Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»(2022г)
консультация (старшая группа)

Бебенина Ольга Павловна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Современные технологии речевого развития:

Здоровьесберегающие технологии: 

  • дыхательная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • игровой самомассаж,
  • логоритмика,
  • сказкотерапия,
  • музыкотерапия;
  • кинезиотерапия (игротренинг);
  • литотерапия (камешки «Марблс»);
  • арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности), пескотерапия,
  • технологии проектной деятельности
  • технология ТРИЗ
  • технологии исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные    технологии;
  •  игровые технологии
  •  мнемотехника
  •  синквейн технология

Здоровьесберегающие технологии:

Развитие речевого дыхания  играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи, обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой.

Пальчиковая гимнастика. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.

Сказкотерапия создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи

Технологии ТРИЗ:

применяют метод работы с серией картинок – этот метод основан на освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии картинок

3. Технология проектной деятельности

Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Информационно-коммуникативные технологии

  • Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).
  •  Создание презентаций в программе MicrosoftOfficeРowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
  •  Компьютерные игры (обучающие).

Игровые технологии

Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские, настольные дидактические игры.

Остановлюсь подробнее на мнемотехнике и синквейне.

Мнемотехника

(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Мнемотаблицы могут использоваться при                обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Сенсорно- графическая схема
  • Блок-квадрат
  • Предметно-схематическая модель
  • Схема составления рассказа
  • Коллаж

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Для детей младшего и  среднего  дошкольного  возраста необходимо  давать цветные мнемотаблицы, так как в    памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы: лиса- рыжая, мышка-  серая, ёлочка- зелёная.

Вот пример отрывок стихотворения в мнемотаблице:

Мой мишка

(отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

(З. Александрова)

Синквейн – технология

Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

В чём же его эффективность и значимость?

- Его простота. Синквейн могут составить все.

- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

- Синквейн является игровым приемом.

- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме.

Алгоритм составления синквейна ,Модель синквейна.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное.

Кто это? – Ежик

II Этап

“слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное Предъявляется модель - признак предмета

Ежик какой?

- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

IIIЭтап

“Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, Предъявляется модель-действие предмета

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Пример синквейна

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Примеры синквейна:

        Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

   Ель

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...

Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"

Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....

Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"

Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным...

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

В консультации даётся представление о том, что такое "мнемотехника", какие есть приёмы мнемотехники, и как её можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста для развития св...