Инновационный проект "Чудеса своими руками"
проект

Горских Ольга Евгеньевна

иинновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx672.11 КБ

Предварительный просмотр:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/382/102382547_014.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 101 «Березка»

                               г. Прокопьевск


    Содержание

I

Паспорт проекта

1

Наименование проекта

2

Основные разработчики проекта

3

Исполнители проекта

4

База реализации проекта

5

Цель и задачи проекта

6

Этапы и сроки реализации проекта

7

Перечень основных мероприятий

8

Целевые группы проекта

9

Методы и технологии, применяемые с обучающимися в ходе реализации проекта

10

Принципы реализации проекта

11

Ресурсное обеспечение (методическое и техническое)

12

Кадровое обеспечение проекта

13

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

14

Предполагаемые источники финансирования

II

Актуальность проекта

VI

Краткое описание проекта

VII

Мониторинг  

VIII

Планируемые результаты

X

Проблемно-ориентированный анализ

Литература

 

Наименование проекта

«Чудеса своими руками»

реализация федеральных государственных образовательных стандартов в организации     среди участников образовательного процесса по развитию творческих способностей детей 4-6 лет посредством рисования  и лепки в нетрадиционной технике,   как основы формирования творческой личности

Основные разработчики проекта

  1. Заведующий МБДОУ «Детский сад №101 «Березка» - Агапкина Елена Юрьевна;
  2. Старший воспитатель «Детский сад №101 «Березка» - Хохлова Нина Валерьевна;
  3. Воспитатель «Детский сад №101 «Березка» -  Горских Ольга Евгеньевна,  первая квалификационная категория;
  4. Воспитатель «Детский сад №101 «Берёзка»- Москвина Ирина Александровна, высшая квалификационная категория,
  5. Воспитатель «Детский сад № 101 «Березка» -

Щетинина Яна Александровна, высшая квалификационная категория;

  1. Воспитатель «Детский сад № 101 «Березка» - Ярцева Юлия Наилевна, первая квалификационная категория

Исполнители проекта

  1. Воспитатель «Детский сад №101 «Березка» -  Москвина Ирина Александровна,  высшая квалификационная категория;
  2. Воспитатель «Детский сад №101 «Березка» -  Горских Ольга Евгеньевна,  первая квалификационная категория;
  3. Воспитатель «Детский сад № 101 «Березка» -

Щетинина Яна Александровна, высшая квалификационная категория;

  1. Воспитатель «Детский сад № 101 «Березка» - Ярцева Юлия Наилевна, первая квалификационная категория
  2. Педагоги МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»;
  3. Воспитанники МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»;
  4. Родители МБДОУ «Детский сад №101 «Березка».

База реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»

Цель и задачи проекта

       Цель проекта: Развитие  творчества, креативности мышления и фантазии  у детей 4-6 лет,  посредством использования нетрадиционных техник рисования и лепки.

       Задачи проекта:

1.Создавать педагогические условия для формирования творческой личности;

2. Развивать наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность, и мелкую моторику рук;

3.  Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов;

4.  Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;

5. Знакомить детей с изобразительным   искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров;

6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными   материалами;

7. Формировать умение оценивать созданные изображения и изделия;

8.  Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту 

9. Активно участвовать в выставках.

Этапы и сроки реализации проекта

Проект рассчитан на 2 года:

2018– 2020гг.

  1. I этап - подготовительный: сентябрь – 2018 года.
  • Изучение педагогической, методической и специальной литературы по данной теме, анализ проблемы, инновационных методик.
  • Определение проблемы, цели и задач  исходя из интересов и потребностей, обучающихся и родителей, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов.
  • Создание условий для реализации проекта и информирование родителей.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  1. II        этап - основной: октябрь 2018г. – апрель 2020г.
  • Внедрение проекта в единый образовательный процесс.
  • Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.
  • Ориентация проекта на художественно-эстетическое развитие дошкольников
  • Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей  в реализации проекта.
  1. III   этап - заключительный: май 2020 года.
  • Выявление уровня художественно-творческих способностей обучающихся, выработанного в ходе занятий нетрадиционными техниками и   материалам.
  • Создание учебно-методических материалов (мультимедийные презентации по использованию нетрадиционных техник рисования и лепки).
  • Авторские альбомы с дидактическими играми.
  •  Презентация проекта.
  •  Обобщение и распространение педагогического опыта работы по данной проблематике.

