Конспекты СООД с детьми подготовительной группы по формированию основ финансовой культуры.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста – это совокупность знаний и установок ребенка в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач.  Решение проблемы по приобщению детей к миру финансов – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.  Важно помочь дошкольнику осознать, что достичь финансового благополучия можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Но фрагментарный характер преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостаток понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостаток квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности не позволяет решать данную задачу.

 Однако потенциал кружковой работы как средства формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста используется в меньше степени, а эта форма очень интересна и эффективна.Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний в условиях кружковой работы я поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных представлений о финансах у детей.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от затраченных ресурсов и качества».
  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
  • Расширять круг представлений о социальном мире, человеческих отношениях.
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Работая на основе парциальной программы «Садко в мире финансов» и учебно- методического пособия «Формирование конкурентоспособности педагога в процессе приобщения детей дошкольного возраста к миру финансов» (авт. кол. Майданкина Н.Ю, Новикова С.Ю., Иванова Л.Г.) я разработала и внедрила в практику комплекс совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.

* В процессе работы по модулю «История развития денег для детей» дошкольники получали знания и представления о финансовой системе, истории развития денег и денежных банкнот, способах хранения денег, о банках, банковских картах, услугах по хранению денег; развивали умения отличать и сравнивать денежные знаки разного номинала; воспитывалось бережное отношение к личным и семейным деньгам, труду взрослых.

* Деятельность по модулю «Деньги и общество» была направлена на формирование представлений о товарно-денежных отношениях в обществе, деньгах как средстве осуществления процесса купли-продаже товаров и услуг, на развитие у детей ценностного отношения к деньгам как эквиваленту труда человека.

* Целью работы по модулю «Мои финансы» было формирование представлений о разумном использование денег в разных ситуациях.

В рамках осуществления работы по формированию финансовой культуры детей в мае 2019 была проведен  мониторинг 31 ребёнка подготовительной группы по парциальной программе «Садко в мире финансов» (авт. колл. Майданкина Н.Ю, Новикова С.Ю., Иванова Л.Г.)  Выявление уровня сформированности представлений детей о финансовой составляющей экономики проходило в форме беседы по 3-ем образовательным модулям: 1. «История развития денег для детей», 2. «Деньги и общество», 3. «Мои финансы». Итоговое диагностическое обследование показало, что в конце учебного 2018-2019 года не осталось детей с низким уровнем показателей представлений в области экономической культуры, а детей с высоким уровнем стало на 71% больше.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание специальных условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой культуры дошкольников, что, в свою очередь способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль 3. «Мои финансы».

Содержание: «На что люди берут кредиты».

Тема: «Советы коту Матроскину».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию у дошкольников способностей к расширению социальных представлений о современном обществе.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с детей с банковской операцией кредитования граждан, системе возврата кредита, разнообразии целей кредитования.

Речевое развитие: обогащать словарь детей экономическими понятиями по теме, конструировать грамматически правильные высказывания, совершенствовать умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Дети получают письмо от дяди Фёдора, в котором он обращается с просьбой о помощи. Кот  Матроскин загорелся идеей стать фермером – предпринимателем: завести целое стадо коров, построить ферму и производить молочную продукцию. Но где ему взять первоначальный капитал?

2 часть. Основная.

Дети записывают видеоконсультацию для кота, в которой советуют взять кредит в банке. Дети моделируют ситуацию обращения в банк за кредитом, заключения договора и возврата по частям с процентами (с помощью кубиков). Так же коту советуют обдумать, когда он может сделать первый платёж (когда начнёт продавать молочную продукцию).  

Физкультминутка:

Вот идет Матроскин - кот (Шаги с высоким подниманием ног).

Притаился -  мышку ждет.  (Приседания, руки к коленям).

Мышка норку обойдет. (Встать, повернуться).

И к коту не подойдет. (Руки в стороны).

Затем дети наугад из коробки достают картинки, на которых изображены товары и услуги, характеризуют увиденное на предмет важности взятия кредита для осуществления своей мечты. При этом дети делают выбор между «взять кредит» или «накопить».

3 часть. Заключительная.

Детям предлагается нарисовать для кота Матроскина современно-оборудованную ферму, для которой действительно стоит взять кредит.

Итог.

В конце делается вывод, что взятие кредита в банке является ответственным шагом и стоит хорошо обдумать данное решение.  




Модуль 2. «Обмен товарами и услугами».

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы: «Путешествие новгородского купца Садко по торговым городам Поволжья».

 Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: продолжать формирование позитивных установок к различным видам труда (как производителя, так и посредника); развивать социальный интеллект; расширять опыт общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Речевое развитие: стимулировать закрепление связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие звуковой и интонационной выразительности.

Познавательное развитие: способствовать становлению любознательности и познавательной мотивации детей, развитию воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства, стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

Физическое развитие: способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Примерный ход ОД.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие с былинным героем. А кто он вы будете угадывать сами. Сейчас вы послушаете музыкальную загадку, потом ответите на мои вопросы,  и мы вместе догадаемся, кто же наш спутник. Предлагаю вам сесть поудобнее и посмотреть на экран.

1 слайд (звучит отрывок из оперы Римского - Корсакова, на экране - кадры из музыкального фильма «Садко»)

Дети вам знакома эта музыка? А она какая по характеру (вначале- спокойная, плавная, напевная, затем- бодрая, плясовая). Какие музыкальные инструменты звучат? А какой былинный персонаж играл на гуслях? (Садко) Да, верно вы сейчас слушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Интересно, с какой целью к нам приплыл Садко, давайте узнаем.

2 слайд. С экрана обращается Садко: «Здравствуйте, дети. Вы верно узнали меня. Я Садко новгородский купец. Я успешно торговал по всем городам, что стоят на реке Волхов. Но все мои товары уже распроданы. Я хочу закупить новый товар в волжских городах. Предлагаю и вам со мной поплыть, чтобы помочь мне знакомиться с новыми городами и товар выгодно закупать.

Воспитатель: «Ну как дети мы же поможем Садко. Поплывем с ним по широкой матушке-реке Волге и будем Садко советовать какой товар лучше приобрести.

