Главные вкладки

    Перспективный план "Пальчиковая гимнастика"
    план-конспект занятия (младшая группа)

    Колмакова Оксана Викторовна

    Пальчиковая гимнастика является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovaya_gimnastika.docx382.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

    Пальчиковая гимнастика является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

    Задачи:

    1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

    2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

    3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

    4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

    5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

     

    Перспективный план

    ЗАНЯТИЕ №1 «Моем руки»

    Игра “Резиночка”.

    Цель: развить тактильную чувствительность  движений пальцев и кистей рук.

    Проведение игры: Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

    Примечание: Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров.

    МОЕМ РУКИ

    «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

    Ах, вода, вода, вода!

    Будем чистыми всегда!

    «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой вы
    прямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

    Брызги – вправо, брызги – влево!

    Мокрым стало наше тело!

    «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

    Полотенчиком пушистым

    Вытрем ручки очень быстро

    ∗∗∗
    Домашнее заданиеСлон

    В зоопарке стоит слон.

    Уши, хобот, серый он.

    Головой своей кивает,

    Будто в гости приглашает.

    Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ №2 «Фонарики»

    Игра: «Крестики»

    Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Проведение игры: При чтении этого стихотворения показывайте ребенку, как можно делать из пальчиков нолик, а как — крестик. Малыш будет стремиться повторить ваши действия.

    У меня на столике

    Крестики и нолики,

    Захотел Илья Пятков

    Сделать их из пальчиков,

    И фигурки у него

    Получаются легко.

    Захотите — научу

    Девочек и мальчиков

    Делать их из пальчиков?

    Примечание: Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

    f1

    ФОНАРИКИ

    Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».

    На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

    На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.

    Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

    Мы фонарики зажжём, 

    А потом гулять пойдём!

    Вот фонарики сияют,

    Нам дорогу освещают!

    f2

    Sf3

     

    ∗∗∗

    Домашнее задание: Крокодил.

    Крокодил плывет по речке,

    Выпучив свои глаза.

    Он зеленый весь, как тина,

    От макушки до хвоста.

    Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
     ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ №3 «Печем блины»

    Игра «Шалунишка»

    Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.

     Для проведения игры специального оборудования не требуется.

    Проведение игры: Посадите ребенка перед собой и, читая стихотворение, показывайте на своих руках движения, которые необходимо совершать. Если ребенку не удается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите ему. Через некоторое время малыш будет самостоятельно повторять действия за вами.

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила (в это время нужно чертить круговые линии на ладошке).

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала (после этого загибайте пальцы),

    А этому не дала. Он много шалил,

    Свою тарелку разбил (в этот момент можно слегка покачать мизинчик).

    ПЕЧЁМ БЛИНЫ

    Вариант 1.

    Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

    Мама нам печёт блины,

    Очень вкусные они.

    Встали мы сегодня рано

    И едим их со сметаной.

    Вариант 2.

    а) левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;

    б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

    Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1).

    f4                                   f5

     

     

     

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Птенчики в гнезде

    Птичка крылышками машет

     И летит к себе в гнездо.

     Птенчикам своим расскажет,

     Где она взяла зерно.

    Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИТЕ № 4 «Флажки»

    Игра «Овощ в мешке»

    Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

    Оборудование:  Мешок и различные овощи.

    Описание игры: Дайте ребенку мешочек с овощами, а малыш на ощупь должен определить, какой овощ он держит в руках.

    Примечание: Овощи перед проведением игры необходимо тщательно вымыть.

    ФЛАЖКИ

    Вариант 1.

    Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

    Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

    f6                                   f7

     

     

    Вариант 2 (усложнённый).

    Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

    «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз.

    «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Кошка

    А у кошки ушки

    Ушки на макушке,

    Чтобы лучше слышать

    Мышь в ее норушке.

    Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ №5 «Лодочка»

    Игра «Домик»

    Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его мышление, а также слуховое восприятие.

    Оборудование: Для проведения этой игры специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Читайте малышу стихотворение и совершайте движения согласно тексту.

    На поляне дом стоит (соедините руки, имитируя крышу дома),

    Ну а к дому путь закрыт (соедините ладони, имитируя ворота).

    Мы ворота открываем (необходимо ладони развернуть параллельно друг другу),

    В этот домик приглашаем (соедините руки, имитируя крышу дома).

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

    f8

    Игра «Лодочка»

    Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

    Маленькая лодочка по реке плывет,

    На прогулку лодочка малышей везет.

    f9

    Домашнее задание: Мышка

    Серенький комок сидит

    И бумажкой все шуршит.

    Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ №6 «Деревья»

    Игра «Приветствие»

    Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его мышление, а также улучшить координацию движений.

    Оборудование: Для проведения игры специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Соедините пальцы обеих рук, имитируя домик. Кончиками пальцев по очереди хлопайте друг по другу (большой палец с большим пальцем и т.д.). Ребенок должен повторять ваши движения.

    Примечание: Можно читать во время проведения игры стихотворение.

    ДЕРЕВЬЯ

    Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

    В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.

    (Покачивать руками из стороны в сторону.)

    Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!

    (Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)
    ∗∗∗

    Домашнее заданиеЯгодки

    Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

    – С ветки ягодки снимаю

    Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

    – И в лукошко собираю.

    Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

    – Будет полное лукошко.

    Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

    – Я попробую немножко.

    – Я поем еще чуть-чуть.

    Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

    – Легким будет к дому путь!

    Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 7 «Птенчики в гнезде»

    Игра “Повтори движение”

    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру” (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить “фигуру”. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

    ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

    Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

    Вот птенцы, а вот — гнездо.

    Всем птенцам в гнезде тепло.

    f10

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Рыбки

    Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

     – Рыбки плавали, ныряли                                 

     – В чистой тепленькой воде.                                   

    – То сожмутся,

    На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

     – Разожмутся,

    Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

     – То зароются в песке.

    Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 8 «Кошечка»

    Игра «Детки»

    Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем пальчики считать.

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    Раз, два, три, четыре, пять (сгибайте пальчики по очереди).

    Тише, тише, тише, Не шумите!

    Наших деток не будите (покачивайте кулачок)!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать  (раскройте кулачок).

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

    КОШЕЧКА

    Вариант 1.

    Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

    Кулачок — ладошка.
    Я иду, как кошка.

    f11                              f12

     

     

     

    Вариант 2 (усложнённый).

    При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз—два».

    «Раз»: левая рука — кулачок, правая рука — ладошка.

    «Два»: левая рука — ладошка, правая рука — кулачок. Повторить несколько раз.
    ∗∗∗

    Домашнее задание: Этот пальчик.

    Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

     –  Этот пальчик – дедушка,

     –  этот пальчик – бабушка,

     –  этот пальчик – матушка,

     –   этот пальчик – батюшка,

     –   Ну а этот пальчик – я.

     –   Вот и вся моя семья.
     ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ №9 «Дом»

    Игра «перекатывание карандаша»

    Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

    ДОМ

    Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

    Посмотри на дом с трубой.

    В нём мы будем жить с тобой.

    f13

    Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

    Вот стоит огромный дом,

    Дом ужасно важный.

    Сто окошек в доме том!

    Он многоэтажный.

    f14

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Осьминог

    – Восемь пальчиков для ног –

     – Получился осьминог.

     – Сколько ног у осьминога?

    – Много – Много!

    Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  №10 «Стул»

    Игра «Мои пальчики»

    Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения. Раз, два, три, четыре, пять, Пошли пальчики гулять (поочередно разгибайте пальчики)!

    Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять (сгибайте пальчики: в аналогичном порядке).

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

    СТУЛ

    Вариант 1.

    Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх — это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки — это «сиденье».

    Спинка и сиденье —

    Стул на удивленье!

    Мы на стульях посидим,

    Друг на друга поглядим!

    Вариант 2 (усложнённый).

    Менять положения рук попеременно на счёт «раз—два». «Раз»: левая рука — «спинка», правая рука — «сиденье». «Два»: правая рука — «спинка», левая рука — «сиденье».

    f15

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Улитка.

     – На одной скользящей ножке

     –  Домик, голова и рожки.

     – Дай-ка пальчики сюда!

    – То не пальчики – рога.

    Изображаем пальчиками рожки улитки.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 11 «ВОРОТА»

    Игра «Хлопни пальчиками»

    Исходное положение – сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

    ВОРОТА

    Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и апряжены.

    А ворота мы закроем на замок,

    f16

    Чтобы волк зубастый в дом войти не смог

    Ворота открываются и закрываются.
    Исходное положение см. пункт 1.

    Затем развернуть ладони параллельно друг другу «пальцы направлены» от себя. Вернуться в исходное положение.

    Ворота открыты всегда для друзей,

    Мы рады вам, гости! Входите скорей!

    f17

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Солнышко

    – Утро красное пришло,

    – Солнце ясное взошло.