Перечень основных мероприятий при реализации проекта

  1. Создание условий и предметно – развивающей среды, способствующих развитию творческих способностей  обучающихся.
  2. Проведение мониторинговых процедур среди воспитанников 4-6 лет для выявления проблем  развития детского творчества
  3. Организация кружковой работы на базе МБДОУ «Детский сад № 101 «Березка»
  4. Разработка системы организационных мероприятий  с участниками воспитательно – образовательного процесса (обучающиеся, педагоги), направленных на реализацию поэтапно – перспективного планирования 
  5. Организация выставок детских рисунков и поделок; 
  6. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам формирования художественно-эстетического развития обучающихся.
  7. Выпуск газет, журналов, листовок, буклетов, плакатов, направленных на повышение педагогической грамотности родителей по вопросам художественно-эстетического развития обучающихся.
  8. Презентация проекта

Целевые группы проекта

Дети дошкольного возраста (4-6 лет), педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель,  

Методы и технологии, применяемые с обучающимися, в ходе реализации проекта

  1. Технология исследовательской деятельности
  2. Личностно-ориентированная технология.
  3. Технология игрового обучения
  4. Метод  наблюдения и бесед

Принципы реализации проекта

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • Сочетание научности и доступности материала;
  • Наглядность;
  • Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Профессиональная компетентность педагога;
  • Принцип от близкого к далекому;
  • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • Принцип учета региональных условий.

Ресурсное обеспечение (методическое и техническое) реализации проекта

1. Программы и педагогические технологии:

 2. Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).

  • 3. Уголок изобразительной деятельности в группе.
  • 4. Библиотечка юного художника

Кадровое обеспечение проекта

  1. Заведующий МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»  - Агапкина Елена Юрьевна;
  2. Старший воспитатель «Детский сад №101 «Березка» - Хохлова Нина Валерьевна;
  3. Воспитатель «Детский сад №101 «Березка» -  Москвина Ирина Александровна,  высшая квалификационная категория;
  4. Воспитатель «Детский сад №101 «Березка» -  Горских Ольга Евгеньевна,  первая квалификационная категория;
  5. Педагоги МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»;
  6. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»  Глушкова Марина Викторовна, высшая квалификационная категория;
  7. Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №101 «Березка»  - Баженова Ирина Михайловна, высшая квалификационная категория;

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

  1. Субъекты образовательного процесса:

Ребенок:

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;

-самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования и лепки;

-  выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок и действие с пластическими материалами;

-  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

-  проявлять интерес и с почтением относится к  продуктивной деятельности друг друга.

 -   участвовать в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном      уровне.

Родители:

  • Появился интерес к нетрадиционным техникам рисования и лепки
  • Активно участвуют в совместных мероприятиях группы и ДОУ;
  • Повысился уровень практических умений, уверенность в собственных   возможностях.

Предметно-развивающая среда:

  • Созданы условия для реализации проекта

Информационно – образовательный продукт:

  • Календарно-перспективное планирование, с учетом направленности на побуждение воображения, углубление интереса к рисованию и лепке в нетрадиционной технике
  • Созданы учебно-методические материалы (мультимидийные презентации по использованию нетрадиционных техник рисования и лепки
  • Авторские альбомы с дидактическими играми

Продукт совместной деятельности педагогов, детей и родителей:

  • Выставки совместного творчества детей и родителей:  
  • Родительские собрания:  
  • Консультации для родителей  
  • Праздники  

Предполагаемые источники финансирования при реализации проекта

Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь

                     …чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                     

В. А. Сухомлинский

     Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить  собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.                                  Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования.

     Трудно переоценить значение лепки и изобразительного искусства для развития творческих способностей ребенка. Это самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки  и изобразительного искусства богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка  и рисование – самые осязаемые виды художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке и рисовании является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. У детей формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой и рисованием,   тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.  

     Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

     Проведенный опрос, наблюдение занятий по изобразительной деятельности и анализ педагогической документации (планов).      а так же психолого - педагогическое анкетирование среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ  выявило ряд причин снижения интереса и мотивации детей к творчеству

 - отсутствие у детей необходимых знаний, умений и  технических навыков в рисовании и лепке;

- ограниченность выбора тематики,

- произведения изобразительного искусства,  которые в значительной мере могут помочь развитию эстетического восприятия,  часто заменяется образцами воспитателя.

- ограниченность знаний детей о других материалах и их выразительных свойствах .

- боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;

- навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов  

- очень редко на занятиях воспитатель дает возможность детям сделать самостоятельный выбор материалов в зависимости от задач изображения.

- на занятиях часто не принимают во внимание индивидуальные особенности детей, уровень их изобразительных навыков, интересы.

