Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема
статья

Алябьева Светлана Викторовна

Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема

Для того чтоб рассматривать вопрос о развитии мелкой моторики детей младшего школьного возраста более подробно, необходимо дать определение некоторым понятием.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем дошкольном возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет .

В психологических исследованиях под термином «мелкая моторика» понимается высокодифференцированные точные движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

В психологической литературе мелкая моторика рассматривается как психомоторное качество. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев

Психофизиологическая структура движения сложна утверждает Н.А. Бернштейн, поэтому он определяет мелкую моторику как «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему [4].

И. Кант считает, что мелкая моторика - это двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге. Он пишет: «Рука-вышедший наружу мозг» [26].

В педагогической литературе мелкая моторика рассматривается как согласованные движения пальцев рук, как умение ребенка пользоваться этими движениями - держать ручку, ложку, завязывать обувь, рисовать, лепить, резать и т. д.

Отечественные специалисты в области педагогики  Г.С. Коморова, Н.А.  Ветлугина, В.А. Езикеева определили мелкую моторику, как совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.

Они утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, она взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. Поэтому от уровня развития мелкой моторики зависит интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе [23].

Приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия где «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы класса. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы которая дает школа.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцов [30].

Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий [16]. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы.

Функции кисти рук по праву можно считать уникальными и универсальными. Кисть - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что человек не может выразить, на что не находит слов, может выразить через руки. Жест рукой, как слово, может успокоить, оскорбить, приласкать человека.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык. Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Сухомлинский В.А. писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [28].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.        Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. - М.: Просвящение, 2009. - 160 с.

2.        Алексахин, Н. Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие / Н. Н. Алексахин. - М.: Агар, 2012. - 47 с.

3.        Астапова, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Питер.: СПб., 2001. - 256 с

4.        Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн, О. Г. Газенко. - М: Наука, 1990. -  494 с.

5.        Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. - М.: Академия, 2010. - 240 с.

6.        Бехтерев, В. М. Избранные произведения (статьи и доклады) / В. М. Бехтерев. - М.: Гос. изд-во медицинской литературы, 1954. - 321 с.

7.        Буре, Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. - М.: Просвящение, 2010. - - 96 с.

8.        Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский.  - М.: Педагогика, 1998. -  345 с.

9.        Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2002. - 336 с.

10.        Горичева, В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, М. И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 192с.

11.        Зеленина, Е. Л. Играем, познаём, рисуем / Е. Л. Зеленина. - М.: Просвящение, 2011. - 64 с.

12.        Зинченко, В. П. Психологический словарь. / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006. - 479 с.

13.        Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

14.        Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 58 с.

15.        Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.

16.        Кольцова, М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. -  Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.

17.        Комарова, Т. С. Учитесь рисовать и лепить / Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова. - М.: Логос, 2009. - 68с.

18.        Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: «Академия», 2000. - 232 с.

19.        Лепилов, К. М. Лепка в семье и в школе: Пособие для воспитателей и преподавателей / К. М. Лепилов. - СПб.: Нева, 2012. - 32с.

20.        Монтессори, М. // Составитель М. В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори).: Издательский Дом Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.

21.        Монтессори, М. Дети – другие. //  К. Е. Сумнительного. - М.: ИД «Карапуз», 2004.

22.        Метиева,  Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

23.        Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.

24.        Павлов, И. П. Полное собрание сочинений. Том 3. Книга 2. - М.: Академии Наук СССР, 1951. - 435 с.

25.        Пименова, Е. Пальчиковые игры.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 224 с.

26.        Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. - М.: АСТ, 2010. - 72 с.

27.        Смирнова, Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб. : Детство-пресс, 2013. - 144 с.

28.        Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский, О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М: Педагогика, 1979. - 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Развитие мелкой моторики детей младшегошкольного возраста как средство развития речи.         Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно уст...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Значение развития мелкой моторики у младших школьников

На сегодняшний день, приходя в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом....

Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет, имеющих проблемы с речью, через бытовую и художественную деятельность

Ребенок не говорит. Ребенок  говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойны, несмотря на ...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...