3 слайд. Изображение Волги, по которой движется курсор от Ульяновска до Самары. Звучит плеск воды.

Воспитатель: «Представим что мы уже на корабле…

Дружно всем нам нужно встать

Стало палубу качать

Ноги к палубе прижали,

Руки в стороны подняли.

Покачались на волнах

На раздутых парусах…

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

4 слад. На экране появляется надпись «Самара» и герб города.  

Воспитатель выкатывает доску с надписью «Самара» и  картинками с самарским фирменным товаром (конфеты фабрики «Россия», вяленая  рыба, и космическая еда.) С обратной стороны на доске закреплён кошелёк с рублями.

Воспитатель: «Дети как вы думаете что будет пользоваться спросом у новгородцев (рыба есть своя из р. Волхов, космическая еда слишком непривычна для того времени, может ему приобрести знаменитые самарские конфеты ф. «Россия», ведь в Новгороде в прошлые времена ещё не знали о шоколаде?) Скажи, Садко, а деньги ты не забыл взять с собой?

5 слайд. Появляется на экране изображение Садко: «Конечно, не забыл, вон они в укромном месте на корабле в мешочке лежат, мешочек этот мошной называется.»

Воспитатель берёт мешочек и показывает содержимое детям: «Ребята, скажите, а может ли Садко за такие деньги что-нибудь купить? (нет) Конечно, ведь это старинные новгородские рубли. Что же делать? А кому такие деньги нужны, как называется человек, который  увлекается коллекционированием старинных денег. (Нумизмат)

Давайте поможем Садко осуществить сделку.»

Воспитатель зовёт 2-х детей к столу, один выполняет роль нумизмата, ему воспитатель даёт кошелёк с современными монетами.

Другой получает мешочек с новгородскими рублями.

Воспитатель: «Старинные деньги очень ценны, поэтому дорого стоят. И мы будем менять 1 новгородский рубль на 5 современных. Итак, Артём отдавай нумизмату свою монету, а нумизмат тебе отсчитает 5 современных…Ну, сколько монет выручил Садко? Что мы с ними будем делать? (купим товар – конфеты)»

Воспитатель снимает с доски  «Самара» картинку с конфетами, кладёт её на стол, а на доску прикрепляет деньги.

Воспитатель: «Ну, всё, дети, в Самаре мы товар закупили, до свидания Самара, поплыли мы дальше.» (Доска закатывается)

Воспитатель: Давайте, дети встанем опять на палубе как бывалые моряки

6 слайд. Появляется анимация: карта  с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Самары  к  Саратову

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно. (Взмахи руками как крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (машем себе в лицо кистями рук)

А над Волгой мы с тобою! (показываем на себя и на всех детей)

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

7 слайд. Появляется название  «Саратов» и герб города.  

Воспитатель: «Прибыли мы теперь в какой город?

(Выкатывается доска с надписью «Саратов» и картинками: саратовский калач, ткань «сарпинка», балалайка.)

Что же можно закупить в этом городе, чтобы успешно торговать? (Выбираем ткань, такой нет в Новгороде, и она не испортиться в долгой дороге, кроме того, часть ткани можно продать метражом, а часть пустить в пошив и продать готовую одежду)  

8 слайд: Садко: «Дети, а как же мне товар купить, ведь денег у меня нет»

Воспитатель: «Дети, как Садко поступить, как ещё можно приобрести товар, но не покупать? (Совершить обмен - бартер) Садко, а может у тебя на корабле что-нибудь есть, что ты взял из Новгорода в дальнюю дорогу?

9 слайд. Садко: «Конечно, есть, на тот случай если вдруг кто-нибудь заболеет в пути я взял леваши. Вы знаете, что это?»

 (Старинные сладости из сушеных и толченых ягод, которыми можно лечиться)

Воспитатель: «Так вот что, наверное, лежит под этим полотенцем» (открывает полотенце и достаёт леваши) Что мы с ними будем делать? Да, мы леваши обменяем на ткань-сарпинку и балалайки (с доски снимаем эти картинки, а леваши  - прикрепляем)

Нам пора плыть дальше, до свидания, Саратов! (Доска укатывается)

10 слайд. Опять появляется анимация: карта с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Саратова к Волгограду

Воспитатель:  Дружно всем нам нужно встать

Стало палубу качать

Ноги к палубе прижали,

Руки в стороны подняли.

Покачались на волнах

На раздутых парусах…

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

11 слайд. Название города  Волгоград  и герб.

Воспитатель выкатывает доску с надписью Волгоград и картинками: горчичное мыло и масло из Сарепты, пуховый платок из Урюпинска, арбузный мёд. После беседы выясняют, что мыло, мёд и масло всегда пользуются спросом (гигиена, питание, лечение) и могут долго храниться, а вот пуховые платки уже не так будут пользоваться спросом, т.к. становится тепло и лучше их закупить осенью.

12 слайд. Садко: «Ребята, а как мне теперь быть, ведь и денег у меня уже нет и бартер нечем осуществить?

Воспитатель: «Ребята, а где Садко взять деньги, как называется учреждение, где дают деньги на время, в долг? (надо взять ссуду в банке.) Да, только не забудь, Садко, что деньги - ссуду берут на определённое время и их нужно вернуть.

13 слайд. Садко:  «Спасибо, дети, что разъяснили всё. Ссуду я возьму на полгода до осени, ведь осенью я снова приплыву в Волгоград, чтобы закупить пуховые платки, тогда и отдам деньги.»

14 слайд. Картинка «Банк»

 Воспитатель: «А пока Садко «ходит» в банк предлагаю поиграть в «Товар-не товар» (На стол с одного края кладётся большая карта, на которой нарисована тележка для покупок («товар»), на другом краю карта, где тележка зачёркнута («не товар»); отдельно на столе лежат маленькие карточки с различными объектами; поочерёдно друг за другом дети берут маленькие карточки, объясняют свой выбор и кладут на свои большие карты).

15 слайд. Садко: «Всё дети, я взял ссуду, деньги у меня на товар есть, берите мыло, масло и мёд.

Воспитатель: «Как много товара мы закупили с Садко. Долго путешествовали. Нам уже пора домой, в Ульяновск. Садко, вези нас, пожалуйста, обратно»

16 слайд. Появляется анимация: карта  с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Волгограда до Ульяновска.

