Нравственное воспитание дошкольников (статья)
статья

Горских Ольга Евгеньевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_statya.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

О. Е. Горских

И. А. Москвина

Е.Н. Лазарева

Т.А. Анищенкова

(город Прокопьевск)

На сегодняшний день, к самым главным и масштабным социальным вопросам относят духовное и нравственное воспитание граждан РФ. В условиях концепции воспитания детей в дошкольных учреждениях, педагогам данных заведений необходимо приложить усилия по формированию физического и интеллектуального воспитания маленьких граждан, развитию их духовного богатства, формированию у них нравственного и творческого начал. В основу современной образовательной концепции положен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он включает главные постулаты сферы дошкольного образования. Нужно приобщать детей к социальным и культурным нормам, семейным, социальным и государственным традициям, контролировать этнокультурное воспитание развития детей [1].

Востребованность задач, сопряженных с нравственным воспитанием, в условиях современного общества, очень высока. Необходимо приобщать ребенка к культурным традициям своей Родины, к наследию предков, чтобы он смог уважать и гордиться своим государством. Началом Родины дошкольника является родной дом, улица, на которой живет он и его семья. Этим можно объяснить потребность в профессиональном взаимодействии родителей и воспитателей. Подрастающей человек должен научиться развивать бережное отношение к традициям и культуре своего народа, укреплять свою семью.

Народные праздники, которые проводятся в детском саду играют значимую роль в приобщении детей к общенародной культуре. Они показывают самобытность времени и национальный характер, относятся к яркой форме отдыха воспитателей, родителей и детей, объединенные общими действиями, переживаниями.

С помощью игр ребенок познает окружающий мир, получает новые знания, умения. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей формируются следующие качества: трудолюбие, коллективизм, развивается воля, выдержка, способность уступать. Книга играет важную роль в нравственном воспитании. Первый этап просвещения детей – чтение в семье сказок, рассказов. Затем книги экологического направления, и, в конце концов, речевое творчество: сочинение стихов, рассказов [2, 99].

Также к формам работы по нравственному воспитанию отнесем:

  1. Чтение авторских и народных сказок, сказки о материнской любви
  2. Занятия называемые “Дорогою добра”, по воспитанию нравственных ценностей, общения с природой
  3. Знакомство с календарными народными и православными праздниками
  4. Проведения тематических выставок творческих работ детей
  5. Организация театрализованных представлений на этические и нравственные темы [3, 45].

Далее хочется упомянуть нетрадиционные формы работы с родителями, которые довольны увлекательны, занимают немного времени и дозволяют сразу увидеть следствие собственного участия.

К примеру, с помощью нетрадиционной формы работы - "Родительская почта" можно наладить наиболее тесный контакт с семьями, каждый член семьи в короткой записке высказывает сомнения в отношении методов воспитания его ребенка, пишет каким он хочет видеть воспитательный процесс в группе, адресуется за помощью. При помощи акции «Мамина колыбельная», в которой родители со своими детьми записывают колыбельные песни и в результате мы получаем альбом со словами песен. Благодаря этой акции происходит сплочение семьи, родители становятся ближе к своим чадам, начинают больше времени уделять своим детям.

Для того, чтобы помочь родителям в нравственном воспитании детей  используются методы проведения нетрадиционных собраний родителей, где объясняется значимость нравственного воспитания детей и способы воздействия родителей на данный процесс. Собрания проводятся в различных формах: конференций, «круглых столов», семейных гостиных, семейных клубов, дискуссий, школ для родителей, в процессе которых  обсуждается, разъясняется, что в поведении дошкольников препятствует воспитанию нравственности.

Однако самое важное, что главное это метод личного положительного примера. Мы устремляем внимание родителей на их действия, на то как они общаются в семье и в обществе, и первостепенно призываем следить за собой. Для этого  применяются педагогические упражнения, игры, в процессе которых называются родителям примеры актуальных ситуаций в жизни и просят их припомнить, как они себя поведут в них, морально ли это с их стороны, и что необходимо сделать, чтобы стать нравственным.

Порой родители упрекают сад в том, что дети безнравственны  из-за других детей, однако сами, не замечают того, что к примеру в приемной, переодевая ребенка, разрешают себе грубость в отношении к своему ребенку, к другим родителям или своему супругу - супруге. Главная задача педагогов в данной ситуации, обратить их внимание на свои поступки, они являются для ребёнка лучшим примером поведения в социуме, и данную манеру поведения дети возьмут в свою жизнь. В результате хочется припомнить слова английской пословицы «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
  2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  3. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ (из опыта работы)

Уважаемые педагоги, хотелось поделиться с Вами работой проводимой в нашем ДОУ по духовно-нравственному воспитанию  в условиях ФГТ...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе"

Большое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. По...

Статья для методического объединения. Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников

Круг чтения дошкольников. Художественная литература в рамках нравственного воспитания дошкольников...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...