Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции
учебно-методический материал (младшая группа)

Нестулиева Ольга Александровна

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащается их сенсорный опыт. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств. Это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге. Дисфункция (нарушение) сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.Очень важно, как можно раньше выявить нарушения сенсорной интеграции и начать с ними работать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 «Колокольчик» Нестулиева Ольга Александровна Воспитатель I категории

Слайд 2

Цель: Развитие восприятия ощущений детей дошкольного возраста, обогащая чувственный опыт методом сенсорной интеграции с учетом индивидуальных особенностей детей в игровой деятельности. Задачи: - развивать вестибулярную, тактильную, проприоцептивную системы восприятия ощущений; - развивать восприятие с учетом индивидуальных особенностей детей; - обогащать чувственный опыт дошкольников в игровой деятельности.

Слайд 3

Планируемые результаты: - Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - Он удерживает равновесие при выполнении разнообразных движений, у него развита координация, быстрота движений; - Ребенок эмоционально-положительного реагирует на просьбы взрослого и сверстника, адекватно реагирует действием и словом; - У него развита крупная моторика, ребенок освоил основные движения, правильно их выполняет, проявляя радость от двигательной деятельности; - Ребенок понимает эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев); - Он ориентируется в групповой комнате, в ближайшем окружении; - Ребенок выполняет музыкально-ритмические движения (простейшие танцевальные: хлопает в ладоши и одновременно топает ногами, полуприседает , покачивается с ноги на ногу); - Он охотно общается с воспитателями и детьми, вступает в игровое взаимодействие.

Слайд 4

Сенсорное развитие Сенсорная интеграция Это взаимодействие всех органов чувств. Оно подразумевается, как упорядочивание ощу­щений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог аде­кватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. В фокусе сенсорного развития находится формирование представлений о сенсорных эталонах и действиях

Слайд 6

Базовые системы восприятия ощущений

Слайд 7

Метод сенсорной интеграции в игровой деятельности: дидактические игры и упражнения подвижные игры

Слайд 8

Дисфункция сенсорной интеграции ребёнок с раннего возраста получает слишком много чувственной информации ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации

Слайд 9

Нарушения тактильного восприятия

Слайд 11

Варианты игр и упражнений для развития тактильной системы: Игры с песком Игры с крупами Рисование пальчиками Игры с водой «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Варианты усложнения заданий: - ребенок должен ощупывать предмет двумя руками одновременно; - ребенок должен ощупывать предмет каждой рукой по очереди; - после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же рукой; - а потом другой рукой . «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Варианты усложнения заданий: - сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами; - затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; - произвольно, только правой или левой рукой.; - фактура поверхностей должна отличаться незначительно. « Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой .

Слайд 12

Нарушения проприоцептивного восприятия

Слайд 14

Варианты игр для развития проприоцептивной системы: - Ползанье на четвереньках - Перекрестная ходьба - Стояние на одной ноге - Задания , в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них - Залезания на препятствия, пролезание в туннели - «Путаница ». Воспитатель намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенку необходимо исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение. - Перехваты палки: - при вертикальном положении палки - снизу вверх и сверху вниз; - при горизонтальном положении палки — слева направо и справа налево; - перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку . - «Мельница » : вращение палки двумя руками на уровне пояса. - «Вертолет » — присесть, палку держать в горизонтальном положении в руках, вытянутых вверх; вращая палку, медленно выпрямить ноги и подняться на мыски. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в И.п .

Слайд 15

Нарушения вестибулярного восприятия

Слайд 17

Варианты игр и упражнений для развития вестибулярной системы: - Катание с горки - Качание в гамаке, в покрывале, на качели - Катание на покрывале, матрасе с изменением траектории - Прыжки на одной, двух ногах - Игры с большим мячом - Движение с изменением направления - Ходьба по ленте, канату - Прыжки на скакалке - Катание на коньках, велосипеде - Метание в цель Упражнения на б алансировочной доске : - Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку. - Сесть , сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске. - Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой. - Ребенок сидит на корточках, делает круговые вращения головой, лучше под музыку. Затем вращение руками. - Положение стоя или сидя. Руки сложить на груди, затем поднять их над головой, руки в стороны, нагнуться, достать до пола .



Предварительный просмотр:

Фестиваль современных педагогических практик

Образовательная практика: «Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции»

Нестулиева Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ № 31 «Колокольчик»

Сл.2. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащается их сенсорный опыт.

Сл.3. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.

Сл.4. В фокусе сенсорного развития находится формирование представлений о сенсорных эталонах и действиях, а сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

Сл.5. Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Если слуховая, обонятельная, зрительная и вкусовая системы начинают работать на более поздней стадии развития,

Сл. 6. то еще в утробе матери начинают работать 3 системы восприятия ощущений, которые называются основными (базовыми) ощущениями: вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы. Такое разделение видов не говорит о том, что и функционируют они отдельно друг от друга. На деле восприятие различных ощущений так тесно переплетены, что все системы работают одновременно.

Сл. 7. Свою деятельность по сенсорной интеграции осуществляю посредством игр, воздействующих на основные сенсорные системы ребенка:

- в процессе дидактических игр и упражнений;

- в процессе подвижных игр.

Сл. 8. Дисфункция (нарушение) сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

- ребёнок с раннего возраста получает слишком много чувственной информации, и его мозг перегружен;

- ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.

Очень важно, как можно раньше выявить нарушения сенсорной интеграции и начать с ними работать.

Сл.9. Тактильная система - система кожной чувствительности. На коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло).

Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды (например, водолазки, свитера с горлом) жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Сл.10. Фото

Сл.11. Варианты игр и упражнений для развития тактильной системы.

Сл.12. Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собственной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта система отвечает за любое хорошо скоординированное движение.

Нарушения проприоцептивного восприятия -  замедленная и быстрая реакция.

В первом случае ребенок постоянно прыгает, рушит, громит, топает. Ему нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Во втором случае у ребенка трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Он часто натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется. Такому ребенку сложно оценить свои силы: не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.

Сл.13. Фото.

Сл.14. Варианты игр для развития проприоцептивной системы.

Сл.15. Вестибулярная система - система поддержания равновесия - устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяжести, сохранять вертикальное положение и свойственное только человеку прямохождение.

Нарушения вестибулярного восприятия. При таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Сл.16. Фото.

Сл.17.Варианты игр и упражнений для развития вестибулярной системы

В современном мире у детей часто возникают сенсорные перегрузки зрения, слуха и сенсорный голод всего остального. Сенсорная интеграция способствует организации мозга, помогает ему лучше работать. Это способствует освоению и чтения, и письма, и многого другого с гораздо меньшими усилиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...

Дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных способностей

Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятия формы, величины, цвета....

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 летКомплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятийРазвивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию...

Консультация «Игры и упражнения для развития сенсорной интеграции» в помощь педагогам

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие ребенка, обогащается е...

Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащ...

Игры и упражнения для развития сенсорной интеграции

Картотека игр для развития сенсорной интеграци...