Воспитатель: «Опять нам нужно встать всем дружно

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно. (Взмахи руками как крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (машем себе в лицо кистями рук)

А над Волгой мы с тобою! (показываем на себя и на всех детей)

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

17 слайд Садко: «Ну вот вы и дома в Ульяновске, дети. Славно мы попутешествовали. Любой товар учёт любит, что и где мы приобрели, давайте подведём итог. (Дети называют товар и из какого он города.)

18 слайд. Садко: «А  какие финансовые сделки мы осуществляли?

(Продавали  нумизмату новгородские рубли, бартер, брали ссуду)

Воспитатель: «Дети, а теперь нам нужно покинуть корабль Садко. Ведь он поплывёт дальше, а нам пора в группу.»

19 слайд Садко: «Спасибо вам за помощь, ребята. Увидимся осенью, я приплыву к вам в Ульяновск. До свидания».

Воспитатель и дети машут Садко и уходят из зала.

Модуль 3. «Мои финансы»

Содержание: «Капитал и чем он отличается от денег в копилке».

Тема: «Царь Кощей и его сундук».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию у дошкольников социального интеллекта, обогащению представлений об общественном укладе государства.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с детей с экономическими понятиями «капитал», «рост капитала», «прибыль» «предпринимательство»

Речевое развитие: обогащать словарь детей экономическими понятиями по теме, учить конструировать грамматически правильные высказывания, совершенствовать умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Дети обнаруживают в группе сундучок с золотыми монетками. Обсуждают версии, кому он может принадлежать. Приходят к выводу, что сундучок Кощея бессмертного. Воспитатель предлагает на ковре самолёте отправиться в царство Кощея, чтобы вернуть деньги.

2 часть. Основная.

На экране мультимедийки появляется анимированное изображение Кощея. Воспитатель предлагает детям разъяснить царю, чем опасно держать крупные суммы дома, где лучше хранить деньги и почему.

Затем воспитатель спрашивает, кто такой «предприниматель», чем его деятельность важна для социума и что нужно, чтобы стать предпринимателем. Детям раздаются красные и зелёные карточки, воспитатель называет качества личности, которые характеризуют успешного предпринимателя, бизнесмена, а дети показывают красную (не соответствует) или зелёную (соответствует) карточку.

Физкультминутка:

По дороге Кощей шёл (Ходьба на месте)

И горошину нашёл (Упор присев, встать)

А горошина упала (Повороты корпуса влево-вправо)

Покатилась и пропала (Наклоны головы влево-вправо)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову)

Где-то вырастет горох! (Руки развести в стороны вниз)

Предложить детям высказать своё мнение, что значит «рост капитала», при каких условиях он «растёт»? И как лучше поступить Кощею, чтобы его деньги «работали»?

В конце обсуждения приходим к мнению, что Кощей мог бы построить отель, организовать экскурсии по сказочным местам, тогда бы он не только смог увеличить капитал, но и обеспечить рабочие места для многих сказочных персонажей, создать свой «автопарк» для групповых и индивидуальных экскурсий (ковер-самолёт, сапоги-скороходы, ступа, летучий корабль и т.д.) и мн.др.

3 часть.

Дети на ковре-самолёте отправляются домой, чтобы построить макет отеля Кощея (строят из деревянного конструктора «Томик» подгруппами).

Итог.

Ребята идут в гости к детям старшей группы, чтобы рассказать про свою идею, разъяснить суть понятия «предприниматель» и «рост капитала».

Модуль 2. «Деньги и общество»

Содержание: «Что такое пенсия и как сделать её достойной».

Тема: «Три богатыря на пенсии».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: расширять и систематизировать представления детей о денежном пособии, которое ежемесячно выплачивается государством или негосударственной организацией в ряде случаев; способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Речевое развитие: продолжать работу по введению в активное употребление слов и словосочетаний экономического характера.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

В групповом помещении дети обнаруживают игрушку -Змея Горыныча с сообщением к детям. К детям обращаются 3 богатыря, которые много лет стояли на страже государства, но пришло время идти на покой и богатыри беспокоятся о том, как они будут содержать свои семьи, если не смогут получать жалование от царя.

Воспитатель спрашивает у детей есть ли в реальном, в не сказочном, мире такие люди, которые много лет работали на пользу государства и уже не могут это делать по каким -либо причинам?

2 часть. Основная.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии людей и самостоятельно (на полуактивном этапе) догадаться, кто может рассчитывать на пенсионные выплаты и по какой причине (на картинках: пожилые люди, люди с ОВЗ, военные зрелого возраста, люди в траурной одежде).

Затем воспитатель устанавливает с детьми, почему государство платит неработающим гражданам (когда то эти граждане работали на благо страны, пополняли казну государства, а также платили налоги и эти налоги стали частью их пенсии).

Разъясняет, что впервые на государственном уровне ввели военные пенсии в Римской империи. Примерно через 120 лет во Франции был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. В России пенсии стали вводиться постепенно ещё в XVII веке, а в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60- для мужчин.

Физкультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель показывает картинки, на которых люди разного достатка и профессий, просит порассуждать, у кого будет пенсия больше (шахтёр, космонавт, домохозяйка, учитель, банкир и т.д.)

Затем воспитатель моделирует кубиками схему по которой складывается пенсия (страховая и накопительная части). Просит догадаться какую часть можно увеличить, чтобы пенсия была больше и каким образом (дополнительный заработок, рента, приобретение ценных бумаг и монет и т.д.)

Игр.упр. «Что может делать пенсионер?» воспитатель называет различные виды деятельности (путешествия, чтение книг, разбивка цветника, прогулки с внуками и т.д.), а дети хлопают, если согласны, и топают, если – нет.

3 часть

Детям предлагается нарисовать себя в будущем, возможно, и на пенсии.

Итог.

Сообща делают вывод, что, несмотря даже на пожилой возраст, на пенсии можно вести активный образ жизни. От того, как разумно пополнять накопительную часть пенсии, зависит размер пенсии, а значит и достойная жизнь после окончания трудовой деятельности.

Модуль 1.

