Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Ивлева Оксана Александровна

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Современные технологии речевого развития:

  • здоровьесберегающие технологии:  дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности), пескотерапия,
  •   технологии проектной деятельности
  •  технология ТРИЗ
  •   технологии исследовательской деятельности
  •   информационно-коммуникационные    технологии;
  •   игровые технологии
  •   мнемотехника
  •    синквейн технология

1.Здоровьесберегающие технологии:

Развитие речевого дыхания  играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи, обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой

Пальчиковая гимнастика. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.

Сказкотерапия создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи

2.Технологии ТРИЗ:

применяют метод работы с серией картинок – этот метод основан на освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии картинок

3. Технология проектной деятельности

Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

3.Информационно-коммуникативные технологии

  • Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).
  •  Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
  •  Компьютерные игры (обучающие).

Игровые технологии

Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские, настольные дидактические игры.

Остановлюсь подробнее на мнемотехнике и синквейне.

4. Мнемотехника

(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Мнемотаблицы могут использоваться при                обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Сенсорно- графическая схема
  • Блок-квадрат
  • Предметно-схематическая модель
  • Схема составления рассказа
  • Коллаж

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Для детей младшего и  среднего  дошкольного  возраста необходимо  давать цветные  мнемотаблицы, так как в    памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы: лиса- рыжая, мышка-  серая, ёлочка- зелёная.

Вот пример отрывок стихотворения в мнемотаблице:

Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З. Александрова)

5.Синквейн – технология

Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

В чём же его эффективность и значимость?

- Его простота. Синквейн могут составить все.

- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

- Синквейн является игровым приемом.

- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме .

Алгоритм составления синквейна , Модель синквейна.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное.

Кто это? – Ежик

II Этап

“слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное Предъявляется модель - признак предмета

Ежик какой?

- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

III Этап

“Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, Предъявляется модель-действие предмета

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Пример синквейна

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Примеры синквейна:

        Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

   Ель

                                                                Душистая, чудесная.

                                                                Растет, веселит, радует.

                                                                Я люблю зимнюю ель.

                                                                Зима, новый год, детство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...

Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"

Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....

Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе....

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...