 - родители   не знакомы  с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности и лепки; 

     Задача формирования   творческой личности   традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты исследования выявили сложившиеся проблемы, и возникла  необходимость совершенствования и систематизации работы  в данном направлении  среди детей, родителей, педагогов и  наполнение ее новым содержанием. На наш взгляд, решение данной проблемы -  это использование нетрадиционных технологий в образовательном процессе и разработка инновационного  проекта «Чудеса своими руками»   реализация федеральных государственных образовательных стандартов в организации среди     участников образовательного процесса по развитию творческих способностей детей 4-6 лет посредством рисования  и лепки в нетрадиционной технике,   как основы формирования творческой личности.  

Цель проекта. Развитие  творчества, креативности мышления и фантазии  у детей 4-6 лет,  посредством использования нетрадиционных техник рисования и лепки.

Субъекты: Дети 4-6 лет,  воспитатели, родители

Гипотеза:   развитие творчества, креативности мышления и фантазии дошкольников 4-6 лет, может быть обеспечено использованием в обучении   нетрадиционных техник  рисования и лепки;

В соответствии с целью и гипотезой   были сформулированы следующие задачи:

1. Создавать педагогические условия для формирования творческой личности;

2. Развивать наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность, и мелкую моторику рук;

3. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов;

4.  Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;

5. Знакомить детей с изобразительным   искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров;

6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными   материалами;

7. Формировать умение оценивать созданные изображения и изделия;

8.  Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

9. Активно участвовать в выставках.

Новизна проекта заключается   в использовании самодельных, нестандартных инструментов, природных  и бросовых материалов для нетрадиционного рисования и лепки. Рисование и лепка с использованием нетрадиционных техник доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

В ходе реализации данного проекта благодаря созданным педагогическим условиям: дети и родители получат представление о нетрадиционных техниках рисования и лепки;  

-умение  самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, овладеют навыками нетрадиционной техники рисования и лепки;

- смогут самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования и лепки;

-  выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок и действие с пластическими материалами;

-видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;

-  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

-  проявлять интерес и с почтением относится к  продуктивной деятельности друг друга;

-иметь представление о разных видов изобразительного искусства (живопись, дизайн, декоративно – прикладное) и жанров;

 - участвовать в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном      уровне.

Будут созданы учебно-методические материалы (мультимидийные презентации по использованию нетрадиционных техник рисования и лепки, а так же авторские альбомы с дидактическими играми

Продуктом совместной деятельности педагогов, детей и родителей станут: выставки совместного творчества детей и родителей,  родительские собрания, консультации для родителей,   праздники.  

Организованная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщит детей к художественному творчеству, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

     Обобщая опыт по использованию  нетрадиционных техник рисования и лепки в ДОУ, можно сказать, что работа в данном направлении     способствует развитию у детей  творчества, креативности мышления и фантазии,    активизирует наблюдательность, внимание и воображение. 

     Данный опыт  по приобщению детей к нетрадиционным техникам рисования и лепки поможет коллегам в работе привить детям интерес к художественно-эстетической деятельности и  превратить  занятие по изобразительной деятельности в простую и веселую забавную игру.

     

 

                           Формы работы с воспитанниками

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

   

Проект «Чудеса своими руками» направлен на развитие творческого

воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и лепки.

         Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

      Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, лепки позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

№ п/п

Ключевые мероприятия проекта

Сроки проведения

1

- «Я умею рисовать» (изобразительное искусство);

Сентябрь, 2018

2

- городской конкурс рисунков по нетрадиционные техники рисования среди дошкольных образовательных учреждений города «Мы можем, умеем»;

октябрь, 2018 г

3

- конкурс детско-родительских поделок «Мама, папа, я талантливая семья!»;

апрель 2019

4

 - лучший сценарий среди дошкольных образовательных учреждений города Прокопьевска «Маленькие дети – большие таланты»;

декабрь, 2019 г

5

- викторина «Знатоки искусства»

6

- проведение во всех дошкольных образовательных учреждениях города Прокопьевска тематической недели «Неделя рисования и лепки нетрадиционными способами в детском саду»;

февраль 2020г

Самые масштабные мероприятия планируются:

п/п

Мероприятие

Сроки реализации

1

Открытое мероприятие «Путешествие в волшебную страну цветов»

 

2

Мастер-класс для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

3

 творческого мероприятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Отражение деревьев в воде»

 

4

Конкурс методических разработок. Использование различных видов педагогических технологий воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

 

5

Методическая разработка по теме:
«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

 

6

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори"

 

7

Методическая разработка:

Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста

 

8

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Лепка нетрадиционными способами»

 

9

Консультация для воспитателей «Пластилинография – нетрадиционная техника рисования»

 

10

Семинар-практикум

Нетрадиционные приёмы в лепке

 

11

Мастер-класс для родителей. «Рисуем пластилином»

 

12

Презентация на тему: «Мастер класс нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

 

13

Викторина «Что мы знаем о нетрадиционных способах лепки и рисовании »

 

14

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию «Лепка в детском саду»

 

15

Акция «Мы рисуем»

 

Завершится проект в апреле 2020 года масштабной выставкой рисунков, поделок с участием воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Прокопьевска и их родителей в ЦДО и праздничной церемонией награждения самых активных участников мероприятий проекта (детей, родителей, педагогов).

          Ход проекта будет освещаться на официальном сайте Управления образования администрации города Прокопьевска и на официальных сайтах дошкольных образовательных учреждений.

 

на 2018-2019 учебный год

                                                     средняя группа

Лепка (с использованием нетрадиционных пластичных материалов)

Недели

Тема

Цель

1

 Яблоко или помидор

( соленое тесто)

Знакомство детей со свойствами соленого теста, правильном использование его в работе Ознакомление с этапами выращивания фруктов и овощей. Обучение  составлению  описательного рассказа о яблоке или помидоре, сравнение предметов. При работе с тестом использование приема вдавливания середины шара, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета, знакомство с гигиеническими требованиями при работе с тестом. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: вдавливание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: просмотр видеослайдов

2

Яблоко или помидор

(окрашивание изделия красками)

Ознакомление с этапами окрашивания готового изделия из соленого теста. Воспитание усидчивости, аккуратности.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

3

Золотая осень (пластилинография)

Развитие умения оттягивать от целого куска  детали, формировать шарики и примазывать  к бумаге. Воспитание аккуратности. Формирование взаимопощи, умения работать в коллективе.

Основные понятия: отщипывание, примазывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: загадки

4

Поросёнок

(глина)

Знакомство детей со свойствами глины (мягкая, эластичная, легко лепится), правильном и безопасном его использовании. Закрепление приемов лепки: отделять части от целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать глину между ладонями, соединить части, плотно прижимая их друг к другу, использование приемов прищипывания, оттягивания. Развитие мелкой моторики рук, логического мышления.

Основные понятия: прищипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

5

Утёнок

(окрашенное соленое тесто)

Обучение детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голову в форме овала, ми широкий клюв и широкие плоские лапки. Подведение к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ. Закрепление умения делить тесто на неравные части, использование в лепке ранее усвоенные способы работы с тестом.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: художественное слово

6

Бусы для куклы Кати

(коллективная работа из соленого  теста)

Закрепление умения различать и называть  цвет. Воспитание интереса к лепке. Развитие зрительного внимания, памяти,  мелкой и общей моторики.

Основные понятия: прищипывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

7

 Бусы для куклы Кати

(окрашивание изделия красками)

Закрепление умения окрашивания готового изделия из соленого теста. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: тычок

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

8

Валенки

( лепка из глины)

Формирование у детей гордости, уважения к истории своего народа. Развитие познавательного интереса к русским народным традициям и промыслам. Активизация словаря детей. Закрепление умения создавать декоративную композицию по образцу. Развитие активного внимания, творческого воображения, самостоятельности. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации:игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

9

Снеговик

(пластилинография)

Знакомство с использованием приема- заливка пластилином трафарета в форме снеговика. Совершенствование познавательных процессов, содействие усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и пространственном расположении. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: трафарет

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

10

Кораблик

(глина)

Обучение детей лепить кораблики из брусочка глины, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и достраивать недостающее (трубу, палубу, мачту).  Открытие  ребенку  взаимосвязи способов лепки и конструирования из деталей.  Развитие интереса к лепке по мотивам литературных произведений.  

Основные понятия: конструирование

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

11

Игрушки для ёлочки

(соленое тесто)

Обучение лепке предметов округлой формы. Развитие воображения, формирование интереса к оформлению новогодних игрушек.  Создание предновогодней праздничной атмосферы.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

12

Игрушки для ёлочки

(окрашивание изделия красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Обучение самостоятельно украшать. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

13

Путешествие на пластилиновую планету

(коллективная работа)

(пластилинография)

Закрепление представления детей о космосе, путем изготовления  космических объектов. Совместное составление композиции. Развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: видеопрезентация

14

Пасхальное яйцо

(соленое тесто)

Закрепления умения лепить из соленого теста. Формирование желания самостоятельно делать пасхальные яйца. Развитие воображения, мелкой моторики .

