Беседа с детьми "Выращивание хлеба в Башкортостане"
материал

Ахтариева Людмила Ивановна

 

Цель: Уточнить, расширить знания детей о труде хлебороба.

Задачи:

- закрепить знание о том, что  хлеб – богатство нашей страны и нашей республики;

- продолжать знакомить с национальными башкирскими блюдами из муки;

- развивать интерес к своему родному краю;

 - воспитывать уважение к труду тружеников Башкортостана.

Материал: зерна пшеницы на подносе, иллюстрации «В поле», «Комбайн».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_bashkirskom_hlebe.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа:

 «Выращивание хлеба в Башкортостане»

Цель: Уточнить, расширить знания детей о труде хлебороба.

Задачи:

- закрепить знание о том, что  хлеб – богатство нашей страны и нашей республики;

- продолжать знакомить с национальными башкирскими блюдами из муки;

- развивать интерес к своему родному краю;

 - воспитывать уважение к труду тружеников Башкортостана.

Материал: зерна пшеницы на подносе, иллюстрации «В поле», «Комбайн».

Ход беседы:

Вос-ль: Ребята, как называется республика, в которой мы живем? Чем славится наш Башкортостан? (Ответы детей)

Послушайте  стихотворение Абдулхака Хажмухаметовича Игебаева:

На меня с улыбкой глядя,

Как-то раз спросил мой дядя:

- Что всего вкусней на свете?

- Хлеб, конечно, – я ответил. –

- Жить без хлеба я б не смог!

- Молодец! – сказал мне дядя,

По плечу меня погладив.

- Хлеб всего вкусней, сынок!

В.: Вы, наверное, догадались, что мы будем говорить о хлебе – богатстве нашей страны и нашей Республики Башкортостан.

Из чего делают хлеб? (Из муки.) Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах лежат зерна. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.) Из зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

В.: Сразу ли появляются вот такие зерна? (Нет.) Какую работу нужно проделать, чтобы вырастить вот такие зерна? (Обращает внимание на иллюстрации.)

В.: Куда мы пришли? (На поле.) Что там видим? (Трактор пашет землю.) Для чего он делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно.)

В.: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (Зерна засевают.)

Что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрение.)

В.: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и

наши зерна превратились во что? (В колосья.)

В.: Кто убирает пшеницу? (Комбайн.) Собрали колоски. А что

дальше делают с колосьями? (Молотят.)

В.: Это делает специальная машина-комбайн. Из зерна делают муку.

Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда:

сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и

занимаются хлеборобы.

Воспитатель читает стихотворение Абдулхака Игебаева «Хлебороб»:

Взяв силы у теплой земли,

У ветра набравшись отваги,

У дождика выпросив влаги,

Весной семена проросли.

Потом повзрослеют – и вот

Стеною пшеница встает.

Колосья и солнышко вместе

Поют над полями, но песню

Один хлебороб лишь поймет.

Меня научи, хлебороб,

Словам и напевам природы,

Мне надо узнать это, чтобы

Выращивать хлеб каждый год.

Меня научи, хлебороб!

В.: Какими словами можно сказать про хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый…) Что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги.)

В.: Вспомните, какие башкирские блюда делают из муки (Вакбеляш, баурсак, усбосмак …)

А сегодня наша мама

Замесила в кухне тесто.

Что готовит нам мамуля?

Это очень интересно.

Не берись гадать, лентяй!

Умный, ну-ка, угадай!

Теста отделив кусочек,

Мама лепит колобочек.

Чтобы тесто тонким стало,

Скалкой тесто раскатала.

Помогать мы тоже рады,

Режем тесто на квадраты,

Жарим мы его…

Итак,

Что готовим?

- Баурсак.

В.: Дети, баурсак – башкирское блюдо, и есть такая традиция у башкир: к свадьбе обязательно готовится сладкое кушанье.

В.: Сегодня мы вспомнили, как выращивают пшеницу. Работа эта очень долгая, трудная, и поэтому к хлебу нужно особое, бережное отношение.

Чтение стихотворения Дауыта Юлтыя «В пекарне»:

Пекарь в пекарню зашел не спеша,

Встал, поглядел – мука хороша.

С вечера тесто он замесил,

Утром пришел – на пороге застыл:

Тесто из чана ползет через край –

Вот так мука! Удался урожай!

Тесто на стол он лихо кладет,

Давит, катает, месит и мнет.

Пекарь доволен – посвистывает,

Тесто довольно – поскрипывает.

Хлеба сажать в печку пора.

Тесту ржаному жара нипочем –

Тестом – в жару, из жары – калачом:

Выйдет горячий, хрустящий, пахучий,

Словом, такой, что не сыщете лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед на тему " Хлеб"

Сборник бесед, является приложение к проекту " Хлеб - всему голова". Беседы помогутт познакомить детей с значимостью хлеба, его разновидностью, с процессом выращивания и профессиями людей благодаря ...

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»

·         Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;·         Познак...

Беседа «Цена крошки хлеба- велика.»

Беседа для детей дошкольного возраста направленная на углубление знаний детей о хлебе. Привитие навыков экономного и бережного отношения к хлебу. Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать с...

Беседа на тему «Хлеб - богатство России» для старших дошкольников

Беседа на тему  «Хлеб - богатство России»  для старших дошкольников"...

Беседа «Как выращивают хлеб»

Беседа «Как выращивают хлеб» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи:Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания ...

Беседа "Как выращивают хлеб"

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи: Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы д...

Беседа ко Дню Хлеба :" Как хлеб к нам в дом пришел"

Беседа с детьми о хлебе, посвященная празднику, Дню ХлебаЗадачи:1. формировать представление о процессе производства хлеба;2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;3. воспитыв...