Театральный проект
проект (подготовительная группа)

Голубева Светлана Николаевна

Знакомство с творчетсвом Сутеева В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy_proekt_1_2.docx107.85 КБ
Microsoft Office document icon pod_gribom_1.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга сокращённо – ГБДОУ детский сад №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Театральный проект в подготовительной группе

компенсирующей направленности

«Школа кукольника»

                                                                учитель-логопед: Курдакова Е.Г.

                                                                                   воспитатели:         Голубева С.Н.

                                                                                                                      Белякова Е. В.

г. Санкт – Петербург

2018 г.

Название

«Школа кукольника»

Тип проекта

Практико-ориентированный,  творческий, групповой,  краткосрочный.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети подготовительной группы компенсирующей направленности.

Сроки

Октябрь - ноябрь

Причины возникновения

В рамках юбилейной даты (100 лет) старейшего в Санкт – Петербурге детского театра марионеток имени Е. С. Деммини.  А также после посещения этого театра с экскурсией и встречей с актёрами, наши дети с большим интересом и желанием относятся к театральным игрушкам и играм в детском саду. Ребёнок верит «ожившей» игрушке, начинает общаться с ней и стремится сделать то, что кукла его просит. Поэтому кукла в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и обучения детей.

Актуальность  проекта

Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.

Цель проекта

Нравственное воспитание детей дошкольного возраст

Формирование речи, памяти, воображения.

Способствовать развитию культурных ценностей,

интеллектуальных и личностных качеств детей.

Задачи проекта

 Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Способствовать созданию у детей радостного настроения,

развивать воображение и способность к творчеству.

Укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к событиям культурной жизни города.

Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении кукол – марионеток и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Формы реализации

Образовательное предложение, беседы, чтение, игры, совместная деятельность с детьми и родителями.

Продукты проекта

Подбор художественной литературы «В гостях у сказки»

Выставка «Детки и марионетки»

Театральная встреча «Шоу марионеток».

Показ сказки по произведению В. Сутеева  «Под грибом».

Игровое пособие театр «Звукарики».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Перспективное планирование подготовительного этапа

Совместная деятельность

Педагогов, детей родителей

Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор художественной литературы, иллюстраций. Изготовление кукол- марионеток.

Ожидаемый результат

Педагогов и детей

Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей. Формирование положительной мотивации для реализации проекта. «Творческая мастерская»- изготовление детьми работ совместно с воспитателем. Оформление тематических работ в виде афиши и пригласительных билетов на театрализованное представление.

Создание в группе условий для знакомства с театральной деятельностью.

Создание новых видов театра, атрибутов и театрального реквизита.

Знакомство детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

Словотворчество.

Формирование положительной мотивации через создание библиотеки, кукол- марионеток.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Педагогов и родителей

Определение совместных целей и задач. Информация по проекту на информационных стендах: описание истории театра марионетки, его видов. Консультация для родителей о том, как организовать театральный маршрут выходного дня. Помощь в изготовлении театрального реквизита. Создание условий для реализации проекта «Школа кукольника».

Родителей и детей

Подбор наглядно-дидактических пособий и художественной литературы. Посещение детских театров.

Самостоятельная деятельность

Организация развивающей среды

Иллюстративный материал. Настольно- печатные игры. Пополнение в группу новых видов театра. Проектирование театральных зон с учётом интересов детей и педагогов. Формирование положительной мотивации через изготовление сказочных персонажей кукол-марионеток. Разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла.

Свободная

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций, открыток с изображением видов театров, вариантов их изображения. Рисование. Раскраски- задания. Ручной труд. Атрибуты и маски к театральным играм. Настольно- печатные игры.

Перспективное планирование основного этапа

Образов. области

Совместная деятельность педагогов и детей

Сроки

Социально-коммуникативное развитие

  1. Формирование основ безопасности

Дидактические игры:

«Так нельзя!»

«Знаешь ли ты?»

«Первая помощь»

Проблемные ситуации

«Как вести себя в театре?»

«Чего не следует делать в театре?»

«Если ты в театре»

  1. Трудовое воспитание. Изготовление театральных масок.

Октябрь-ноябрь

Физическое развитие

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Где мы были - мы не скажем, а что делали- покажем.

«Море волнуется – раз!..»

Пальчиковые игры:

«Весёлые человечки»                                        

«                                        

Познавательное развитие

Беседы:

«Что такое театр?»

«За кулисами»

«Театральная азбука»

«Виды и жанры театра»

Проблемные ситуации:

«Как вести себя в театре?»

«Чего не следует делать в театре?»

