Психолого-педагогические основы изучения загадок младшими школьниками.
материал

Чуреева Юлия Юрьевна

Младший школьный возраст – это особый период в становлении человека. Этот возраст характеризуется высокой активностью развития основных психических функций: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Поэтому процесс обучения детей младшего школьного возраста необходимо планировать и выстраивать таким образом, чтобы как можно эффективнее использовать это время. Одним из важных принципов при этом является принцип подбора дидактического материала, особое значение имеющего на уроках литературного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_osnovy_izucheniya_zagadok.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.2 Психолого-педагогические основы изучения загадок

младшими школьниками.

Младший школьный возраст – это особый период в становлении человека. Этот возраст характеризуется высокой активностью развития основных психических функций: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Поэтому процесс обучения детей младшего школьного возраста необходимо планировать и выстраивать таким образом, чтобы как можно эффективнее использовать это время. Одним из важных принципов при этом является принцип подбора дидактического материала, особое значение имеющего на уроках литературного чтения.

Тексты художественных произведений – это тот дидактический материал, который весьма эффективен для обучения, развития и воспитания младших школьников. Отдельного внимания заслуживает такая часть литературного наследия, как фольклор. В связи с темой настоящего исследования отметим важное значение такого малого жанра устного народного творчества, как загадки. Их особенности (структура, язык, принципы построения, метафорический характер и пр.) способствуют развитию логического, образного и ассоциативного мышления. Одновременно с этим можно отметить большое значение загадок для воспитания патриотизма, чувства родного языка, а также для формирования умения воспринимать и понимать подтекст, иносказательность.

Рассмотрим подробнее особенности загадок, важные для характеристики психолого-педагогических основ настоящего исследования.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, зашифрован. От способа шифровки зависит тип логической задачи, которую предстоит решить ребенку, ее сложность и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Чаще всего загадка строится на перечислении признаков загаданного  явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, материал, назначение и др.), по которым надо найти отгадку. В загадке Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку перечислены четыре признака, свойственных кролику: особенности внешнего вида, манера передвигаться, «вкусы» животного. Решение логических задач такого типа основано на анализе (выделении признаков) и синтезе (их объединении).

Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко. Отгадывающий должен по одному-двум признакам восстановить целостный образ предмета: Всегда во рту, а не проглотишь (язык), В воде купался, а сух остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, нужно знать этот признак и уметь ассоциативно связать его с не названными в загадке. Это возможно, если имеешь полное представление о явлении и развитое логическое и ассоциативное мышление. В таких загадках описываются признаки, воспринимаемые при долгом наблюдении. Например, хвойное дерево надо наблюдать в течение года, чтобы сделать вывод о его цветовом постоянстве. Тогда легко отгадать загадку Зимой и летом одним цветом.

В основе некоторых загадок лежит отрицательное сравнение: Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Их отгадывание – это доказательство от противного: следует поочередно сопоставлять разные, но в чем-то сходные предметы, выделять в них похожие признаки, группировать их по-новому, и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку. Такой анализ развивает логическое мышление.  

Разгадывание метафорических загадок (Красный петушок по жердочке бежит (огонь)) – это расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, надо сравнить явления из разных областей, выделить в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление [Илларионова 1985: 137].  

Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм, особенностями которого определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при их отгадывании. Успешность разгадывания загадки зависит от того, какие стороны предметов и явлений и насколько полно в ней отражены. Изучение жизненных явлений в многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.

Учитывая особенности загадки, можно говорить о последовательности мыслительных действий, которые совершаются при ее отгадывании: 1) выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (произвести анализ); 2) сопоставить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи (произвести синтез); 3) на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, умозаключение (отгадать загадку).

Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок. Назовем наиболее распространенные из них.

1.        Часто дети не дослушивают загадку, не запоминают ее в подробностях. Их внимание останавливает одна наиболее яркая и понятная деталь. И отгадку они строят именно на этом признаке, не анализируя остальные.

2.        Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета, объединяют их, устанавливая между ними связь, но один, важнейший для отгадки,  остается неучтенным, а загадка – неразгаданной.

3.        Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, его искажение и «подгонка» под ответ.

Для правильного отгадывания ребенок должен выделять все признаки, названные в загадке, и следовать четкому порядку мыслительных операций:  1) установить в общем виде, что и где нужно искать; 2) выявить все оставшиеся признаки; 3) выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу); 4) объединить установленные признаки; 5) сделать итоговый вывод.

