«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»
презентация для интерактивной доски

Плево Татьяна Николаевна

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям

своего народа»

Свое выступление я бы хотела начать со слов детского писателя Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Поэтому Дошкольный возраст – это важнейший этап в жизни ребенка, в котором у него на всю жизнь закладывается интерес к традициямкультуре и быту своего народа. В этот уникальный период ребенок легко воспринимает и приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к истории родного края, интерес к традициям и обычаям своего народа.   Ведь в  традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в слитном, неразделенном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Поэтому, мы постарались создать такую систему национального воспитания детей в разных видах детской деятельности: музыкальной, художественно – речевой, театрализованной, изобразительной, которая приобщала бы к истокам классического и национального искусства, традициям и бытовой культуре своего народа.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным.

.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями  народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре  народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика - это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Комплексный подход, а также не стандартные приемы при обучении вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Оценка педагогического наследия прошлого и выяснения его отношения к педагогической культуре настоящего и будущего, как считает основоположник науки этнопедагогики академик Г. Н. Волков, остается одной из важнейших проблем.

Этническая педагогика является отражением образа жизни, природного, социального, производственного окружения людей, в конкретном регионе. Главным хранителем этнопедагогических традиций является семья. Своеобразие семейного воспитания в республике обусловлено такими обстоятельствами, как многопоколенность семьи и живучесть социальных явлений, типа привязанность к родной земле, месту, людям. Виды местной производственной деятельности людей в суровых условиях жизни, как животноводство, рыболовство, охота, прежде всего, постоянно требуют взаимопомощи, коллективного ведения хозяйства. В процессе трудовой деятельности, с возникновением человечества возникает и воспитание: старшие поколения передают накопленный опыт молодым. Чем богаче и разнообразнее становится опыт, тем сложнее становилась и передача этого опыта новым поколениям.

Народная педагогика не мыслит естественности воспитания вне трехпоколенной семьи. Г. Н. Волков пишет: «У чувашей есть даже пословица «дети нуждаются в отце-матери, ещё больше в дедушке и бабушке» Дитя без дедушки тоже сирота. В народной педагогике дедушка-бабушка – главные действующие лица». Многопоколенная семья, с одной стороны, сохраняет положительные народные традиции формирования личности детей, с другой, создает рациональные для становления индивида естественные условия. Первую роль в воспитании детей играют мать, бабушка, старшие сестры, а затем – отец, дедушка, старшие братья и другие. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых порождает факторы, регулирующие воспитательную деятельность в семье и обществе. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы, методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть основами педагогического мастерства, чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействие с социумом.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга. Это очень важно для нашего современного общества.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы., который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

Одним из эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем процессе.

Игра в жизни детей имеет огромное значение. Игривое отношение, игривость – это не только настроение, но и особое состояние души, которое влияет на характер. Дети начинают играть очень рано. Игра с матерью, играют с собственными пальцами., оставаясь один, играют с самим собой. Они при этом шаг за шагом познают себя. Игра – это удивительно богатая сфера деятельности детей. «Игры – это не простая забава, они имеют большое педагогическое и психологическое значение в гармоническом развитии личности ребенка»,- писал профессор, доктор педагогических наук В. Ф. Афанасьев.

Дошкольное детство- короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.

Среда развития ребенка- это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых- от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

В организации предметно-развивающей среды стремимся придерживаться принципов, которые позволяют оставаться ей составной частью развивающей среды дошкольного детства. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Дети могут познакомиться с традициямикультурой и бытом своего народа. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Во время игры со взрослыми и со сверстниками дети проявляют активность и инициативу, чувствуют уверенность в себе. Игровые комплекты и пособия подсказывают детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяют развивать инициативу детей, двигательную активность, во время игры обогащается словарный запас, развивается разговорная речь. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность. Игровой материал помещен в специальный мешок. Дети переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Стремимся, чтобы окружающая среда являлась развивающей, помогала ребенку осваивать генетические задачи возраста - вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом берем как ее содержательную, так и эстетическую стороны. Безопасность предметно- пространственной среды- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В настоящее время популярностью стали пользоваться игрушки из экологически чистых и полностью безопасных материалов. Речь идет об игрушках из дерева. Как показала практика, им дети радуются гораздо больше, чем всем остальным вариантам. У деревянных игрушек имеется масса неоспоримых преимуществ перед игрушками, выполненных из других материалов. Перечислим все плюсы деревянных игрушек: экологическая чистота, безопасность, высокое качество изготовления, долговечность. Изделия из дерева позволяют ребенку не только отлично развлечься, но и почувствовать некоторое единение с природой. Именно такие изделия гарантированно доставляют удовольствие детям – мальчикам и девочкам. Играя деревянными игрушками, дети быстрее смогут познакомиться с реальным миром, который их окружает, и, конечно, эта продукция просто великолепная на ощупь и способствует развитию показателей мелкой моторики.

Во время игры со взрослыми и со сверстниками дети проявляют активность и инициативу, чувствуют уверенность в себе. Игровые комплекты и пособия подсказывают детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяют развивать инициативу детей, двигательную активность, во время игры обогащается словарный запас, развивается разговорная речь. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность.

Мы считаем, что этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью воспитательного процесса в современном воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».

Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...

Презентация на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"

Презентация на тему:"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"...

«Технологии приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям Кубани и своей станицы»

В статье описана работа педагогов детского сада по социально-нравственному и патриотическому воспитанию.  Эта работа  ведется постоянно и является приоритетной. Педагоги нашего дошкольного у...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ

Статья посвящена приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям чувашского народа посредством общения со старшим поколением....