Содержание: «История развития денег для детей»

Тема: «Бонистика. Хобби старухи Шапокляк.»

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие:

Познавательное развитие: помогать детям в усвоении системы ценностей, основанных на активной жизненной позиции.

Речевое развитие: способствовать овладению способами диалогического взаимодействия со сверстниками.

Художественно-эстетическое: поддерживать интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний и отношений.

Физическое развитие: формировать осознанность использования приобретённых двигательных навыков в различных условиях.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Утром воспитатель, листая книгу из библиотеки, «случайно» роняет на пол купюру. Дети строят догадки, почему купюра в книге (положили, чтобы разгладить; не было кошелька; использовали как закладку и пр.)

2 часть. Основная.

Предлагает детям рассмотреть и сравнить, чем похожа и чем отличается от российской; кто/что изображено; какие надписи. Даём объявление на Авито о найденной купюре с подробным описанием.

После тихого часа воспитатель получает сообщение с благодарностью от старухи Шапокляк, которая решила перестать вредничать и нашла себе хобби – стала бонистом.

К сообщению прикреплён файл – презентация о том, что бонистика, изучает бумажные денежные знаки и боны как источник по экономической и политической истории общества. В России первые коллекции появились после появления первых ассигнаций в 1769 году. Одним из первых бонистов Санкт-Петербурга можно считать князя Потемкина Г. А., который имел альбом с ассигнациями Петра III.

Существуют такие направления, как…

*Бонистика железнодорожная — коллекционирование бумажных денежных знаков различного достоинства (бон), выпускаемых в оборот временно в качестве разменных денег, на которых нанесены изображения, отражающие железнодорожную тематику. 

*Бонистика никогда не существовавших денег. Это выпуски сувенирных купюр никогда не существовавших государств, деньги для потустороннего мира, юмористические деньги, и пр

* Бонистика денежных суррогатов - боны, выпускавшиеся в качестве заменителей денег различными предприятиями, товариществами, акционерными общества.

В мире насчитывается 4000 коллекционеров бумажных денег. Стоимость боны зависит от года выпуска, сохранности, водяных знаков, подписей, надписей и прочего.

Физкультминутка «Голубой вагон».

(Дети стоят в колонне друг за другом, руки согнуты в локтях, кулачки сжаты.)

(Ходьба медленным шагом, постепенно ускоряя шаг, переходят на бег.)

(Дети на выдохе произносят: «Чух-чух-чух».)

3 часть. Заключительная.

Воспитатель предлагает помочь Шапокляк и нарисовать для неё боны, чтобы пополнить коллекцию.

Итог.

Затем дети анализируют рисунки, и определяют тематику нарисованных бон.

Модуль 3.

Содержание: «Мои финансы.»

Тема: «Ипотека».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: создавать условия для становления ценностного отношения к миру и человеку.

Познавательное развитие: помогать детям формировать систему ценностей, основанных на активной жизненной позиции.

Речевое развитие: продолжать работу по введению в активное употребление слов и словосочетаний экономического характера.

Художественно-эстетическое: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: формировать осознанность использования приобретённых двигательных навыков в различных условиях.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Воспитатель вносит в группу коробку. Дети интересуются, что в ней. Открываем и видим, что в ней игрушки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Когда дети догадаются, что это персонажи р.н.ск. «Теремок», воспитатель спрашивает, какие трудности возникли у зверей, когда с ними захотел жить медведь; как решить эту проблему? (Нужно вместительное жилище, но построить самим не возможно пока, т.к. весна и снег ещё не сошёл в лесу, а купить не могут, нет денег.)

2 часть. Основная.

Воспитатель спрашивает, а знает ли кто из детей, что такое ипотека? После детских высказываний предлагает посмотреть мультик (https://www.youtube. com/watch?v=JrJfzuPV…)

3 часть. Заключительная.

Вниманию детей предлагается несколько картинок: меблированный коттедж, квартира с мебелью и без, строящаяся многоэтажка, старый деревянный дом и полуразрушенная лачуга. Детям предлагается определить для себя и объяснить на какое бы жильё он оформил бы ипотеку и почему.

Итог.

Дети с помощью воспитателя моделируют процесс ипотечного кредитования (картинки «банк», «старый дом», «новый дом», «деньги»).

Модуль 3.

Содержание: «Мои финансы.»

Тема: «Разные уровни жизни. 3 поросёнка».

Социально-коммуникативное развитие: продолжать формирование позитивных установок к различным видам труда; развивать социальный интеллект; расширять опыт общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Речевое развитие: стимулировать закрепление связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развивать звуковой и интонационной выразительности.

Познавательное развитие: способствовать становлению любознательности и познавательной мотивации детей, развитию воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие: стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

Физическое развитие: способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

У воспитателя звонит телефон, воспитатель привлекает внимание детей – говорит, что номер звонящего очень странный, поэтому сейчас включит громкую связь. Раздаётся хрюкающий плач поросёнка (диктофон). Ниф-Ниф жалуется, что ему живётся хуже братьев, его дом из соломы, самый ветхий и самый холодный.

2 часть. Основная.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей принять на себя роль поросят. И проводит с ними диалог, в ходе которого выясняет, насколько жильё второго поросенка лучше, чем первого и третьего, почему. Выясняется, что для создания комфортных условий жизни Нуф –Нуф много старался, подбирал надёжные стройматериалы, прочные соединители и двери, продумал уютную обстановку внутри дома.

Далее в ходе «беседы» поросят – братьев, выясняется, что старший заранее продумал, как ему выжить в условиях дикой природы, выбрав вариант прочного жилища.

Но, для постройки необходимы материалы, а значит средства. Поэтому Нуф - Нуф определил для себя способ добычи денег: сбор и продажа желудей для приверженцев народных способов лечения, грибов «трюфель» в рестораны и рыхление почвы пятачком. А т.к. Нуф - Нуф работал на 3-х работах, то и доход у него большой, поэтому он смог себе позволить хороший дом и обстановку.

Затем поросята просят у детей посоветовать им как они могут заработать (например, рыть ирригационные каналы для орошения полей, сдавать щетину для кисточек и т.д.)