    – Стали лучики светить

    – Малых деток веселить.

    Пальчики разгибаются по одному

    – Прилетели тучки

    – Спрятались лучики.

    Пальчики прячутся в кулачок
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 12 «Зайчик»

    Игра «Два козлика»

    На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

    Как-то раз к кому-то в гости

     Шёл козлёнок через мостик,

    Держа кисти горизонтально, сближать руки.

    А навстречу шел другой,

     Возвращался он домой.

    На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

    Два рогатых глупых братца

     Стали на мосту бодаться,

     Не желая уступить

     И другого пропустить.

     Долго козлики сражались,

     Разбегались и толкались.

    На слово “бух” – хлопок в ладоши. Уронить руки на колени.

    Вот с разбега лбами – бух!

     И с моста в водичку – плюх!

    ЗАЙЧИК

    Вариант 1.

    Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

    Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

    Кто там скачет на лужайке?

    Это длинноухий зайка!

    Вариант 2.

    Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз—вверх) на счёт «раз—два».

    Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

    Раз—два, раз—два. И ушами шевелит!

    Вариант 3. Зайка прячется под сосной.

    Исходное положение. Левая рука — «зайчик». Правая рука — выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» — это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука — «зайчик», левая рука — «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

    Этот зайчик – под сосной,

    Этот зайчик – под другой.

    Вариант 4. Зайчик и барабан.

    Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

    Дали зайцу барабан.

    Он ударил: там-там-там!
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 7 
    «Птенчики в гнезде»

    Игра “Повтори движение”

    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру” (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить “фигуру”. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

    ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

    Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

    Вот птенцы, а вот — гнездо.

    Всем птенцам в гнезде тепло.

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Жук

    – Шесть мелькает ножек-рук – 

     – Это убегает жук.

     – Ты куда? – но нет ответа.

     – Жук в траве укрылся где-то.

    Изображаем пальчиками лапки жука.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 13 «Колечко»

    Игра «Грибы»

    Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идем грибы искать!

     Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик все съел,

    Оттого и потолстел (попеременно сгибайте пальцы, начиная с мизинца).

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

    КОЛЕЧКО

    Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

    Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

    На узорное крылечко

    Кто-то уронил колечко.

    И оно с крыльца скатилось,

    За ступеньку закатилось.

    Дети смотрят там и тут,

    Но колечка не найдут.

    f18
    ∗∗∗
    Домашнее заданиеЧерепашка.

    – “Сколько пыли, сколько сора –

    – До дверей дойду не скоро”, –

    – И вздыхает тяжко

    – Наша черепашка.

    Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 14 «Лыжник»

    Игра «Листочки»

    Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени 1 или перед собой и читайте ему стихотворение, | совершая определенные движения. Раз, два, три, четыре, пять (загибайте пальцы, начиная с большого),

    Идем листочки собирать (сжимайте и разжимайте кулачки).

    Вот листочек березы, а вот рябины (загибайте пальчики, начиная с большого), Листья тополя, листья осины,

    Все осенние листья мы соберем

    И домой их принесем.

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

    ЛЫЖНИК

    (усложнённый вариант)

    Исходное положение, как при выполнении упражнения «Человечек», но указательный и средний пальцы надо поставить на 2 плоские счётные палочки. Это «лыжник на лыжах».

    Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребёнок «едет» скользящими движениями по столу.

    Утром на лыжах кататься пошли,

    Быстро до леса на лыжах дошли.

    Время к обеду — весь лес обошли.

    Дружно на лыжах домой мы пришли. 

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Мишка.

    – Мишка топает ногой,

    – Мишка топает другой,

    – Ух, как веселится

     – В доме половица!

    Топаем “ножками” – пальчиками.                                  

     – А пока танцует Мишка,                                     

    – Мы похлопаем в ладоши.                                      

     – Вместе с лисонькой-плутишкой                                      

    – Будем зрителями тоже.

    Хлопаем в ладоши.


    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 15 «Мостик»

    Игра «Бег на месте»

    Цель: Развить мелкую моторику рут ребенка, его мышление, а также улучшить координацию движений.

    Оборудование: Для проведения игры специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Ваши указательный и средний пальцы должны как бы бегать по столу. Ребенок будет воспроизводить ваши движения. После этого повторите эти движения пальцами другой руки. Если ребенок с легкостью справляется с этим заданием, попросите сделать его аналогичное движение двумя руками.