Приемы отгадывания основываются на единстве содержания и формы загадки и определяются ими. Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Таким образом, процесс отгадывания представляет собой не только отыскание признаков, их сопоставление и т.п., но и проверку правильности суждений и конечного вывода. То есть при отгадывании загадок ребенок должен стремится не только достичь результата, но и доказать, что этот результат правилен. Чтобы отгадать загадку, порой бывает достаточно интуитивной ассоциации, а чтобы доказать правильность отгадки, необходимо развернутое логическое рассуждение, обоснованность всех зависимостей. Без доказательства процесс отгадывания неполон и педагогически неполноценен.

Существуют два способа доказательства отгадок.  

1.        Доказательство начинается объяснением тезиса (отгадки), затем следует подкрепление его аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.

2.        Доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим его итогом. Это индуктивный способ.

К первому способу доказательства удобнее обратиться, если загадка заканчивается вопросом; ко второму прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляются признаки и нет прямого вопроса. В обоих случаях  отгадывание и доказательство требует от ребенка умения рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить эффективную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют разными способами доказательства, они легче отгадывают загадки, т.к. приобретают навык логического рассуждения, т.е. сами загадки и обучение процессу их отгадывания способствуют развитию логического мышления. Необходимость доказывать убедительно и развернуто тренирует ребенка в использовании различных языковых средств. Привычка видеть за образным языком загадки богатство связей окружающего мира помогает воспринимать полно любое явление, учит размышлять над увиденным и разносторонне его оценивать.

Работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными доводами для обоснования отгадки. Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к выбору аргументов развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Особенно это характерно для отгадывания и объяснения тех загадок, которые можно трактовать по-разному. В таких случаях не следует добиваться от детей традиционной отгадки. Если ход  рассуждений верен, надо подчеркнуть возможность получения разных ответов. Так, загадка Что вниз головой растет? имеет традиционную отгадку – сосулька. Но дети могут дать разные ответы: сосулька, морковь, коса у девочки. Все они верны, поэтому их надо поощрять, так как они являются результатом самостоятельного анализа загадки и говорят об умении находить решения логической задачи.  

Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Логическая задача в загадках облачена в своеобразную художественную форму, что делает ее привлекательной. Загадки способствуют формированию  любови к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.  

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это позволяет использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления у них знаний о признаках предметов, о существующих связях между явлениями. «Загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности» [Родари 1978: 56].  Предметность загадки, направленность ее на детали жизни обеспечивают ее дидактическое воздействие на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы, поворачивает перед ребенком предмет разными гранями: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на его сущность, на его значение.  

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Поля стеклянные, межи деревянные (окно), на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы). Некоторые загадки показывают предмет в действии: Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор). Загадки могут рассказать детям о величине, особенностях внешности, окраске, повадках, среде обитания и пр. животных: Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

В загадках о растениях указывается на особенности их внешнего вида, на вкус и запах, на место их произрастания, на изменения в процессе роста: Две сестры – летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (красная и черная смородина).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – рухнул мост и щепок нет (радуга). Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: На землю упало пуховое одеяло, лето пришло – одеяло все сошло (снег).

Загадки познавательного содержания формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи родной земли, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств и патриотизма. Любая картина природы в загадках выразительна и зрима: Егор-Егорка упал в озерко. Сам не потонул и воды не всколыхнул (месяц). Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на обычные вещи, давая «картинное описание предмета» [Ушинский 1974: 184]: Посреди поля серебряные зерна лежат (росинки). Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие природы. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. Загадка дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном предмете. В загадках отразился веселый, нрав русского народа, оптимистично воспринимающего жизнь. Поэтому загадки полны шуток и даже озорной двусмысленности: Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах (гвоздь в сапоге).

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Иногда ее четкий ритм совпадает с ритмом считалочки: Бела, как снег, черна, как жук, вертится, как бес, повернулась – и в лес (сорока). В других случаях ее плавная мелодия напоминает речитатив народной сказки: В темной темнице красные девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы (пчелы в улье) или былины: Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля-озерушки белый пух да перышки (туча).

 Таким образом, загадки, несмотря на миниатюрность жанра, обладают многими ценными качествами, важными в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ним, необходимо уметь видеть их мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность. Учет психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, в частности, то, что загадки (их суть и форма) соответствуют стремлению ребенка к познанию в неутомительной, игровой форме, позволит эффективно использовать загадки в образовательном процессе начальной школы и достигать посредством этого различных важных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...

Психолого-педагогическое изучение детей

Многих родителей игтиресует что  изучают спечиалисты при обследовании детей. Данная консультация содержит общие сведения о  содержании психолого-педагогического изучения детей....

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьк...

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...