Поросята в знак благодарности предлагают детям провести динамическую паузу (движения по тексту):

3 пухлых поросёнка купаются в пруду,

3 ловких поросёнка играют в чехарду,

3 сильных поросёнка играют в баскетбол,

3 самых быстроногих забивают гол,

3 маленьких весёлых танцуют и поют,

Как наши поросята весело поют!

Потом Нуф- Нуф интересуется, а на что ему стоит потратить те деньги, которые он заработает в дальнейшем и как ему можно улучшить своё благосостояние.

Дети предлагают различные варианты (сделать вклад в банке; взять кредит и открыть торговую точку; оформить ипотеку и купить дом под гостиницу для лесных жителей; объединиться с братьями в бригаду, чтобы больше успевать делать и т.д.)

3 часть. Заключительная.

Поросята благодарят за помощь и уходят. Воспитатель предлагает детям нарисовать как поросенок/поросята зарабатывают свой капитал.

Итог.

Воспитатель просит детей объяснить, как они поняли слово «благосостояние».




Предварительный просмотр:

Модуль 3. «Мои финансы».

Содержание: «На что люди берут кредиты».

Тема: «Советы коту Матроскину».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию у дошкольников способностей к расширению социальных представлений о современном обществе.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с детей с банковской операцией кредитования граждан, системе возврата кредита, разнообразии целей кредитования.

Речевое развитие: обогащать словарь детей экономическими понятиями по теме, конструировать грамматически правильные высказывания, совершенствовать умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Дети получают письмо от дяди Фёдора, в котором он обращается с просьбой о помощи. Кот  Матроскин загорелся идеей стать фермером – предпринимателем: завести целое стадо коров, построить ферму и производить молочную продукцию. Но где ему взять первоначальный капитал?

2 часть. Основная.

Дети записывают видеоконсультацию для кота, в которой советуют взять кредит в банке. Дети моделируют ситуацию обращения в банк за кредитом, заключения договора и возврата по частям с процентами (с помощью кубиков). Так же коту советуют обдумать, когда он может сделать первый платёж (когда начнёт продавать молочную продукцию).  

Физкультминутка:

Вот идет Матроскин - кот (Шаги с высоким подниманием ног).

Притаился -  мышку ждет.  (Приседания, руки к коленям).

Мышка норку обойдет. (Встать, повернуться).

И к коту не подойдет. (Руки в стороны).

Затем дети наугад из коробки достают картинки, на которых изображены товары и услуги, характеризуют увиденное на предмет важности взятия кредита для осуществления своей мечты. При этом дети делают выбор между «взять кредит» или «накопить».

3 часть. Заключительная.

Детям предлагается нарисовать для кота Матроскина современно-оборудованную ферму, для которой действительно стоит взять кредит.

Итог.

В конце делается вывод, что взятие кредита в банке является ответственным шагом и стоит хорошо обдумать данное решение.  




Модуль 2. «Обмен товарами и услугами».

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы: «Путешествие новгородского купца Садко по торговым городам Поволжья».

 Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: продолжать формирование позитивных установок к различным видам труда (как производителя, так и посредника); развивать социальный интеллект; расширять опыт общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Речевое развитие: стимулировать закрепление связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие звуковой и интонационной выразительности.

Познавательное развитие: способствовать становлению любознательности и познавательной мотивации детей, развитию воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять предпосылки к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства, стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

Физическое развитие: способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Примерный ход ОД.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие с былинным героем. А кто он вы будете угадывать сами. Сейчас вы послушаете музыкальную загадку, потом ответите на мои вопросы,  и мы вместе догадаемся, кто же наш спутник. Предлагаю вам сесть поудобнее и посмотреть на экран.

1 слайд (звучит отрывок из оперы Римского - Корсакова, на экране - кадры из музыкального фильма «Садко»)

Дети вам знакома эта музыка? А она какая по характеру (вначале- спокойная, плавная, напевная, затем- бодрая, плясовая). Какие музыкальные инструменты звучат? А какой былинный персонаж играл на гуслях? (Садко) Да, верно вы сейчас слушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Интересно, с какой целью к нам приплыл Садко, давайте узнаем.

2 слайд. С экрана обращается Садко: «Здравствуйте, дети. Вы верно узнали меня. Я Садко новгородский купец. Я успешно торговал по всем городам, что стоят на реке Волхов. Но все мои товары уже распроданы. Я хочу закупить новый товар в волжских городах. Предлагаю и вам со мной поплыть, чтобы помочь мне знакомиться с новыми городами и товар выгодно закупать.

Воспитатель: «Ну как дети мы же поможем Садко. Поплывем с ним по широкой матушке-реке Волге и будем Садко советовать какой товар лучше приобрести.

3 слайд. Изображение Волги, по которой движется курсор от Ульяновска до Самары. Звучит плеск воды.

Воспитатель: «Представим что мы уже на корабле…

Дружно всем нам нужно встать

Стало палубу качать

Ноги к палубе прижали,

Руки в стороны подняли.

Покачались на волнах

На раздутых парусах…

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

4 слад. На экране появляется надпись «Самара» и герб города.  

Воспитатель выкатывает доску с надписью «Самара» и  картинками с самарским фирменным товаром (конфеты фабрики «Россия», вяленая  рыба, и космическая еда.) С обратной стороны на доске закреплён кошелёк с рублями.

Воспитатель: «Дети как вы думаете что будет пользоваться спросом у новгородцев (рыба есть своя из р. Волхов, космическая еда слишком непривычна для того времени, может ему приобрести знаменитые самарские конфеты ф. «Россия», ведь в Новгороде в прошлые времена ещё не знали о шоколаде?) Скажи, Садко, а деньги ты не забыл взять с собой?

5 слайд. Появляется на экране изображение Садко: «Конечно, не забыл, вон они в укромном месте на корабле в мешочке лежат, мешочек этот мошной называется.»

Воспитатель берёт мешочек и показывает содержимое детям: «Ребята, скажите, а может ли Садко за такие деньги что-нибудь купить? (нет) Конечно, ведь это старинные новгородские рубли. Что же делать? А кому такие деньги нужны, как называется человек, который  увлекается коллекционированием старинных денег. (Нумизмат)

Давайте поможем Садко осуществить сделку.»