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

15

Пасхальное яйцо

(окрашивание изделия красками)

Закрепление умения раскрашивать изделие из теста красками. Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

16

Зайчик

(глина)

Упражнение в умении делить пластилин на части, скатывать, примазывать детали, передавать характерные особенности строения зайчика, пропорции.

Уточнение, что заяц – дикое животное.

Воспитание настойчивости к достижению цели. Расширение знаний детей о диких животных. Развитие мелкой моторики.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: просмотр мультфильма по теме

17

Бабочка

(соленое тесто)

Совершенствование умения лепить поделки из соленого теста.

Развитие умения вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали (тело, крылья).

Закрепление навыков использования стеков при украшении поделки.

Воспитание  желания помочь другим жить в дружбе, чувство взаимопомощи.

Основные понятия:  прищипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: загадки

18

Бабочка

(окрашивание  изделия красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Обучение самостоятельно доводить изделие до готового состояния. Развитие  мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: загадки

19

Рыбка

(глина)

Формирование интереса к творческой деятельности. Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний о среде обитания рыб.

Основные понятия: отщыпывание

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: видеослайды

20

Радуга

(пластилинография)

Обобщение представлений о приметах весны. Знакомство с понятием радуга. Воспитание аккуратности, развитие способности размазывания пластилина разных цветов. Обучение не выходить за контур рисунка. Развитие мелкой моторики.

Основные понятия: размазывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

Рисование (нетрадиционные техники)

Недели

Тема

Цели

1

Здравствуй, осень (коллективная работа)

Знакомство детей с красками, нетрадиционными методами рисования. Обучение детей рисовать пальчиками.

Развитие чувства цвета,  воспитание интереса к процессу рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: отпечатки

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: показ образца

2

Корзинка с колосками (отпечатки спичечным коробком)

Закрепления знакомства с нетрадиционными видами и техникой рисования. Совершенствование навыков работы с гуашью.

Развитие мелкой моторики рук, аккуратности.

Основные понятия: отпечатки

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

3

Орешки для белочки

Совершенствование умения рисовать пальчиками. Развитие творческого воображения, познавательных способностей, зрительного внимания, развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: отпечатки

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

4

Зимние деревья

Обучение детей рисовать деревья нетрадиционным способом – поролоном, ватными палочками.  Развитие эстетического восприятия, памяти.  Воспитание аккуратности в рисовании.

Основные понятия: тычок

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: видеослайды

5

Волшебная снежинка

Знакомство с техникой рисования-монотипией. Развитие художественно-эстетического вкуса, развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: отпечаток

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеопрезентация

6

Весеннее дерево

Развитие творческих способностей через знакомство с техникой рисования-кляксографией. Обучение дорисовывать детали объектов, для придания им законченности. Развитие аккуратности, внимания, мелкой моторики рук.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: показ образца

7

Весенняя полянка-одуванчики

Закрепление умения рисовать с помощью нетрадиционной техники-кляксографией. Развитие  воображения, мышления, словарного запаса, мелкой моторики рук.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеослайды

8

Бабочка

Закрепление умения рисовать с помощью нетрадиционной техники – монотипии. Создание выразительного образа, развитие образного мышления, аккуратности, развитие у детей чувства формы, цвета. Развитие мелкой моторики.

Основные понятия: штамп

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

9

Петушок

Формирование умения детей использовать нетрадиционную технику - печать ладошкой. Развитие воображения, чувства цвета и формы, умение дорисовывать отпечаток ладошки. Воспитание аккуратности.

Основные понятия: штамп

Форма организации: игра

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

10

Жираф

Воспитание интереса к животным, желание изобразить их, передавая характерные особенности: форму, окраску, строение с исользованием ватных палочек. Развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, внимания.

Основные понятия: тычок

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

на 2019-2020 учебный год

старшая группа

Лепка (с использованием нетрадиционных пластичных материалов)

Недели

Тема

Цели

1

Я вырасту здоровым

(глина)

Обучение лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепление и усложнение способа лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Развитие мышления, мелкой моторики рук.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеослайды

2

Лесичка-сестричка

(соленое тесто)

Обучение детей лепить лису, передавая характерные особенности животного. Применение практических навыков в работе с тестом. Закрепление умений правильно соединять детали  между собой путем примазывания одной детали к другой, закрепление приемов лепки. Развитие мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

3

Лесичка-сестричка

(окрашивание изделие красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Продолжение обучения самостоятельно доводить работу до конца. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

4

Осенний натюрморт

(пластелинография)

(коллективная работа)

Обучение детей создавать объёмные композиции (натюрморты) из пластилина на картоне. Совершенствование изобразительной техники. Развитие композиционных умений – размещать несколько предметов, создавая гармоничную композицию. Расширение знания детей об осени. Развитие мелкой моторики.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: рассматривание

5

Богатый урожай

(соленое тесто)

Закрепление знаний о овощах и фруктах.

