Мнемотаблицы
методическая разработка (средняя группа)

Сорокина Ольга Петровна

Использование мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx701.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотаблицы для развития речи детей.

    Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

   На сегодняшний  день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.  В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

      Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и могут использоваться:

- для обогащения словарного запаса;

-при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

-при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

   Различают такие мнемотаблицы:

Для стихов, загадок или сказок;

Для запоминания правил;

Для рассказов.

   Мнемотаблицы представляют собой карточку, в которой схематично изображено содержание того или иного стихотворения, рассказа в определённой последовательности.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57b16681b9289/konspiektindividualnoghologhopiedichieskoghozaniatiiapoavtomatizatsiizvukashvsloghakhslovakh_1.png

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09ee/0000f44d-f57bcf22/hello_html_63bec066.jpg

    Мнемотаблица  может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд.

       Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера стихотворения и возраста ребенка.

    Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

   Анализ реальной ситуации, показывает, что  в настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

   Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР состоит в следующем.

1.        Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2.        Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

3.        Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

   Цель обучения мнемотехнике – развитие психических процессов – памяти, мышления, воображения, внимания, - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

   Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1.        Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2.        Формирование навыков перекодирования информации,  то есть преобразования абстрактных символов в образы.

3.        Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4.        Развитие творческих способностей, фантазии.

5.        Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.    

                   ЭТАПЫ  работы над стихотворением

1.        Выразительное чтение стихотворения.

2.        Сообщение о том, что стихотворение дети(ребенок) будут учить наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.        Вопросы по содержанию стихотворения,  цель которых – помочь детям уяснить основную мысль.

4.        Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной для детей форме).

5.        Чтение отдельно каждой строчки стихотворения (Дети повторяют  с опорой на мнемотаблицу).

6.        Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

   Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

 Автоматизация звука [з] в  стихотворении «Заяц»:

Этот заяц барабанит,

Этот заяц траву косит,

Этот заяц воду носит,

Этот заяц петь умеет.

Серый заяц - такой умелец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....