Воспитатель зовёт 2-х детей к столу, один выполняет роль нумизмата, ему воспитатель даёт кошелёк с современными монетами.

Другой получает мешочек с новгородскими рублями.

Воспитатель: «Старинные деньги очень ценны, поэтому дорого стоят. И мы будем менять 1 новгородский рубль на 5 современных. Итак, Артём отдавай нумизмату свою монету, а нумизмат тебе отсчитает 5 современных…Ну, сколько монет выручил Садко? Что мы с ними будем делать? (купим товар – конфеты)»

Воспитатель снимает с доски  «Самара» картинку с конфетами, кладёт её на стол, а на доску прикрепляет деньги.

Воспитатель: «Ну, всё, дети, в Самаре мы товар закупили, до свидания Самара, поплыли мы дальше.» (Доска закатывается)

Воспитатель: Давайте, дети встанем опять на палубе как бывалые моряки

6 слайд. Появляется анимация: карта  с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Самары  к  Саратову

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно. (Взмахи руками как крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (машем себе в лицо кистями рук)

А над Волгой мы с тобою! (показываем на себя и на всех детей)

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

7 слайд. Появляется название  «Саратов» и герб города.  

Воспитатель: «Прибыли мы теперь в какой город?

(Выкатывается доска с надписью «Саратов» и картинками: саратовский калач, ткань «сарпинка», балалайка.)

Что же можно закупить в этом городе, чтобы успешно торговать? (Выбираем ткань, такой нет в Новгороде, и она не испортиться в долгой дороге, кроме того, часть ткани можно продать метражом, а часть пустить в пошив и продать готовую одежду)  

8 слайд: Садко: «Дети, а как же мне товар купить, ведь денег у меня нет»

Воспитатель: «Дети, как Садко поступить, как ещё можно приобрести товар, но не покупать? (Совершить обмен - бартер) Садко, а может у тебя на корабле что-нибудь есть, что ты взял из Новгорода в дальнюю дорогу?

9 слайд. Садко: «Конечно, есть, на тот случай если вдруг кто-нибудь заболеет в пути я взял леваши. Вы знаете, что это?»

 (Старинные сладости из сушеных и толченых ягод, которыми можно лечиться)

Воспитатель: «Так вот что, наверное, лежит под этим полотенцем» (открывает полотенце и достаёт леваши) Что мы с ними будем делать? Да, мы леваши обменяем на ткань-сарпинку и балалайки (с доски снимаем эти картинки, а леваши  - прикрепляем)

Нам пора плыть дальше, до свидания, Саратов! (Доска укатывается)

10 слайд. Опять появляется анимация: карта с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Саратова к Волгограду

Воспитатель:  Дружно всем нам нужно встать

Стало палубу качать

Ноги к палубе прижали,

Руки в стороны подняли.

Покачались на волнах

На раздутых парусах…

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

11 слайд. Название города  Волгоград  и герб.

Воспитатель выкатывает доску с надписью Волгоград и картинками: горчичное мыло и масло из Сарепты, пуховый платок из Урюпинска, арбузный мёд. После беседы выясняют, что мыло, мёд и масло всегда пользуются спросом (гигиена, питание, лечение) и могут долго храниться, а вот пуховые платки уже не так будут пользоваться спросом, т.к. становится тепло и лучше их закупить осенью.

12 слайд. Садко: «Ребята, а как мне теперь быть, ведь и денег у меня уже нет и бартер нечем осуществить?

Воспитатель: «Ребята, а где Садко взять деньги, как называется учреждение, где дают деньги на время, в долг? (надо взять ссуду в банке.) Да, только не забудь, Садко, что деньги - ссуду берут на определённое время и их нужно вернуть.

13 слайд. Садко:  «Спасибо, дети, что разъяснили всё. Ссуду я возьму на полгода до осени, ведь осенью я снова приплыву в Волгоград, чтобы закупить пуховые платки, тогда и отдам деньги.»

14 слайд. Картинка «Банк»

 Воспитатель: «А пока Садко «ходит» в банк предлагаю поиграть в «Товар-не товар» (На стол с одного края кладётся большая карта, на которой нарисована тележка для покупок («товар»), на другом краю карта, где тележка зачёркнута («не товар»); отдельно на столе лежат маленькие карточки с различными объектами; поочерёдно друг за другом дети берут маленькие карточки, объясняют свой выбор и кладут на свои большие карты).

15 слайд. Садко: «Всё дети, я взял ссуду, деньги у меня на товар есть, берите мыло, масло и мёд.

Воспитатель: «Как много товара мы закупили с Садко. Долго путешествовали. Нам уже пора домой, в Ульяновск. Садко, вези нас, пожалуйста, обратно»

16 слайд. Появляется анимация: карта  с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Волгограда до Ульяновска.

Воспитатель: «Опять нам нужно встать всем дружно

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно. (Взмахи руками как крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (машем себе в лицо кистями рук)

А над Волгой мы с тобою! (показываем на себя и на всех детей)

А теперь все дружно сели

На экран все посмотрели.

17 слайд Садко: «Ну вот вы и дома в Ульяновске, дети. Славно мы попутешествовали. Любой товар учёт любит, что и где мы приобрели, давайте подведём итог. (Дети называют товар и из какого он города.)

18 слайд. Садко: «А  какие финансовые сделки мы осуществляли?

(Продавали  нумизмату новгородские рубли, бартер, брали ссуду)

Воспитатель: «Дети, а теперь нам нужно покинуть корабль Садко. Ведь он поплывёт дальше, а нам пора в группу.»

19 слайд Садко: «Спасибо вам за помощь, ребята. Увидимся осенью, я приплыву к вам в Ульяновск. До свидания».

Воспитатель и дети машут Садко и уходят из зала.

Модуль 3. «Мои финансы»

Содержание: «Капитал и чем он отличается от денег в копилке».

Тема: «Царь Кощей и его сундук».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: способствовать развитию у дошкольников социального интеллекта, обогащению представлений об общественном укладе государства.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с детей с экономическими понятиями «капитал», «рост капитала», «прибыль» «предпринимательство»

Речевое развитие: обогащать словарь детей экономическими понятиями по теме, учить конструировать грамматически правильные высказывания, совершенствовать умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Дети обнаруживают в группе сундучок с золотыми монетками. Обсуждают версии, кому он может принадлежать. Приходят к выводу, что сундучок Кощея бессмертного. Воспитатель предлагает на ковре самолёте отправиться в царство Кощея, чтобы вернуть деньги.