Анализ формы предметов, находить связь между формой и методом лепки; применение ранее знакомых способов лепки: из целого куска, моделируя из частей.

Закрепления умения в способах раскатывания и соединения элементов. Развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: показ образца

6

Богатый урожай

(окрашивание изделие красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Продолжение обучения самостоятельно доводить работу до конца. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

7

Первый снег

(пластилинография)

Закрепление умения наносить пластилин на картон, с помощью придавливания. Развитие творческих способностей детей, образного мышления,возникновение радости от полноценного совместного творческого процесса взрослого и ребенка. Развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: придавливание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: загадки

8

Мои любимые игрушки

(глина)

Закрепление умения создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Расширение знания детей об игрушках, обучение составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развитие мелкой и общей моторики, памяти, воспитание бережного отношения к игрушкам. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: придавливание

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

9

Варежки

(глина)

Закрепление умения лепить из глины, нанося узор при помощи палочек. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Основные понятия: вдавливание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеослайды

10

Ёлочка

(пластилинография)

Закрепление умения детей скатывать из пластилина шарики и наносить их на картон.

Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

Основные понятия: придавливание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

11

Домик для зайчика

(глина)

Закрепление умения лепить из глины фигуры. Развитие воображения, мелкой моторики рук.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

12

Подснежники

(пластилинография)

Возникновение интереса к пробуждающейся весенней природе, знакомство с весенними изменениями, представления о первоцветах. Создание выразительного образа посредством передачи объема и цвета. Закрепление умений и навыков детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: сплющивание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеопризентация

13

Колокольчики

(соленое тесто)

Обучение детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствование изобразительной техники. Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления.

Основные понятия: прищипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

14

Колокольчики

(окрашивание изделие красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Обучение самостоятельно доводить изделие до готового состояния. Развитие  мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

15

Кружка для папы

(глина)

 Обучение лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Воспитание заботливого отношения к близким людям, Развитие мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: отщипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: художественное слово

16

Мы кондитеры

Возникновение у детей интереса к лепке кондитерских и кулинарных изделий из  теста. Формовать вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки. Развитие воображения, мелкой моторики рук.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: видеослайды

17

Цветы для мамы

(тесто соленое)

Развитие творческих способностей детей.

Закрепление работать с соленым тестом. Закрепление обучения правильным способом выполнять приемы лепки. Развитие мелкой моторики.

Основные понятия: прищипывание

Форма организации: игра

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

18

Цветы для мамы

(окрашивание изделие красками)

Закрепление умения окрашивать готовое изделие из теста. Обучение самостоятельно доводить изделие до готового состояния. Развитие  мышления, мелкой моторики пальцев рук.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

19

Корзинка с цветами

(пластилинография)

Закрепление умения правильно и аккуратно наносить пластилин на картон. Развитие речи, внимания, мелкой моторики рук.

Основные понятия: примазывание

Форма организации: коллективная работа

Методы и приёмы: рассматривание

20

Жучок

(глина)

Закрепление умения лепить изделие из глины, используя различные приемы.

Развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Основные понятия: конструирование

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

Рисование (нетрадиционные техники)

Недели

Тема

Цели

1

Вальс осенних цветов

Закрепление умения рисовать с помощью нетрадиционной техники-монотипии. Знакомство детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, указание, что природа прекрасна в любое время года. Знакомство детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Развитие технических навыков, в рисовании, работая с помощью красок. Развитие творческого мышления, речевой активности, коммуникативных навыков, внимания, памяти. Развитие любознательности, воображения, мелкой моторики кистей рук.

Основные понятия: отпечатки

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеопризентация

2

Портрет осени

Закрепление умения рисовать нетрадиционным способом – кляксографией. Развитие образного мышления, воображения, творчества, мелкой моторики.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

3

Кисть рябинки

Закрепление обучения рисовать детей ватными палочками, закрепление представлений о строении кисти рябины. Воспитание интереса к окружающему миру природы. Развитие мелкой моторики рук, воображения.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

4

Весёлые ладошки

Использование нетрадиционной техники рисования (ладонью). Закрепление обучения самостоятельно придумывать композицию рисунка.Развитие творческого воображения, внимания, мелкой моторики и координации движения рук.