    Примечание: Можно читать во время проведения игры стихотворение.

    f19

    МОСТИК

    Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

    Мы над речкой из дощечек

    Строим мостик золотой.

    Через мостик человечек

    Гонит козочку домой.

    f20

    или

    Шла коза по мостику

    И виляла хвостиком,

    Зацепилась за перила —

    Прямо в речку угодила
     ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 16 «Лягушка»

    Игра «Заяц»

    Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его  мышление, улучшить координацию движений.

    Оборудование: Для проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание: Посадите ребенка на колени или перед собой. Вытяните вверх указательный и средний пальцы одной руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соедините с кончиком большого пальца. Ребенок должен повторить упражнение одной рукой,  потом: второй, а затем обеими руками вместе.

    Примечание: Можно читать во время проведения игры стихотворение.

    ЛЯГУШКА

    Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

    Вот лягушка по дорожке

    Скачет, вытянувши ножки.

    Увидала комара,

    Закричала: ква-ква-ква.

    f21

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Козел.

    – “Вот какой козел рогатый!” –

    – Рожки делают ребята.

    – “Вот какие рожки

     – У козла Тимошки!

    –   Встрече Тимофей не рад –

     – Грозно смотрит на ребят.

    – “Уходите, вас не знаю:

    – Забодаю, забодаю!”

    Пальчиками изображаются козлиные рожки.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 17 «Собака»

    Игра «Зарядка для пальчиков»

    Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка,  его мышление, а также улучшить координацию движений.

    f22

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Вместе с ребенком поочередно сгибайте пальчики правой руки, начиная с большого пальца, затем загибайте пальчики начиная с мизинца. Повторите упражнение пальцами другой руки. После этого сожмем пальцы в кулак и поочередно выпрямляйте  начиная с большого пальца. Повторите упражнение, но выпрямляйте пальцы, начиная с мизинца. Повторите упражнение пальцами другой руки.

    Примечание: Во время проведения игры но читать стихотворение.

    СОБАКА

    Вариант 1.

    Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.

    Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.

    Ав – ав – ав — я не пугаю,

    Я с ребятами играю!

    f23

    Вариант 2.

    Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в «щепоть», имитируя собачью пасть.

    Шла собака через мост,

    Четыре лапы, пятый хвост.

    Если мост обвалится,

    То собака свалится. 

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Рак.                                     

    – Как хватает рыбу рак?                                        

    – Да клешней своей – вот так!                                       

    – Манит он своей клешнею:                                   

    – “Пощипаемся с тобою!”

    Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 18 «Кошка»

    Игра «Дорогие гости»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, слуховое восприятие, внимание и координацию движений ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

    В гости к пальчику большому

    Приходили все друзья (вытяните руку и отведите в сторону большой палец).

    Указательный и средний (соедините с большим пальцем указательный и средний пальчики),

    Безымянный и последний (соедините с большим пальцем безымянный пальчик и мизинец),

    А мизинчик-молодец Показал дорогу всем.

    Вместе пальчики-друзья,

    Друг без друга им нельзя (сожмите пальчики в кулак)!

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять и запоминать стихотворение.

    КОШКА

    Вариант 1.

    Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.

    Маленькая кошка

    Села у окошка.

    Хвостиком играет,

    Мышку поджидает.

    Вариант 2. Кошка показывает коготки.

    f24

    Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.

    Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

    Если когти точит кошка,

    Будет дождик за окошком. 

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Козочка.

     – Шел старик дорогою

    идти пальчиками по столу

    – Нашел козу безрогую.

    показать пальчиками рога

    – Давай, коза, попрыгаем,

    постучать пальчиками по столу

    – Ножками подрыгаем.

     – А коза бодается,

    снова показать рога

    – А старик ругается.

    погрозить пальчиком
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 19 «Гусь»

    Игра «Пальчики спрятались»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, слуховое восприятие, внимание.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры: Посадите   ребенка   перед собой. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

    В прятки пальчики играли

    И головки нагибали (по очереди слегка сгибайте каждый пальчик).

    Вот так пальчики играли,

    Так головки убирали  (сгибайте пальчики на другой руке).

    Скоро пальчики устанут (потрясите пальчиками),

    И пойдут они в кровать (сожмите пальчики в кулак).

    Примечание: Стихотворение необходимо читать с выражением. Побуждайте ребенка повторять отдельные слова из текста.

    ГУСЬ

    Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

    (При затруднении можно указательный палец не сгибать, а держать параллельно остальным пальцам).