2 часть. Основная.

На экране мультимедийки появляется анимированное изображение Кощея. Воспитатель предлагает детям разъяснить царю, чем опасно держать крупные суммы дома, где лучше хранить деньги и почему.

Затем воспитатель спрашивает, кто такой «предприниматель», чем его деятельность важна для социума и что нужно, чтобы стать предпринимателем. Детям раздаются красные и зелёные карточки, воспитатель называет качества личности, которые характеризуют успешного предпринимателя, бизнесмена, а дети показывают красную (не соответствует) или зелёную (соответствует) карточку.

Физкультминутка:

По дороге Кощей шёл (Ходьба на месте)

И горошину нашёл (Упор присев, встать)

А горошина упала (Повороты корпуса влево-вправо)

Покатилась и пропала (Наклоны головы влево-вправо)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову)

Где-то вырастет горох! (Руки развести в стороны вниз)

Предложить детям высказать своё мнение, что значит «рост капитала», при каких условиях он «растёт»? И как лучше поступить Кощею, чтобы его деньги «работали»?

В конце обсуждения приходим к мнению, что Кощей мог бы построить отель, организовать экскурсии по сказочным местам, тогда бы он не только смог увеличить капитал, но и обеспечить рабочие места для многих сказочных персонажей, создать свой «автопарк» для групповых и индивидуальных экскурсий (ковер-самолёт, сапоги-скороходы, ступа, летучий корабль и т.д.) и мн.др.

3 часть.

Дети на ковре-самолёте отправляются домой, чтобы построить макет отеля Кощея (строят из деревянного конструктора «Томик» подгруппами).

Итог.

Ребята идут в гости к детям старшей группы, чтобы рассказать про свою идею, разъяснить суть понятия «предприниматель» и «рост капитала».

Модуль 2. «Деньги и общество»

Содержание: «Что такое пенсия и как сделать её достойной».

Тема: «Три богатыря на пенсии».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: расширять и систематизировать представления детей о денежном пособии, которое ежемесячно выплачивается государством или негосударственной организацией в ряде случаев; способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Речевое развитие: продолжать работу по введению в активное употребление слов и словосочетаний экономического характера.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

В групповом помещении дети обнаруживают игрушку -Змея Горыныча с сообщением к детям. К детям обращаются 3 богатыря, которые много лет стояли на страже государства, но пришло время идти на покой и богатыри беспокоятся о том, как они будут содержать свои семьи, если не смогут получать жалование от царя.

Воспитатель спрашивает у детей есть ли в реальном, в не сказочном, мире такие люди, которые много лет работали на пользу государства и уже не могут это делать по каким -либо причинам?

2 часть. Основная.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии людей и самостоятельно (на полуактивном этапе) догадаться, кто может рассчитывать на пенсионные выплаты и по какой причине (на картинках: пожилые люди, люди с ОВЗ, военные зрелого возраста, люди в траурной одежде).

Затем воспитатель устанавливает с детьми, почему государство платит неработающим гражданам (когда то эти граждане работали на благо страны, пополняли казну государства, а также платили налоги и эти налоги стали частью их пенсии).

Разъясняет, что впервые на государственном уровне ввели военные пенсии в Римской империи. Примерно через 120 лет во Франции был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. В России пенсии стали вводиться постепенно ещё в XVII веке, а в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60- для мужчин.

Физкультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель показывает картинки, на которых люди разного достатка и профессий, просит порассуждать, у кого будет пенсия больше (шахтёр, космонавт, домохозяйка, учитель, банкир и т.д.)

Затем воспитатель моделирует кубиками схему по которой складывается пенсия (страховая и накопительная части). Просит догадаться какую часть можно увеличить, чтобы пенсия была больше и каким образом (дополнительный заработок, рента, приобретение ценных бумаг и монет и т.д.)

Игр.упр. «Что может делать пенсионер?» воспитатель называет различные виды деятельности (путешествия, чтение книг, разбивка цветника, прогулки с внуками и т.д.), а дети хлопают, если согласны, и топают, если – нет.

3 часть

Детям предлагается нарисовать себя в будущем, возможно, и на пенсии.

Итог.

Сообща делают вывод, что, несмотря даже на пожилой возраст, на пенсии можно вести активный образ жизни. От того, как разумно пополнять накопительную часть пенсии, зависит размер пенсии, а значит и достойная жизнь после окончания трудовой деятельности.

Модуль 1.

Содержание: «История развития денег для детей»

Тема: «Бонистика. Хобби старухи Шапокляк.»

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие:

Познавательное развитие: помогать детям в усвоении системы ценностей, основанных на активной жизненной позиции.

Речевое развитие: способствовать овладению способами диалогического взаимодействия со сверстниками.

Художественно-эстетическое: поддерживать интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний и отношений.

Физическое развитие: формировать осознанность использования приобретённых двигательных навыков в различных условиях.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Утром воспитатель, листая книгу из библиотеки, «случайно» роняет на пол купюру. Дети строят догадки, почему купюра в книге (положили, чтобы разгладить; не было кошелька; использовали как закладку и пр.)

2 часть. Основная.

Предлагает детям рассмотреть и сравнить, чем похожа и чем отличается от российской; кто/что изображено; какие надписи. Даём объявление на Авито о найденной купюре с подробным описанием.

После тихого часа воспитатель получает сообщение с благодарностью от старухи Шапокляк, которая решила перестать вредничать и нашла себе хобби – стала бонистом.

К сообщению прикреплён файл – презентация о том, что бонистика, изучает бумажные денежные знаки и боны как источник по экономической и политической истории общества. В России первые коллекции появились после появления первых ассигнаций в 1769 году. Одним из первых бонистов Санкт-Петербурга можно считать князя Потемкина Г. А., который имел альбом с ассигнациями Петра III.

