Сказки-шумелки для детей
материал

Ниязова Елена Владимировна

Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях , так и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_shumelki.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки-шумелки

(Для музицирования, развития внимания, слуха и речи)

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях , так и в семье.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
 1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
 2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
 3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
 4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
 5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
 6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. 


                                                Рекомендации по проведению занятия

-  Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

-  Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

-  Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

-  Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

-  Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

-  Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

-  Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. 

-  Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.


- Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.

-  Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

-  Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

-  Инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите рассказ.

-  Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

-  Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

-  Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. 

-  Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением. 

-  Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

-  Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.



1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ


Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму
.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)


Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)


И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)


Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)


А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)


Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ


Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать. 
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (
быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (
быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (
быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и прыгнули в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (
медленно))


3. ЗИМА В ЛЕСУ


Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
(ТРЕЩОТКА)


Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
(ЛОЖКИ)


И вот с неба стали падать снежинки. 
(МЕТАЛЛОФОН)


Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.

(ТРЕУГОЛЬНИК)


Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
(ШУРШАТЬ БУМАГОЙ)


У всех было много еды. Белки грызли орешки,
(КСИЛОФОН)


Мышки грызли зёрнышки

(РУБЕЛЬ ИЛИ ДЕРЕВЯННАЯ РАСЧЕСКА)


В лесу шумел холодный зимний ветер.

(ДУТЬ)


Но белочкам было тепло в гнёздах

(ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ)


И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
(ПИЩАТЬ)

4. КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ.


Шел однажды медведь по лесу .

(БАРАБАН)

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат .

(РАСЧЕСКА)

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить.

(РАСЧЕСКА)

 Завыл медведь, застонал.

(ГОЛОС)

Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:

(БАРАБАН) 

–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук

(БАРАБАН)

 

и начал его пилить.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Летела мимо птичка-синичка

(ДУДОЧКА)

- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Скакала по веткам белочка: 

(КОЛОКОЛЬЧИК)

- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит

 

Пробегал мимо олень:

 (ТРЕЩЕТКА)

- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит
 

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)



Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула:

(ГОЛОС)

- Ой, упал медведь!
(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)


Сук обломился и  медведь упал с дерева.
(БАРАБАН)

Все бока отшиб. Заплакал, застонал.

(ГОЛОС)

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»


                                            5. ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ (ЖЕЛЕЗНОВА)

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. 
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный бокал. И он зазвенел. 

(ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ БОКАЛ)

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

(ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН)

« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела.

(БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ)

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

(КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН)

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.

(КОЛОКОЛЬЧИК)

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Сказки-шумелки" для детей дошкольного возраста.

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИИспользование методики Е. и С Железновых на музыкальных занятиях, на праздничных выступлениях.На основе материалов можо устраивать мини- музыкальные   спектакли ...

Методическая разработка по теме «Сказки-шумелки» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Развитие творческой фантазии путем овладения различных приемов извлечения шумов, звуков, ритмов в игровом сказочном оформлении.Задачи:Социально-коммуникативное развитие: учить слушать других, ус...

СКАЗКИ ШУМЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

СКАЗКИ ШУМЕЛКИ.ИХ ЗНАЧИМОСТЬ.ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ...

"Сказки-шумелки" - форма организации самостоятельной деятельности детей

       Методические рекомендации по применению сказок - шумелок в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Подробно изложено как выбрать текст сказки, инструме...

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)

В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но за...