    Гусь гогочет и гогочет,

    Ущипнуть тебя он хочет!

    f25

    или

    У гусёнка босы лапки,

    Он носить не любит тапки.

    Любит он в воде плескаться,

    И нырять и кувыркаться. 

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Лошадка.

    – Одной рукой я травку рву,

    выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

    – Другой рукой я тоже рву.

    – Я травкой накормлю коня.

    вытянуть руки вперед

    – Вот сколько пальцев у меня!

    и повернуть ладонями вверх
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 20 «Домик»

    Игра «Все по порядку»

    Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

    Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

    Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

    Примечание: Даже если у вашего ребенка что-то не получается, доведите игру до конца.

    ДОМИК

    Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    (Разгибаем пальцы.)

    Вышли пальчики гулять.

    (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

    Раз, два, три, четыре, пять –

    (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

    В домик спрятались опять.

    (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

    ∗∗∗
    Домашнее задание: Ой, ладушки.

    – Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

    – На окно поставим, остывать заставим.

    – А остынут – поедим и воробушкам дадим
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 21 «За работу»

    Игра «Крышка»

    Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

    Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

    Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

    Примечание: Рекомендуется   использовать небьющуюся посуду.

    ЗА РАБОТУ!

    Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

    – Ну-ка, братцы, за работу!

    Покажи свою охоту.

    Большаку -дрова рубить.

    (Разгибаем большой палец.)

    Печки все — тебе топить.

    (Разгибаем указательный и т. д.)

    Тебе – воду носить.

    А тебе – обед варить.

    А тебе – посуду мыть.

    А потом всем песни петь.

    Песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

    (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Помощник

    – Топором дрова колю

    имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

    – А потом пилой пилю.

    имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

    – Отнесу их бабушке,

    показать ладоши

    – Чтоб испечь оладушки.

    похлопать ладонями друг о друга
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 22 «Пальчики здороваются»

    Игра «Ну, погоди!»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, ловкость и координацию движений ребенка.

    Оборудование: Игрушечные заяц и волк.

    Описание игры: Участники игры должны встать по кругу. Детям, стоящим друг напротив друга, дайте в руки игрушки. После условного сигнала дети начинают передавать друг другу игрушки. «Заяц» должен «убегать», а «волк» его «догонять».

    Примечание: Игрушки должны быть средних размеров.

    ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

    Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.

    Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем — другой, после — двумя руками одновременно.

    «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:

    – Здравствуй, указательный!

    –  Привет, средний!

    – Здорово, безымянный!                           

    –  Как дела, мизинец?

    ∗∗∗
    Домашнее заданиеТесто

    – Тесто ручками помнем

    сжимаем и разжимаем пальчики

    – Сладкий тортик испечем

    как будто мнем тесто

    – Серединку смажем джемом

    круговые движения ладошками по плоскости стола

    – А верхушку сладким кремом

    – И кокосовую крошкой

    – Мы присыплем торт немножко

    сыплем “крошку” пальчиками обеих рук

    – А потом заварим чай

    – В гости друга приглашай.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 23 «Пальчик – мальчик»

    Игра «Замочек»

    Цель: Развить мышление и мелкую моторику рук ребенка.

    Оборудование: Замок и несколько ключей.

    Описание игры. Дайте участникам игры замок и ключи. Нужно как можно быстрее подобрать ключ к замку и открыть его. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

    f26
    Игра «Замочек»

    Примечание: Во избежание травм замок должен быть вставлен в дверь.

    ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

    Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

    Пальчик-мальчик, где ты был? 

    С этим братцем в лес ходил, 

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел!

    ∗∗∗
    Домашнее заданиеДружба

    – Дружат в нашей группе девочки и мальчики

    пальцы рук соединяются в “замок”

    – Мы с тобой подружим маленькие пальчики

    ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

    – Раз, два, три, четыре, пять

    поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

    – Начинай считать опять.

    – Раз, два, три, четыре, пять.

    – Мы закончили считать

    руки вниз, встряхнуть кистями
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 24 «Цепочка»

    Игра «Гусеница на листочке»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения ребенка, его фантазию, воображение и мышление.

    Оборудование:  1/2 листа картона зеленого цвета, пластилин или соленое тесто, доска для работы с пластилином, ножницы.

