткий срок;

         можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

Виды музыкальной деятельности:

         Приветствие

Начало и конец музыкально-коррекционного занятия всегда чётко обозначаются. Ребёнку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение продолжительного времени. Приветствие – обязательный ритуал на протяжении всего курса и является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению, даёт этикетные модели невербального поведения.

         Музыкально-ритмические движения

 «Свободное движение»

Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия. Задачами ритмической разминки являются внесение дисциплины и организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации с движением. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определённая метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Игры

Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей преимущественно невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх. Задача введения ритмических игр – эмоциональное единение детей и взрослых.

Танцы, хороводы

Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения.

Пальчиковая гимнастика, развитие речевых и мимических движений

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

         Артикуляционные упражнения выполняются либо в процессе проговаривания текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозировано при отработке особо сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста. Они направлены на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике.

Таким образом, включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать развитие речи, формировать правильное звукопроизношение, корректировать и повышать уровень развития всех сторон психической деятельности.

         Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах

Пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или даётся с огромным трудом. Для того, чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираются музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому. Нужно организовать активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах.

         Пение

Пение развивает дыхание, речь, учит формам выражения невербальных контрастных эмоциональных состояний, развивает умение переключаться в различные эмоциональные состояния, используя выразительные интонации, движения, тембро-шумовые эффекты. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы. Тексты детских песен должны быть насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами, которые ребёнок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов. Выразительные движения в процессе интонирования способствует развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием. На музыкально-коррекционных занятиях учитываются вышеуказанные особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребёнка и создаётся атмосфера наиболее благоприятная для включения детей в вокальную деятельность.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Все рассмотренное  связано между собой и определяет единство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...