Основные понятия: ооооечтки

Форма организации: игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

5

Сказочная птица-зима

Обучение детей ритмически рисовать узоры с помощью ватных палочек и зубной щетки по изображению птицы, симметрично размещать элементы рисунка. Развитие  мышления ,развитие мелкой моторики, воспитание самостоятельности, воспитание аккуратности при работе.

Основные понятия: тычок

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

6

Метель

Закрепление умения детей рисовать с помощью набрызга, создавая эффект метели. Закрепление навыков рисования наклонных веток деревьев концом  кисти. Побуждение детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику. Развитие мелкой мотрики рук, мышления.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра-путешествие

Методы и приёмы: чтение художественной литературы

7

Пасхальная открытка

Совершенствование умения работать красками, дополнять образ нетрадиционным методом- рисование пальчиками. Развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: отпечатки

Форма организации: игра

Методы и приёмы: показ образца

8

Весна

Развитие цветовосприятия, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развитие любознательности, воображения, координации, мелкой моторики рук.

Основные понятия:набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение

9

Весеннее дерево

Совершенствование владения детьми  нетрадиционной техникой рисования «кляксография».

Формирование умения передавать цветовую гамму. Развитие цветовосприятия, чувства композиции. Развитие познавательной и исследовательской деятельности.Развитие воображения, внимания, памяти и мышления.Совершенствование умений точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы. Развитие мелкой моторики рук.

Основные понятия: набрызг

Форма организации: игра

Методы и приёмы: рассматривание

10

Бабочка

Закрепление умения рисовать с помощью монотипии. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику.

Основные понятия: штамп

Форма организации: игра

Методы и приёмы: видеослайды

п/п

Планируемое мероприятие

Сроки реализации

1

Консультация для родителей «Обычные вещи – необычные превращения».

сентябрь, 2018 г.

2

 Игры с красками: «Необычные кляксы», «Волшебные трубочки».

октябрь, 2018 г.

3

Мастер-класс «Рисуем без кисточки»

ноябрь,  2018г

4

Просмотр видео уроков «Рисование нетрадиционными техниками и материалами»

декабрь, 2018 г.

5

 «Снеговик» (рисование смятой бумагой) 

январь, 2019 г.

6

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в детском творчестве»

февраль, 2019г.

7

Выставка поделок из соленого теста.

март, 2019г

8

«Салют» (набрызг) 

апрель, 2019г

9

Выставка детского творчества для родителей

май, 2019г

10

 Консультация для родителей «Чудеса на ладошках» (методы изотерапии)

сентябрь, 2019г

11

 Мастер-класс «Рисуем без кисточки»

октябрь, 2019 г

12

Консультация для родителей «Материалы, которые помогут рисовать».

ноябрь,2019г

13

 Мастер-класс «Что можно сделать из соленного теста»

декабрь, 2019 г.

14

Консультация для родителей «Как занятия рисованием влияют на развитие мелкой моторики рук»

январь, 2020 г.

15

 «Беседа  о нетрадиционных  техниках  изображения»

февраль, 2020 г.

16

«Букет для мамы» (рисование ватными дисками). Открытое занятие на уровне ДОУ

март, 2020 г

17

 Консультация: «Как оборудовать уголок рисования дома»

Апрель, 2020 г

18

Мастер класс с родителями старших групп.

май, 2020 г

Исполнители:

Воспитатель, специалисты ДОУ: учитель- логопед, музыкальный руководитель.

       :

 

Мониторинг проектной деятельности отслеживается постоянно сначала реализации проекта.  Используется методика для определения уровня развития  художественно-эстетического воспитания дошкольников

по каждому критерию и показателю. Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова

  №

Ф.И. ребёнка

форма

строение

пропорции

композиция

передача движения

цвет

Общее кол-во

баллов

Итого

бал- лов по критериям

возможное высшее количество баллов

       Ранговый ряд,

построенный на основе полученной детьми суммы баллов

       (от высшего числа к низшему).

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

1.

Петров Иван

18

Наивысшее число баллов

21

Низшее число баллов

7

Высокий уровень: Лепит и рисует с натуры простые предметы, животных; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой; лепит и рисует по представлению персонажей литературных произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображение с помощью вспомогательных средств и дополнительных материалов; создаёт замысел до начала лепки и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приёмами лепки; технические навыки сформированы (создаёт скульптурные и рельефные изображения), передаёт характерную структуру пропорции объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз, создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует созданное изображение, творчески обыгрывает продукт лепки и рисунка.