    Описание игры: Посадите ребенка за стол. Перед ним положите лист, вырезанный из дерева или картона. Затем вместе с ребенком из теста или пластилина сделайте шарики и положите их на листочек. Несколько шариков на листе — это гусеница. Шарики из теста (пластилина) можно раскатывать ладошкой по столу или между двумя руками. На первом шарике нарисуйте глаза гусеницы.

    Примечание: Можно читать во время проведения игры стихотворение.

    ЦЕПОЧКА

    Вариант 1.

    Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

    Колечко с колечком соединяем,

    Цепочку из пальчиков мы получаем.

    f27

    Вариант 2.

    Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки -с большим пальцем другой руки.

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Отдохнем

    – Наши пальчики проснулись,

    – Потянулись, потянулись…

    – И встряхнулись…

    выполняем все эти движения

    – По ладошке побежали

    по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

    – Побежали, побежали,

    – Поскакали, поскакали

    изобразите эти движения

    – И устали. Сели отдыхать

    потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ  № 25 «Стол»

    Игра «Мой первый обед»

    Цель: Развить тактильные ощущения, мышление, обоняние, вкус, а также помочь развитию ребенка, улучшить внимание.

    Оборудование: Замороженные или  свежие овощи.

    Описание игры: Во время приготовления обеда посадите ребенка за кухонный стол. Положите перед ним овощное ассорти и дайте ему возможность разложить овощи по отдельности (поставьте перед ним несколько пустых тарелок). Называйте ребенку овощи, которые он раскладывает, чтобы он их запоминал.

    Примечание: Когда вы немного освободитесь от домашней работы, проверьте, правильно ли ребенок рассортировал овощи.

    СТОЛ

    Вариант 1.

    Исходное положение. Левую руку сжать в кулак — это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку»выпрямленной ладонью правой руки — это «крышка» стола.

    Кулачок — это толстая ножка.

    Сверху крышка — наша ладошка.

    Маленький столик. Время идёт…

    Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

    Вариант 2.

    На счёт «раз—два» поочерёдно менять положение рук.

    f28

    ∗∗∗
    Домашнее заданиеДождик

    – Дождик, дождик, поливай

    Указательным пальцем постукивать по ладони другой

    – Будет хлеба каравай,

    образовать перед собой круг руками

    – Будут булки, будут сушки,

    похлопывать поочередно одной ладонью другую

    – Будут вкусные ватрушки.

    соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 26 «Замок»

    Игра «Пластилин»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

    Оборудование: Пластилин.

    Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.

    Примечание: Для проведения игры рекомендуется использовать пластилин разных цветов.

    ЗАМОК

    Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

    На двери висит замок.

    (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)

    Кто его открыть бы смог?

    — Потянули!

    (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

    —  Покрутили!

    (Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе.)

    — Постучали!

    (Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)

    И – открыли!

    (Расцепить пальцы.)

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Строим стенку.

    – Строим стенку,

    – Выше, выше,    

    Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

    – Добрались уже до крыши!    

    к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

    – Чья крыша выше?

    – Выше, выше, выше!

    Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

    – Прорубили мы окошко,

    – И дверку для кошки,

    – И дырочку для мышки:

    – Пи-пи-пи-пи–пи!    

    Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 27 «Человечек»

    Игра «Дорогие гости»

    Цель: Развить мелкую моторику рук, слуховое восприятие, внимание и координацию движений ребенка.

    Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

    Описание игры. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

    В гости к пальчику большому            

    Приходили все друзья (вытяните руку и отведите в сторону большой палец).           

    Указательный и средний (соедините с большим пальцем указательный и средний пальчики),

    Безымянный и последний (соедините с большим пальцем безымянный пальчик и мизинец),         

    А мизинчик-молодец

    Показал дорогу всем.         

    Вместе пальчики-друзья,        

    Друг без друга им нельзя (сожмите пальчики в кулак)!

    Примечание: Побуждайте ребенка повторять и запоминать стихотворение.

    ЧЕЛОВЕЧЕК

    Вариант 1.

    Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.

    Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.

    Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем — другой. После этого — двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.

    Маленькие ножки шагают по дорожке!

    Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

    Вариант 2

    Исходное положение (см. вариант 1).

    Только теперь человечек «идёт», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение «ног» — опирается на указательный палец, а средний подтягивает вверх.

    Упражнение выполняется каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

    Вот человечек идёт по дорожке.

    И высоко поднимает он ножки.

    На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

    На другую ногу встал, покачался и упал.

    f30

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Квасим капусту

    – Это что еще за куст?

