Предметно развивающая среда как средство социализации и самообразования дошкольника
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Самый эфективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание о чём то узнать и сему то научиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_-_kopiya.docx787.88 КБ

Предварительный просмотр:

Реалии сегодняшних дней и новые подходы в образовании, а именно, построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  ставят педагогов перед поиском новых форм и методов взаимодействия с детьми. Осуществление образовательного процесса в разные отрезки времени в течение всего дня с подгруппами и индивидуально, организация самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности детей требует пересмотреть предметно-развивающую среду, если не всю, то отдельные её компоненты обязательно.

     Чем руководствоваться? Как учесть все требования: и новый режим образовательной деятельности, и формы организации детей, и личностно-ориентированный подход? И ещё много, много «и».

Чтобы определить чёткие позиции в построении образовательного пространства я взяла за основу

5 ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ  РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА:

Социальная: Умение работать в группах, играть / делиться с другими, следовать правилам.

Физическая: Развитие мелкой моторики рук и физической активности.

Интеллектуальная: Знание и понимание    окружающего мира.

Творческая: Развитие самовыражения и детского  воображения.

Эмоциональная: Развитие осознания самого себя, уверенности в себе, умения различать свои чувства и управлять эмоциями.

Учитывая пространственно-предметный компонент, определила наличие и расположение зон и центров в группе, содержание дидактического материала, обеспечивающего развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.                                                       

Среда, обеспечивающая благополучие каждого ребенка, где:                                                                                      

  • каждый ребенок ощущает свою принадлежность к сообществу и испытывает чувство комфорта
  • обеспечиваются равные возможности для полноценного развития, образования и воспитания
  • дети могут свободно выражать себя

Среда, привлекательная и развивающая для создания атмосферы познавательной активности.

  • Возможность обновления материалов в центрах, отражающих интересы детей, темы или проекты, над которыми  они сейчас работают
  • Наличие материалов «открытого типа», которые  можно исследовать
  • Возможность создания материалов совместно с детьми и родителями
  • Возможность детям выбирать и действовать с материалами и самим убирать их.
  • Фокус на процессах, а не только на продуктах работы
  • Мотивация решать задачу несколькими способами
  • Cоздание исследовательской среды

И так открываем двери старшей группы. Разноцветные следы уверено ведут нас в групповую комнату.  Озорные и пытливые дошколята  встречают нас у «Городка    Всёзнаек». Где новый, изучаемый  материал представлен для детей в домиках. Он подаётся и закрепляется в игровой форме, затем обыгрывается детьми самостоятельно.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\пятачок ФОТО\DSC00296.JPG

Взаимодействуя друг с другом или с педагогом, дети познают азы точной науки математики, грамоты.   В окошках домиков могут быть и картинки,  помогающие рассказать разные истории, и фигурки животных, и геометрические тела.

Рядом с магнитной доской удобно расположены буквы, цифры и геометрические фигуры. Здесь дети могут выложить пока ещё только слоги,  составить фигуры из частей, придумать орнамент.  

 Особый интерес вызывает рисование на песке. На  столе с подсветкой дети рисуют пальцами, палочками, играют с фигурками животных.

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото садик\DSC02910.JPGC:\Users\Татьяна\Desktop\Елена\Группа_фото\DSC00034.JPG

Инсталляции, панорамы на разные темы привлекают внимание детей, развивают восприятие.

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото садик\DSC02914.JPGC:\Users\Татьяна\Desktop\Елена\Группа_фото\DSC00035.JPG

В соответствии с социальным компонентом создан тематический уголок, он удобно расположен  и доступен  с трёх сторон, его расположение и величина даёт возможность участвовать в режиссёрской игре нескольким детям одновременно. В наполнении и оформлении участвуют все участники образовательного процесса: дети, родители и педагоги. По теме недели изготавливаются атрибуты, а затем всё это обыгрывается детьми в действии. C:\Users\Татьяна\Desktop\Елена\Группа_фото\DSC00036.JPG

Дети охотно изменяют смену времён года в «волшебном лесу», находящемся в уголке природы, дополняют поделками животных   из разных материалов.

В уголке природы можно поэкспериментировать с природным материалом, закрепить полученные знания и навыки, создать свой образ. Схемы, образцы меняются в зависимости от интересов или темы недели.

Ежедневно дети, отмечая  дату в календаре, ориентируются в разных временных отрезках, начиная с времени года, и кончая днём недели.

Есть и календарь наблюдений,  в котором ребята подбирают картинки, отражающие наблюдаемые объекты. C:\Users\Воспитатель\Desktop\пятачок ФОТО\DSC00291.JPG

Интерьер группы заполняет большое панно,

стилизованные деревья актуальны во все времена года и для любой темы. Они дополняются капельками дождя, снежинками, осенними листьями. На них можно увидеть мудрого совёнка, держащего конверт «с секретом», сундучок с картой-схемой и т.д.

Воздушное пространство также «несёт» детям информацию и зрительный опыт: за потолочные шины крепятся мобили, лёгкие конструкции из картона, забавные герои, сделанные на основе воздушных шаров вовлекают   детей в подвижные игры.  

Достойное применение во взаимодействии с детьми нашли цветные дорожки. Цветные полоски разной длины с разметкой «помогают» детям в построении на игру, ориентировке в пространстве. Дети, стоя на дорожках, кидают кубик и выполняют ход по цветовому сигналу кубика. Кубик  с цифрой отсчитывает шаги, кто вперёд дойдёт до финиша.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\пятачок ФОТО\DSC00289.JPGC:\Users\Воспитатель\Desktop\пятачок ФОТО\DSC00290.JPG

Переносной лёгкий ковёр, на котором можно организовать разные виды деятельности. Сюжетно-ролевая игра, конструирование, дидактическая игра по правилам дорожного движения может разместиться в любом месте группы и спальни.

Наблюдая со стороны, можно заметить, что далеко не со всем материалом, как хотелось бы,   дети работают самостоятельно. Ещё в давние времена выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, предложил рассматривать среду как условие оптимального

саморазвития личности. Но все мы знаем, что  дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, потому что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент.  (Научить рисовать ель, для того, чтобы зайчонок мог спрятаться от лисы, правильно отсчитать семь шагов, чтобы найти заветный ключик и т. д.) И тогда выясняется, что не столько разнообразие аккуратно сложенного материала, сколько форма или способ его подачи должны вызвать интерес и желание ребёнка действовать с ним самостоятельно.

Принцип интеграции образовательных областей, учёт особенностей и интересов воспитанников повлёк к наличию в центрах межпредметных материалов. Например, в математическом центре можно поместить шишки, жёлуди, камушки, мелкие игрушки для составления задач. А в экспериментальном уголке пластилин, солёное тесто и т. д. Эти, на первый взгляд, несущественные моменты дают возможность ребёнку добывать знания самому (пересчитывать при взвешивании, конструировании, соединении),  и развивают умение применять свои знания в другой деятельности.

   

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта...

Предметно развивающая среда, как средство формирования гкндерной идентичности дошкольника.

Одним из ведйщим условием для формирования позитивной половой идентичности ребёнка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда. В данной статье я по...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...

педсовет "Предметно-развивающая среда, как средство саморазвития творческой активности дошкольника"

quot;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат..." В.А.Сухомлинский.Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются всё более высокие тре...

Научная статья: Предметно-развивающая среда, как средство поддержки двигательной активности дошкольников

В условиях современности, в соответствии с ФГОС ДО, одной из главных задач дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Согласно утверждению, ...