Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию дошкольников 2-4 лет в ДОУ в процессе творческой деятельности.
учебно-методический материал

Дополнительная образовательная программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Согласовано                                   Утверждаю:       на педагогическом совете №1                   Заведующий _______  Н.Ю. Кузярина

от 31.08.2017г.        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по сенсорному развитию дошкольников 2 – 4 лет в ДОУ

в процессе творческой деятельности.

                                                                                Автор – составитель:

                                                                                             Ю.С. Рыбина

                                                                                             воспитатель

Новосибирск 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I Целевой раздел……………………………………………………………........2  

     1.1. Пояснительная записка. Актуальность, цель и задачи Программы…... 2  

     1.2. Принципы построения Программы…………………………………….. .3

     1.3. Интеграция образовательных областей……………………………….....4

     1.4. Планируемые результаты освоения Программы …………………….....5

II Содержательный раздел………………………………………………...........5

     2.1. Группа раннего возраста………………………………………………….

     2.1.1. Задачи и содержание работы с детьми 2 – 3 лет………………………

     2.1.2. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста…………………………………

      2.2. Вторая младшая группа………………………………………………….

      2.2.1. Задачи и содержание работы с детьми 3 – 4 лет…………………….

      2.2.2. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе……………………………………..

III Организационный раздел............................................................

      3.1. Планирование работы……………………………………………..

     3.2. Взаимодействие с семьей

     3.3. Программно-методическое оснащение 

IV Приложение

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка. Цель и задачи Программы

Дополнительная образовательная программа направлена на сенсорное развитие дошкольников в ДОУ.

Данная Программа составлена в соответствии с

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Основной Образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

Актуальность: 

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, так как успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в практической и познавательной деятельности.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и др. свойств предметов. И конечно, даже без целенаправленного воспитания, он, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Цель Программы: формирование у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Задачи:

1) формировать у детей систему перцептивных (обследовательских) действий;

2) формировать у детей систему сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формировать у детей умение применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

1.2. Принципы построения Программы

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.  

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и нацелить на взаимопомощь.  

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

1.3. Интеграция образовательных областей

Программа позволяет напрямую или косвенно решать задачи 5-ти образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживание, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения.

Познавательное развитие

Формирование представлений о времени, цвете, форме, величине предметов, о себе и других людях, объектах и явления окружающего мира, об особенностях природы

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

Использование физкультминуток во время проведения ОД; развитие общей и мелкой моторике.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы, у детей повышается познавательная и творческая активность, обогащается сенсорное впечатление, формируется творческое мышление. Дети  интересуются окружающими предметами,  и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляется самостоятельность, инициативность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий.

II Содержательный раздел

2.1.  Группа раннего возраста

2.1.1. Задачи и содержание работы с детьми 2 – 3 лет

Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

2.1.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности

Месяц

Сроки

проведения

Тема

Задачи

Наглядный

материал

Октябрь

1 нед.

«Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закреплять умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковки разных размеров.

2 нед.

«Пересыпание ложкой».

Формировать умения у ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3

нед.

«Прыг – скок по дорожке»

Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4

нед.

«Сортировка»

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Мячи из разного материала.

Ноябрь

1 нед.

«Вкладыши»

Закреплять умения детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм.

Дидактическая игра «Вкладыши»

2 нед.

«Цветные палочки»

Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные

Дидактическая игра «Цветные палочки»

3 нед.

«Шумящие коробочки»

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки

4 нед.

«Огоньки ночью».

Формировать у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом промакивания

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

Декабрь

1 нед.

«Волшебный поднос».

(рисование по манке)

Развивать мелкую моторику.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2 нед.

«Шарики»

Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

3 нед.

«Подбери по форме».

Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

4 нед.

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

Январь

1 нед.

«Кто скорее соберет игрушки»

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, но имеющие одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2 нед.

«Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

Картинки с изображением предметов.

3 нед.

«Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

Февраль

1 нед.

 «Воздушные шары».

Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары». Большие треугольники основных цветов.

2

нед.

Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3

нед.

Окрашивание воды.

Формировать у детей представления об оттенках цветов.

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

4

нед.

«Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Март

1 нед.

«Ткани»

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2

нед.

«Строим башню».

Упражнять в сравнении трех предметов по величине.

Строительный материал: кубики.

3

нед.

«Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4 нед.

«Подбери петушку перышко»

Закреплять у детей знания об основных цветах; упражнять в повторении простой фразы.

Дидактическая игра  «Подбери петушку перышко».

Апрель

1

нед.

«Сделаем куклам бусы»

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2

нед.

«Спрячь мышку»

Закреплять у детей представления об основных цветах.

Дидактическая игра  «Спрячь мышку».

3

нед.

Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по показу.

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4 нед.

«Башня из кубов».

Упражнять детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

Май

1-4

нед.

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры из уголка сенсорики.

2.2. Вторая младшая группа

2.2.1. Задачи и содержание работы с детьми 3 - 4 лет

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.).

Обогащать чувственный опыт детей и умение применять его в продуктивных видах деятельности, фиксировать в речи.

Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

2.2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности

Месяц

Сроки

проведения

Тема

Задачи

Наглядный

материал

Сентябрь

1-2

нед.

Диагностика

3

нед.

 «Осень наступила…» (рисование)

Показать возможность использования ватных палочек для рисования. Познакомиться с особенностью рисования ватными палочками. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Ватные палочки, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

4

нед

  «Осеннее дерево» (аппликация).

Приклеивание готовых «листочков» на лист бумаги с изображением дерева. Закрепление цветовой гаммы осенней природы.

Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.

Октябрь

1

нед

«Фрукты на тарелочке» (рисование)

Рисование фруктов (апельсин, яблоко) круглой формы по спирали. Закреплять знания о цвете, форме, аккуратность, умение ориентироваться на листе бумаги.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

2

нед

«Фрукты на тарелочке» (аппликация).

Закреплять представления о цвете, форме, различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.

Клей, кисточки для клея, заготовки «Фруктов» , вырезанные воспитателем

3

нед.

«Фрукты на тарелочке» (лепка).

Формировать умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять знания о цвете, форме, величине.

Лист картона, пластилин.

4

нед.

«Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закреплять знания о цвете.

Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, ватные палочки, салфетки.

Ноябрь

1

нед

«Тили-тили, тесто …» (лепка -экспериментирование, рисование на тесте).

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.

Пласт соленого теста.

2

нед

«Цветик-семицветик» (аппликация коллективная).

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. Знакомство со свойствами и качествами бумаги.

Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага.

3

нед

«Листочки танцуют» (рисование).

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание), рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе), развитие чувства цвета и ритма.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования.

4

нед

«Дождик, дождик веселей!» (рисование ватными палочками, коллективная работа).

Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма

Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования.

Декабрь

1

нед

 «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина).

Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета.

2

нед

«Снежок порхает, кружится» (рисование кисточкой).

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма.

Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования.

3

нед

«Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика».

Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление навыков приклеивания.

Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей.

4

нед

«Снеговик» (аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.

Январь

1

нед

«Вкусное угощение» (лепка из соленого теста).

Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы.

Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти.

2

нед

«Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования)

Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности.

Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь.

3

нед

«Северное сияние» (рисование солью).

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

Цветная соль, баночки для создания композиции.

4

нед

«Ёлочка» (рисование зубной щеткой).

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка.

Февраль

1

нед

«Бублики-баранки» (лепка).

Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики.

Соленое тесто, мак, манка, зубочистки.

2

нед

«Свитер для папы» (аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.

Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.

3

нед

«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков).

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.

4

нед

«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование).

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

Кисти для рисования, карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

Март

1

нед

«Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция).

Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой.

2

нед

«Флажки» (аппликация, выкладывание готовых форм).

Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства ритма, закрепление знаний о форме и цвете.

Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея.

3

нед

«Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка).

Раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

Пластилин, стека.

4

нед

«Постираем полотенца» (рисование).

Рисование прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке)

Бумага для рисования, цветные карандаши.

Апрель

1

нед

«Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации).

Создание образа из разного материала, развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка.

«Рыбки» из цветной бумаги, картон, пластилин, кисти для клея, клей.

2

нед

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (аппликация).

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков. Закрепление знаний о свойствах и качествах бумаги, развитие мелкой моторики, синхронизация движения рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

3

нед

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка - экспериментирование).

Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» – формы, вылепленной воспитателем, иголками - спичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики.

Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки.

4

нед

«Почки и листочки» (рисование и аппликация).

Освоение выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листьев.

Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея.

Май

1

нед

«Праздничный салют» (рисование тычком).

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность.

Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.

2

нед

«Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция).

Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана.

Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея.

3-4

нед

Диагностика

III Организационный раздел

3.1. Планирование работы

Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся в форме совместной деятельности во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью 10 минут в группе раннего возраста и 15 минут во второй младшей группе.

3.2. Взаимодействие с семьей

  • Оформление информации в родительском уголке «Сенсорное развитие ребенка», «Игры на развитие восприятия», «Развиваемся, играя», «Ребенок познает мир», «Действие и мышление», «Развивающее творчество»;
  • Совместные с родителями творческие мастер - классы: 

- изготовление оберега для семьи «Божья коровка» из соленого теста;

- рисование в нетрадиционных техниках….

  • Творческие выставки: «Природа и фантазия», «Новогодние игрушки».
  • Анкетирование родителей.
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие вопросы родителей).

3.3. Программно-методическое обеспечение 

1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.

 3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

 5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

 7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

    9. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

    10. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

     11.Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

      12. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

       13. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

       14. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

        15. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:

         16. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

          17. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

          18. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

           19. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.

             20. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья

            21. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

IV Приложение

Диагностика

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь - май).

 Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной Программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Диагностика включает в себя критерии реализации Программы, опираясь на которые педагог может сделать определенные выводы.

Основными методами диагностики являются:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Беседы с детьми;
  • Анализ детской деятельности.

Проанализировать результаты педагогической диагностики помогают краткие характеристики (критерии) освоения Программы. Результаты представлены в виде трехуровневой школы; низкий, средний, высокий. Кроме того, результаты фиксируются в диагностических листах и сводятся в единую таблицу.

Критерии и оценки уровня освоения программы

Группа раннего возраста

№ п/п

Ф.И. ребенка

Критерии освоения Программы

Итог

1

2

3

4

5

6

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3...

Итог

Критерии освоения Программы в группе раннего возраста:

1 – Выделяет различные признаки и свойства объектов;

2 – Сравнивает объекты по одному признаку или свойству;

3 – Устанавливает отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);

4– Осуществляет классификацию по одному признаку;

5 – Осуществляет сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);

6 – Различает количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Вторая младшая группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Критерии освоения Программы

Итог

1

2

3

4

5

6

7

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3...

Итог

Критерии освоения Программы во второй младшей группе:

1 – Выделяет и называет различные признаки и свойства объектов и явлений;

2 – Сравнивает объекты и явления по нескольким признакам или свойствам;

3 – Устанавливает отношения сходства, тождества и различия;

4 – Осуществляет классификацию по нескольким признакам;

5 – Осуществляет сериацию предметов с речевым сопровождением;

6 – Различает и называет количественный состав;

7 – Применяет чувственный опыт в продуктивных видах деятельности.

Оценки уровня освоения Программы

Возр. группа

Низкий

Средний

Высокий

Группа раннего возраста

Ребенок не справляется с помощью педагога

Выполняет по образцу с педагогом, допускает ошибки

Выполняет по образцу с педагогом

Вторая младшая группа

Выполняет по образцу с педагогом, допускает ошибки

Выполняет по образцу с педагогом, не сопровождает речью

Выполняет по образцу самостоятельно, сопровождает речью

3-2,4 – высокий уровень

2,3-1,7 – средний уровень

1,6-1 – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенс...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию детей раннего возраста

Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.Задачи рабочей программыСоздать условия для обогащения чувственного опыт...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию с детьми раннего и дошкольного возраста Разноцветный мир

Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в не...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....