    Стоя, руки перед грудью в «замке»

    – Это что еще за хруст?    

    Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

    – Как же мне без хруста,

    Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

    – Если я – капуста?

    – Мы капусту рубим, рубим,

    «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

    – Мы капусту солим, солим,

    Обе руки сложены щепотью и «солят».

    – Мы капусту мнем, мнем,

    Сжимаем и разжимаем кулаки

    – А морковку трем, трем,

    Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

    – Все перемешаем!

    Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

    – В бочки набиваем    

    Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

    – В погреб опускаем.

    В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

    – Эх, вкусная капуста!    

    Выпрямляемся и гладим себя по животу.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 28 «Дружные пальчики»

    Игра «Учимся пересыпать»

    Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

    Оборудование: Для проведения игры вам потребуются 2 тарелки, крупа и ложка.

    Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Дайте ему в руки ложку и посмотрите, как он будет справляться с заданием. Помогите малышу набрать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить. Можно предложить ребенку перемешать крупу ложкой.

    Примечание: В конце игры обязательно попросите ребенка убрать за собой крупу, если он ее просыпал.

    ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

    Вариант 1.

    Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения — встряхнуть кисти рук.

    Пальцы очень крепко дружат,

    Мне помощниками служат.

    f31

    Вариант 2.

    “Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

    Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны — пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу — «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами:

    Поссорились — помирились!

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Улитка.

    Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

    – Улитка-улитка,

    – Отвори калитку,

    – выходи из дома,

    – Будем знакомы!    

    Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

    – Улитка-улитка,

    – Высуни рога,

    – Дам пирога!

    Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

    – Улитка-улитка, пошли гулять!

    На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

    – Поползли, поползли, поползли…

    «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

    – Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

    (При повторении – до свидания, улитки!)

    «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 29 «Пчёлки»

    Игра «Монетки»

    Цель: Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук.

    Оборудование: Банка с монетами.

    Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с монетами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все монеты. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

    Примечание: После игры можно вместе сосчитать монеты.

    ПЧЁЛКИ

    Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). „улей“ прижат к „ёлке“.

    Домик маленький на ёлке,

     Дом для пчёл, а где же пчёлки?

    заглядываем в „улей“.

    Надо в дом постучать,

    сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

     Раз, два, три, четыре, пять.

     Я стучу, стучу по ёлке,

     Где же, где же эти пчёлки?

    стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

     Стали вдруг вылетать:

    разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

    Раз два, три, четыре, пять!

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Гусеница.

    – Гусеница, гусеница,

    Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

    – Бабочкина дочка,

    «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

    – По травинкам ползает,    

    То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

    – Кушает листочки:

    И по другой стороне обратно.

    – Ам!

    Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

    – Ам!

    – Ам!

    – Ам!

    – Ам!

    – Поела

    Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

    – Спать захотела.    

    … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

    – Проснулась –    

    Постепенно расправляем ладони…

    – Бабочкой обернулась!    

    Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

    – Полетела, полетела, полетела!    

    Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 30 «Пальчики ложатся спать»

    Игра “Разноцветные снежинки”

    Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

    Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

    Описание игры:  Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

    Примечание: снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

    ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

    Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик – прыг в кровать!

    Этот пальчик – прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Ну а этот долго спал,

    А потом будить всех стал.

    Встали пальчики! Ура!

    (Выпрямить все пальцы.)

    Нам гулять идти пора!

    (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    Разве это пальчики?

    Разве это пальчики?

    Да ведь это мальчики.

    Развести руками и показать все пальчики.

    Этот вот большой толстяк

    Любит хвастать просто так.

    – Как дела? – спроси его,

    Он подпрыгнет, скажет «Во!»

    Если ослик мой не спит

    Указательный грозит.

    Всем он все показывает,

    Всем на все указывает.

    Этот пальчик злой мальчишка,

    Стукнет по лбу, будет шишка.

    Безымянный до утра

    Выбирает имена.

    Игорь Дуров – был циркач,

    Лев Иванов – Детский врач.

    «Солнце село спать пора.

    Лучше выберу с утра».

    А мизинец мой любимец.

    Поведу его в зверинец,

    Эскимо ему куплю.

    Очень маленьких люблю.

    Показать указательный палец, погрозить. Указывать на воображаемые предметы по 3 раза, перемещая палец почасовой стрелке 2 раза.

    Показать средний палец, нахмуриться и сделать щелчок по лбу, потереть лоб.

    Показать безымянный палец. Водить рукой в одну, а затем в другую сторону, показать на окно, и махнуть рукой.