Средний уровень: Лепит и рисует  с натуры простые предметы, животных и по представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении технических действий; создаёт замысел до начала лепки и рисунка, однако не всегда получает результат, соответствующий замыслу; выбирает соответствующие теме  изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности; пользуется основными приёмами лепки и изобразительной деятельности ;изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик объекта – объекты напоминают реальные отдельными признаками; передаёт общую структуру и пропорции объектов; изображения, как правило, статичны; при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе ; кратко комментирует продукт; схематично обыгрывает продукт.

Низкий уровень: Совместно со взрослыми лепит и рисует с натуры простые предметы, животных; простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, имеет в арсенале несколько привычных тем ; до начала изображения определяет не замысел, а лишь тему  в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого может кратко определить отдельные её этапы; пользуется несколькими стереотипными приёмами; изображения не достаточно реалистичны, невыразительны, затрудняется в комментировании готового продукта лепки и рисунка, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится обыгрывать продукт,  с помощью взрослого может осуществить несколько игровых действий.

Планируемые  результаты

1.Субъекты образовательного процесса:

Ребенок:

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества

- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;

-самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования и лепки;

-  выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок и действие с пластическими материалами;

-  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

-  проявлять интерес и с почтением относится к  продуктивной деятельности друг друга.

 -   участвовать в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном      уровне.

Родители:

  • Появился интерес к нетрадиционным техникам рисования и лепки
  • Активно участвуют в совместных мероприятиях группы и ДОУ;
  • Повысился уровень практических умений, уверенность в собственных   возможностях.

Предметно-развивающая среда:

  • Созданы условия для реализации проекта

Информационно – образовательный продукт:

  • Календарно-перспективное планирование, с учетом направленности на побуждение воображения, углубление интереса к рисованию и лепке в нетрадиционной технике
  • Созданы учебно-методические материалы (мультимидийные презентации по использованию нетрадиционных техник рисования и лепки
  • Авторские альбомы с дидактическими играми

Продукт совместной деятельности педагогов, детей и родителей:

  • Выставки совместного творчества детей и родителей:  
  • Родительские собрания:  
  • Консультации для родителей  
  • Праздники  

Проблемно ориентированный анализ

Данный проект будет  апробирован в рамках МБДОУ «Детский сад № 101 «Березка», в 2018-2020 г. с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта дети познакомятся с нетрадиционными  видами лепки и изобразительной деятельности.

             Развивающая среда, созданная в группе, поможет осуществить основные направления художественно – эстетического воспитания.

Обобщая опыт по приобщению детей к художественно-эстетическому воспитанию, можно сказать, что таким образом мы  создаем атмосферу которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.    Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего творческого человека. Надеемся, что опыт  поможет коллегам в работе по приобщению детей к художественно-эстетическому воспитанию, средствами нетрадиционной лепки и изобразительной деятельности.

        

Литература

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография - 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 51с.

2. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» - М.: «Мозаика-синтез», 2009г.

3. Новиковская О. А. «Ум на кончиках пальцев». — М.: АСТ СПб: Сова, 2006.

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. —

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки

8 .Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.


9 .К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».11. И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

12. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

13. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

14. А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

15. Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

"Золотые руки" информация по подготовке выставки изделий, выполненных своими руками.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки и ваши ребятишки. Приглашаю всех учавствовать в выставке поделок, выполненных своими руками к празднику "День семьи".Приветствуются поделки из различного материа...

Инновационная деятельность "Лэпбук своими руками"

Лэпбук своими руками:"Домашние животные"Цель : Закрепление знаний детей о домашних животных. "Дикие животные"Цель : Закрепление знаний детей о диких животых."Професс...

Презентация «Сказки своими руками». Выступление на РМО «СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»

laquo;СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»Помните, педагог воспитываети обучает детей до тех пор,пока учится сам! Сказки были, есть и будут актуальны! Познакомлю педагогов с одним из методов работы ...

Музыкальные инструменты своими своими руками

Как из подручного материала можно изготовить музыкальные инструменты для оркестра в детском саду....

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы.

Познавательное развитие. Подготовительная группа. Тема: «Бумага своими руками» Цель: Изготовление бумаги своими руками- решение экологической проблемы. Задачи: 1. Познакомить детей с совре...

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя. Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендации

Предметно пространственная среда сделанная руками воспитателя и родителя.Нетрадиционное оборудование для физкультуры в детском саду своими руками: советы и рекомендацииПривить навыки здорового образа ...