«Если ты в театре»

Речевое развитие

Авторские сказки сочиненные детьми

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование: «Под грибом»

Лепка: «Любимый сказочный герой»

Аппликация коллективная:

«»                                                  

Конструирование:

Изготовление масок животных

Оригами:

«Лисичка»

Танграм:

«Котик»

Колво-во занятий мало или все свести к Сктееву

                                                                                           

Октябрь-

ноябрь

Заключительный этап

1.

Обработка и оформление материалов проекта:

  1. Подбор художественной литературы «В гостях у сказки»
  2. Выставка  кукол «Детки и марионетки»
  3. Театральная встреча «Шоу марионеток»  Показ сказки по произведению

В. Сутеева «Под грибом»

4. Игровое пособие Театр «Звукарики»

2.

Анализ результативности.

«Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали                    ????????????

И нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Идёт развитие духовного мира детей…»

                                                  Б. М. Теплов

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

Беседа 1 «Что такое театр?»

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте, сейчас я вам объясню все по порядку. (Выставляю фотографию Большого театра). Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного. Ну, дом как дом, только понарядней других, да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса». Здесь покупают билеты. (Муз. руководитель подходит к столу, оформленному в виде кассы)». «Дайте нам, пожалуйста, билеты», - говорите вы кассиру, - на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста», -отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда, и места, где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

              У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

               Очень интересный сегодня спектакль! Давайте-ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репа!».

Давайте купим билеты на спектакль. Кто будет у нас кассиром? Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную музыкальным руководителем.


Беседа 2 «Кто придумал театр?»

            Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богов и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно, поучительно и занято может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

            В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.

 От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по-гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

            Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей.

А теперь скажите мне, какого зверя называют царем всех зверей?

Правильно – льва. Игра называется «Звери, берегитесь льва!»

          Игра по типу «Ловишки». Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками, затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются. «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее.


Беседа 3 «В театре»

            Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. (Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).

            Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к сцене, называются амфитеатром. А по бокам -  ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или, если ложа большая, 6 кресел. Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.

            А сейчас обратите внимание на сцену. Видите, свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

            Вы знаете, сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре. (Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театре, сцена, занавес. Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).


Беседа 4. «За кулисами»

            Воспитатель: Ребятамного интересного можно найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

            Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по-французски – «первый раз»). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. (Показывает иллюстрацию). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными».

            Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями «закулисного царства»: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодевается.

            А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. (Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы).

            А теперь мы в гримуборной актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.

            Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.

            Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения    

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Виды и жанры театра»

Цель: познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.).

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Виды и жанры театра», куклы перчаточного, пальчикового, теневого театров, куклы – марионетки, фланелеграф и куклы для него.

Ход беседы:

Воспитатель: Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я вам покажу места, где можно провести выходной день. Посмотрите на презентацию. Вы узнаете о том, какие же бывают виды и жанры театра. (Слайд 1)

Воспитатель: Театры бывают различного назначения.

В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. (Слайд 2)

В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. (Слайд 3)

В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. (Слайд 4)

В уличном театре актеры выходят на площадь и показывают представление. Зрителями могут быть все прохожие. (Слайд 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот вид театра? (Слайд 6)

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это театр с участием дрессированных животных. Они тоже выступают на сцене и играют свою роль.

Воспитатель: В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд 7)

Воспитатель: А это что за театр?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. И в наш детский сад приезжал такой театр. В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Слайд 8)

Кукольный театр, ребята, бывает трех видов: верховых, низовых и средних кукол. Давайте посмотрим на картинки.

Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций, управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой. (Слайд 9)

Одной из разновидностей этого театра является пальчиковый. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. (Слайд 10)

Театр низовых кукол (кукол-марионеток, управляемых сверху кукловодом на виду у зрителей с помощью ниток, прутов или проволоками. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы. (Слайд 11).

(Демонстрирует куклу-марионетку)

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др. или прикрепить фигурки к палочкам. (Слайд 12). Вот посмотрите на кукол для театра теней, все персонажи вырезаны из черной бумаги, прикреплены на специальные палочки.

(Демонстрация кукол из теневого театра)

Воспитатель: Театр на фланелеграфе. (слайд 13) Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладывают на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом, можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Такой театр есть в каждой группе нашего детского сада. (Демонстрация фланелеграфа с куклами)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вспомним с какими видами театра мы сегодня познакомились.

В каком театре актеры только поют? (в оперном).

Как называется спектакль, в котором артисты танцуют? (балет)

В каком театре вы чаще бываете? (в кукольном).

Как называется театр, где актеры-кукловоды скрыты ширмой и кукол одевают на руку или пальцы (театр верховых кукол).