    Показать мизинец, с «любовью» посмотреть на него и поцеловать.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 31 «Дружные ребята»

    Игра «Собери и закрепи»

    Цель: Научить ребенка соединять между собой нужные детали, развить его внимание, зрительный расчет, мелкую моторику рук и т.д.

    Оборудование: Цветная бумага, шнурки, плотный картон, краски или фломастеры.

    Описание игры: Перед проведением игры вырежете из цветной бумаги фигурки животных и нарисуйте на них глаза, рот и т.д. Затем приклейте фигурки на картон, чтобы они были прочными. На большом листе картона нарисуйте поляну с различными предметами, которые обычно окружают определенных животных (например, гриб — ежик) и оставьте место для фигурки животного. Проделайте небольшие отверстия в листе картона и в фигурке. Дайте ребенку картон и отдельно положите фигурки. Он должен попытаться закрепить с помощью шнурков животных в нужном месте на картоне.

    ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

    Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

    Дружат в нашей группе

     Девочки и мальчики.

    (Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки,)

    Раз, два, три, четыре, пять…

    (Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

    Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

    Раз, два, три, четыре, пять, (Поочерёдное касание.)

    Мы закончили считать.

    (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Танюша Наташе секрет рассказала.

    Танюша Наташе секрет рассказала.

    Наташа Марине его прошептала.

    Марина доверила тайну Светлане.

    Светлана секрет рассказала Марьяне.

    А Марианна сказала Танюшке.

    Вот так подружки!

    Соединяем прямые пальчики одной руки большой с указательным, указательный со средним, средний с безымянным, безымянный с мизинчиком. Если одной рукой без помощи трудно, то можно помогать другой.
    ∗∗∗

    ЗАНЯТИЕ № 32 «В гости»

    Игра «Паучок»

    Цель: Развитие мелкой моторики рук

    Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.

    Паучок ходил по ветке,

     А за ним ходили детки.

     Дождик с неба вдруг полил,

    Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

    Паучков на землю смыл.

    Хлопок ладонями по столу/коленям.

    Солнце стало пригревать,

    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

    Паучок ползет опять,

    Действия аналогичны первоначальным

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

    “Паучки” ползают на голове.


    В ГОСТИ

    В гости к пальчику большому

    (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

    Приходили прямо к дому

    (Две ладони сомкнуть под углом — «крыша».)

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний.

    (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем.)

    А мизинчик-малышок

    (Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх.)

    Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.)

    Вместе пальчики-друзья.

    (Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

    Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)

    ∗∗∗
    Домашнее задание
    : Раз, два – шли утята.

    Раз, два – шли утята.

    Три, четыре – за водой.

    А за ними плелся пятый,

    Позади бежал шестой.

    А седьмой от них отстал.

    А восьмой уже устал.

    А девятый всех догнал.

    А десятый испугался –

    Громко-громко запищал:

    – Пи-пи-пи – не пищи!

    – Мы тут рядом поищи!       

    Поочередно загибаем пальчики обеих рук.

    Ритмично сгибаем и разгибаем пальчики обеих рук одновременно.
    ∗∗∗

    Результаты реализации системы занятий «Говорящие пальчики» помогло использовать разнообразные формы работы с родителями, это:

    Индивидуальные беседы.

    Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков – машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

    Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

    Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика».

    Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

    Изготовила книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляю по мере разучивания.

    себе себе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план утренней гимнастики в старшей группе

    Перспективный план утренней гимнастики в старшей группе. Каждый месяц состоит из двух комплексов: один - без предметов, второй - с предметом, а в завершении заключительные слова...

    Перспективный план утренней гимнастики в старшей группе

    Огромная помощь  воспитателям,  если под рукой оказывается перспективный план по утренней гимнастике...

    перспективный план по пальчиковой гимнастике

    перспективный план по апльчиковой гимнастике...

    Перспективное планирование Оздоровительной гимнастики с часто болеющими детьми

    Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, пришла к выводу, что в ее структуре велика доля ОРЗ, причем, некоторые дети переносят три и более заболеваний в год. С такими детьми в индивидуальной форме ...

    Перспективный план оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги

    Оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги рекомендован для детей старшего дошкольного возраста. Гимнастику лучше проводить после сна, на голодный желудок.Все комплексы проводятся в игровой фо...

    перспективное планирование (зрительная и пальчиковая гимнастика)

    Использование зрительной и пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами...