Проект«Мастера, которые делают матрешки»
методическая разработка (младшая группа)

Проект«Мастера, которые делают матрешки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mastera_kotorye_delayut_mart.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

               

Проект в второй младшей группе «Мастера, которые делают матрешки»

План реализации  проекта «Мастера, которые делают матрешки»

Содержание

                                  Пояснение

Название проекта

Мастера, которые делают матрешки

участники

Воспитатели второй младшей группы, дети второй младшей группы, родители, администрация

период

Краткосрочный,  с 1 марта по 31 марта

Основания для разработки проекта

Игрушка – это не просто забава. «Игрушка – «Матрёшка»  небалушка» - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек»  для маленького ребенка. Дарить игрушки «Матрёшки»  было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.   Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.                                                                                                                                                                                  

Цель

Развивать интерес к изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России через знакомство с матрешкой. Вызывать чувство восхищения талантам русского народа.

Задачи

1.Познакомить с русской народной игрушкой-матрешкой как символом русского народного искусства, с особенностями внешнего вида матрёшки, формировать умение выделять детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук).  Формировать у детей первоначальное представление о народных игрушках.

  2. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) .                                                                                                                                                                                                          3 Познакомить с техникой изготовления матрёшек. Презентация.                                                                                           4.Воспитывать доброжелательное отношение к русским народным  игрушкам.                                                                                                                                         5. Вызывать чувство уважения и гордости за русских мастеров.                                                                                                          6.Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи. Приобщать к истокам русской народной культуры                                                                                                                                                                                                                                            

Ожидаемый результат

У детей появится заинтересованность  темой: мастера , которые делают матрешки, проявление их познавательной активности. Будут сформированы первоначальные знания о народной игрушке - Матрешке, прежде всего из какого материала изготавливалась матрешка.  Дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук). Научаться выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему, используя народную игрушку матрешку.

Этапы реализации проекта

1 .Подготовительный этап

 Подбор и изучение литературы на данную тему. Дидактическое и методическое оснащение проекта. Определение уровня знаний в области.  Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; подбор материалов для изодеятельности; составление перспективного плана проекта. Внесение альбома «Любимая игрушка матрешка»

Внесение в кукольный уголок деревянной матрешки.

2.Основной этап

Беседы  в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

 Рассматривание игрушки матрёшки. Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, формировать умение рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами), формировать умение замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать формировать эстетические чувства детей.

Художественное творчество (рисова ние).

 Тема: «Укрась сарафанчик матрешке» Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

 Играем с матрешками  Цель:помочь детям рассмотреть матрешку, разобрать и собрать ее, сравнить несколько матрешек; формировать умение воспринимать инструкцию взрослого, выполнять ее; сопровождать свои действия речью.

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки» Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Коммуникация Рассматривание картины «Дети играют с матрешкой»

 Цель :формировать умение понимать изображение на картине отвечать на вопросы педагога по ее содержанию.

Игра «Хитрые матрешки»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

Конструирование:  «Кроватка   для матрешки» Закреплять умение правильно называть детали строительного материала. Продолжать развивать умение выполнять постройку  с указаниями педагога.

Настольно-печатная игра. «Парные картинки»

Цель:упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. 

Художественное творчество (лепка). Тема «Бусы для матрешки»

Создать радостное настроение – «подарить матрешке бусы».

Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»

Цель: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Игра «Покатай матрешку».

Цель: учить детей дослушивать инструкцию и обращенную к ним речь до конца, выполнять различные, противоположные по значению действия.

Консультация с родителями «Как играть  с матрешками» ,составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)                                                                                                          

Изготовление родителями совместно с детьми «Моя любимая матрешка» Внесение художественной литературы, альбомов с потешками. Внесение дидактических игр «Собери матрешку», «Найди по цвету»

Трансляция проекта

Фото отчет о проведении проекта «Мастера , которые делают матрешки».

Выставка рисунков «Русская матрешка»

Выставка детских работ «Юные мастера»

Выводы и практическая значимость проекта

Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.                                                                      

 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.        

  Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003.

 Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.                                                        

 Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.

Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.                                                                                                                                                                                   Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013

Методическое обеспечение проекта