А театр где кукловод управляет куклами на ниточках и что это за куклы? (театр низовых кукол, куклы-марионетки).

Для какого театра нужны куклы, вырезанные из темной бумаги? (теневой театр).

Какой театр, где герои сказок крепятся на доске? Этот театр есть в каждой группе детского сада (театр на фланелеграфе).

Молодцы ребята, запомнили все виды театра.

                Вопросы о театре отредактировать



Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми 2-ой подготовительной группы.

Тема «Театрализованная сказка по произведению

В. Сутеева «Под грибом»

Воспитатели: Голубева С.Н. , Белякова Е.В.

Учитель-логопед: Курдакова Е.Г.

Цель: Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей с куклами-марионетками, способами управления ими.

Развивающие: Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес. Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

Коррекционные: Учить передавать различные эмоциональные состояния персонажей выразительной речью. Способствовать психофизическому развитию детей (умение передавать настроение движением, согласование речи и действий, тренировка моторики).Закреплять умение  согласовывать  существительные с прилагательными в роде числе, падеже. Развивать навыки диалогической речи.

Воспитательные: развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулировать развитие творческой, поисковой активности.

Атрибуты и оборудование:

Презентация «Театр марионеток», аудиозапись со звуками дождя.

Дерево, гриб, куклы-марионетки: муравей, стрекоза, мышь, бабочка, заяц, лиса

Предварительная работа: Чтение рассказа В.Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, беседа, разучивание слов персонажей

       

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Звучит аудиозапись с шумом дождя.

Воспитатель: - Дети Вы слышите звуки? Что это?

- Правильно, это звуки дождя.

- Вспомните, когда в лесу идет дождь, что происходит с растениями?

- Мы сегодня расскажем и покажем сказку В. Сутеева «Под грибом».

  1. Куклы-марионетки.

Воспитатель: - Показывать сказку будем с помощью кукол-марионеток.

- Посмотрите, какие они бывают. (Показ презентации «Куклы-марионетки»).

Воспитатель: - А теперь распределим роли.

  1. Физминутка.

Вы устали? – Отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Сказка «Под грибом»

     Ведущ.: Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

 Муравей: Куда спрятаться?

        Ведущ.: Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и

 спрятался под его шляпкой.

        Звук   дождя.    

 Появляется  Бабочка с опущенными крыльями.:

 Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я —

        лететь не  могу!

        Муравей: Куда же я пущу тебя?  Я один тут кое-как уместился.

        Прячься под гриб. В тесноте, да не в обиде.

 Бежит  Мышка:

 Мышка: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

 Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

 Мышка: Потеснитесь немножко!

 Ведущ:   Потеснились — пустили Мышку под грибок.

        Звук   дождя.

 Ведущ.. Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

 Воробей:  Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под

 грибок   обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

 Муравей:  Тут места нет.

 Воробей   Подвиньтесь, пожалуйста!

 Ведущ.: Подвинулись — нашлось Воробью место.

 Скачет Заяц.

 Заяц: Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится!..

 Муравей.  Жалко Зайца, Давайте ещё потеснимся.

 Прибежала Лиса.

 Лиса:  Зайца не видели?

 Все звери:  Не видели.

 Лиса подходит к грибу поближе.

 Лиса:  Не тут ли Заяц  спрятался?

 Муравей: Где ему тут спрятаться!

 Лиса уходит.

 Звуки дождя прекратились.

  Вылезли все из-под гриба — радуются.

  Ведущий:  Муравей задумался и говорит:

  Муравей:  Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было,

  а теперь всем пятерым место нашлось!

  На шляпке гриба появилась лягушка.

  Лягушка:  Ква-ква-ква!.

  Все посмотрели: повернулись к грибу.

  Лягушка: Эх вы! Гриб-то...

  Лягушка спрыгнула с гриба и ускакала.

  Ведущий:  Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному

  под грибом    тесно было, а потом и пятерым место нашлось.  

                                  

  1. Окончание занятия

Воспитатель: - А вы догадались?

Да, гриб вырос.

Воспитатель: - Как вы думаете, как назывался гриб?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный проект "Любимая сказка"

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую,п...

«Театральный проект « СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ»

Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленно...

театральный проект "В гостях у сказки"

Театр - помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения....

театральный проект" мы играем в театр"

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фа...

Театральный проект " В мире сказок "

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Именно театрализованная деятельность позволяет решать педагогические задачи, касающиеся фор...

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в старшей ГРУППЕ на 2014 - 2015 учебный год

laquo;Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязку,Уже предчувствует душа....

Годовой план театрального проекта "ГАРМОНИЯ".

Инновационный проект по художественно - эстетическому развитию - "Гармония"....