Учебно-методическое пособие "Декоративно-прикладное творчество России"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Гусакова Елена Александровна

Народные промыслы России – огромное духовное богатство  оно доносит до нас культуру прошлых поколений.

Наши предки из покон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу  составляет ручной труд.

Народные промыслы – это гордость России.

В народном искусстве обобщены представления  о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции и обычаи жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение.

Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_rossii.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно-прикладное творчество России Автор – составитель Гусакова Е.А.

Слайд 2

Народные промыслы России – огромное духовное богатство оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Наши предки из покон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Народные промыслы – это гордость России. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции и обычаи жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие и т.д.

Слайд 3

Цели и задачи: Цели: Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках. Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначения. Задачи: Ознакомление детей с определенными видами народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезания пародных мастеров. Формирования детского декоративного творчества.

Слайд 4

Дымковская игрушка С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Игрушки лепили из глины. Потом разводили на молоке мел и белили игрушки. И тут-то наступает пора их расписывать. Узор необычно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие малиновые, красные, зеленые желтые. Оранжевые, синие.

Слайд 5

В начале были свистульки. Мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Прошло много лет и вот придумали лепить из глины другие игрушки: глиняных коников, индюков, баранчиков в штанишках, барышень и кавалеров, диковенных оленей и др.

Слайд 7

Гжельская роспись Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года. Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства. Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «гжель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

Слайд 8

Мир гжели представлен такими предметами, как: • Чайные пары • Сервизы • Вазы для цветов • Заварочные чайники • Сахарницы • Розетки для варенья • Самовары • Сувениры Прекрасным и необычным подарком помимо выше перечисленного являются: штофы, плакетка, кумган .

Слайд 9

Особенности росписи под гжель Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести: • Белоснежный фон • Насыщенно-синий рисунок • Глазурирование поверхности • Многообразный и сложный растительный орнамент • Ручную работу Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Слайд 10

Хохломская роспись Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане и заготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Слайд 11

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 13

Филимоновская игрушка Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить " свистушки ". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Слайд 14

Русская матрешка В 90-х годах позапрошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму , у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки. Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по эскизам художника Малютина. Кукла не походила на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшка. Она состояла из восьми частей. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую матрёшку. Вырезали матрёшек медленно, вручную, украшали выжиганием. И однажды появилась она на Сергиевском базаре.

Слайд 15

В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района , где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её переднике всегда яркий большой цветок. Не похожа она на Загорскую матрёшку и чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке, платке.

Слайд 16

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов -Майдан , что в ста километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый, розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Слайд 17

Калининская матрёшка отличается и формой, и росписью. Она более вытянутая, стройная. Роспись так же своеобразна. На её сарафанах нет цветов, нет яркой вышивки, а чаще всего эта матрёшка в шубке, или в тулупчике, в платке. Краски не яркие, очень часто сочетаются красный и чёрный цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром "Снега России" (презентация)

Мультимедийное занятие. Дошкольное образование, старший возраст....

Учебно-методическое пособие по развитию речи для старшей группы *Мы живем в России*

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

Учебно-методическое пособие "Россия на ладони"

Учебно-методическое пособие "Россия на ладони".Закрепление знаний о России по серии фотографий....

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....

Учебно - методическое пособие "Моя Родина - Россия"

Это презентация, в которой рассказывается, с помощью чего можно знакомить детей с Россией, какие поделки можно сделать....

Учебно-методический материал консультация для родителей на тему: "О празднике - День России"

Учебно-методический материал консультация для родителей на тему: "О празднике - День России"...