Существуют такие направления, как…

*Бонистика железнодорожная — коллекционирование бумажных денежных знаков различного достоинства (бон), выпускаемых в оборот временно в качестве разменных денег, на которых нанесены изображения, отражающие железнодорожную тематику. 

*Бонистика никогда не существовавших денег. Это выпуски сувенирных купюр никогда не существовавших государств, деньги для потустороннего мира, юмористические деньги, и пр

* Бонистика денежных суррогатов - боны, выпускавшиеся в качестве заменителей денег различными предприятиями, товариществами, акционерными общества.

В мире насчитывается 4000 коллекционеров бумажных денег. Стоимость боны зависит от года выпуска, сохранности, водяных знаков, подписей, надписей и прочего.

Физкультминутка «Голубой вагон».

(Дети стоят в колонне друг за другом, руки согнуты в локтях, кулачки сжаты.)

(Ходьба медленным шагом, постепенно ускоряя шаг, переходят на бег.)

(Дети на выдохе произносят: «Чух-чух-чух».)

3 часть. Заключительная.

Воспитатель предлагает помочь Шапокляк и нарисовать для неё боны, чтобы пополнить коллекцию.

Итог.

Затем дети анализируют рисунки, и определяют тематику нарисованных бон.

Модуль 3.

Содержание: «Мои финансы.»

Тема: «Ипотека».

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: создавать условия для становления ценностного отношения к миру и человеку.

Познавательное развитие: помогать детям формировать систему ценностей, основанных на активной жизненной позиции.

Речевое развитие: продолжать работу по введению в активное употребление слов и словосочетаний экономического характера.

Художественно-эстетическое: продолжать формировать умение образного представления окружающей действительности.

Физическое развитие: формировать осознанность использования приобретённых двигательных навыков в различных условиях.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

Воспитатель вносит в группу коробку. Дети интересуются, что в ней. Открываем и видим, что в ней игрушки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Когда дети догадаются, что это персонажи р.н.ск. «Теремок», воспитатель спрашивает, какие трудности возникли у зверей, когда с ними захотел жить медведь; как решить эту проблему? (Нужно вместительное жилище, но построить самим не возможно пока, т.к. весна и снег ещё не сошёл в лесу, а купить не могут, нет денег.)

2 часть. Основная.

Воспитатель спрашивает, а знает ли кто из детей, что такое ипотека? После детских высказываний предлагает посмотреть мультик (https://www.youtube. com/watch?v=JrJfzuPV…)

3 часть. Заключительная.

Вниманию детей предлагается несколько картинок: меблированный коттедж, квартира с мебелью и без, строящаяся многоэтажка, старый деревянный дом и полуразрушенная лачуга. Детям предлагается определить для себя и объяснить на какое бы жильё он оформил бы ипотеку и почему.

Итог.

Дети с помощью воспитателя моделируют процесс ипотечного кредитования (картинки «банк», «старый дом», «новый дом», «деньги»).

Модуль 3.

Содержание: «Мои финансы.»

Тема: «Разные уровни жизни. 3 поросёнка».

Социально-коммуникативное развитие: продолжать формирование позитивных установок к различным видам труда; развивать социальный интеллект; расширять опыт общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Речевое развитие: стимулировать закрепление связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развивать звуковой и интонационной выразительности.

Познавательное развитие: способствовать становлению любознательности и познавательной мотивации детей, развитию воображения и творческой активности.

Художественно-эстетическое развитие: стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений

Физическое развитие: способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Части совместной организованной образовательной деятельности.

Содержание совместной организованной образовательной деятельности.

1 часть. Мотивация.

У воспитателя звонит телефон, воспитатель привлекает внимание детей – говорит, что номер звонящего очень странный, поэтому сейчас включит громкую связь. Раздаётся хрюкающий плач поросёнка (диктофон). Ниф-Ниф жалуется, что ему живётся хуже братьев, его дом из соломы, самый ветхий и самый холодный.

2 часть. Основная.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей принять на себя роль поросят. И проводит с ними диалог, в ходе которого выясняет, насколько жильё второго поросенка лучше, чем первого и третьего, почему. Выясняется, что для создания комфортных условий жизни Нуф –Нуф много старался, подбирал надёжные стройматериалы, прочные соединители и двери, продумал уютную обстановку внутри дома.

Далее в ходе «беседы» поросят – братьев, выясняется, что старший заранее продумал, как ему выжить в условиях дикой природы, выбрав вариант прочного жилища.

Но, для постройки необходимы материалы, а значит средства. Поэтому Нуф - Нуф определил для себя способ добычи денег: сбор и продажа желудей для приверженцев народных способов лечения, грибов «трюфель» в рестораны и рыхление почвы пятачком. А т.к. Нуф - Нуф работал на 3-х работах, то и доход у него большой, поэтому он смог себе позволить хороший дом и обстановку.

Затем поросята просят у детей посоветовать им как они могут заработать (например, рыть ирригационные каналы для орошения полей, сдавать щетину для кисточек и т.д.)

Поросята в знак благодарности предлагают детям провести динамическую паузу (движения по тексту):

3 пухлых поросёнка купаются в пруду,

3 ловких поросёнка играют в чехарду,

3 сильных поросёнка играют в баскетбол,

3 самых быстроногих забивают гол,

3 маленьких весёлых танцуют и поют,

Как наши поросята весело поют!

Потом Нуф- Нуф интересуется, а на что ему стоит потратить те деньги, которые он заработает в дальнейшем и как ему можно улучшить своё благосостояние.

Дети предлагают различные варианты (сделать вклад в банке; взять кредит и открыть торговую точку; оформить ипотеку и купить дом под гостиницу для лесных жителей; объединиться с братьями в бригаду, чтобы больше успевать делать и т.д.)

3 часть. Заключительная.

Поросята благодарят за помощь и уходят. Воспитатель предлагает детям нарисовать как поросенок/поросята зарабатывают свой капитал.

Итог.

Воспитатель просит детей объяснить, как они поняли слово «благосостояние».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика. Состав числа 6."

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Увлекательная математика"....

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста по формированию основ финансовой культуры

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Конспект НОД «Деньги» в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей

Конспект НОД «Деньги» в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников на тему :«Семейный бюджет и расходы семьи»

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы    компенсирующей   направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности д...