Квиллинг_занятия по ручному труду_делаем Матрешку
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему

Волчкова Любовь Николаевна

Квиллинг_занятия по ручному труду_делаем Матрешку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Квиллинг_Матрешка528.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                                                                        ГБОУ Школа 2060

                                                                                       Дошкольное отделение №2

Конспект открытого занятия в ДОУ

по ручному труду

(совместно с родителями).

Аппликация в технике квиллинг

«Русская матрешка».

(подготовительная группа)

                                                                             

                                                                                         Выполнила:

                                                                                         воспитатель

                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                         ВОЛЧКОВА Л.Н.

                                                             2015г.

                                     Занятие по ручному труду.

Аппликация в технике квиллинг  «Русская матрешка».

Цель: выполнить объемный цветок в руках матрешки,

используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг».

                                      Задачи:

-Познакомить с историей возникновения матрешечного промысла,

-Воспитывать интерес к народному творчеству , народным игрушкам;

-Обучить навыкам работы с бумагой -скручивание бумаги в технике «квиллинг».

-Научить изготавливать основные формы «квиллинга» (плотную спираль, свободную спираль, каплю) и в дальнейшем составить композицию «цветок».

-Развивать творческие способности детей: память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

                                    Оборудование

Раскрашенные матрешки из бумаги с готовым эскизом, клей ПВА,

Кисти для клея, гофрополоски, палочка для скручивания полосок, салфетки для рук, подкладная клеенка, иллюстрации с изображением матрешек.

Таблица базовых форм для квиллинга. Технологическая карта выполнения форм квиллинга. Домики для выставки готовых работ. Деревянные матрешки.

                                      Ход занятия.

Столы стоят буква»П».Дети в середине стоя.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Мы узнаем ее, если отгадаем загадку.

                                                                                      

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша….
(русская матрешка)

 

Ой ты, барышня- матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Так прекрасна и добра,

Твоя русская душа.

(Продолжает читать стихотворение ребёнок)

- У тебя душа большая,

Очень дружная, простая. (воспитатель раскрывает матрёшку)

Всех теплом ты согреваешь,

И секрет свой раскрываешь.

Пусть узнает целый свет-

Крепче русской дружбы нет. (дети берутся за руки. произносят хором) .

                 

                                             2 Основная часть.

                                1  Изложение новой темы.

Ребята, вы хорошо знакомы с этой замечательной игрушкой. Расскажите, как выглядит матрешка? Во что она одета? (сарафан, платок на голове, цветочек в руке).

       

Рассматриваем матрёшек настоящего из дерева.
Из чего сделана матрёшка?
    Правильно она выточена из дерева.
А что за секреты у неё внутри?
    Эта фигурка разнимается и вдруг возникает другая меньшая размером такая же красивая. И эта в свою очередь разнимается, предстаёт ещё одна фигурка, потом ещё и ещё. Посмотрите на эти матрёшки на столе. Матрёшка невольно вызывает улыбку у всех.
Как вы думаете сколько вкладышей может быть в матрёшке? Самое большое количество 50 вкладышей.
Как вы думаете, ребята, сколько лет матрёшке?
 Матрёшка молода её всего сто с небольшим лет.
Знаете ли вы -откуда появилась матрёшка?

Я вам сейчас расскажу.

                         2. Беседа об истоках развития промысла.
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья.

Фигурка японского мудреца Фукурими - прототип нашей матрешки

Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.
И назвал матрёшкой.

                                                

               

Как вы думаете почему так названа матрёшка?
     Имя Матрёна, Мотя, Матюша, тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.

Как же сестрице без брата и его сделали в яркой рубахе .

                                 

Ребята а какое чувство вызывает у вас матрёшка?
Каждая матрёшка хороша по - своему, но у них много общего, все эти игрушки всегда символизируют любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
В каждой стране есть свои сувениры. В нашей стране тоже есть сувенир.
Как вы думаете какой?
(матрёшка).
Граждане приехавшие из другой страны обязательно увозят с собой сувенир русскую народную матрёшку. Так как матрёшка это символ России. Она символизирует русскую девушку.

         

                                Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, какие основные виды матрешек мы знаем. (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская, Вятская).

А чем эти матрешки отличаются друг от друга?

У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, ягоды и листья.

Своеобразием семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан, белый фартук, украшенный цветами.

 Главный цвет – желтый, лимонный, зеленый, малиновый.

       

Ребенок

Эта матрешка из тихого зеленого городка Семенова  

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Воспитатель:

Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка.
На загорской матрешке основные цвета….
  
Дети:  красный, зеленый, синий, желтый.

                                                                                                                  

Ребенок

Я- Загорская матрёшка.   

Мне художниками дан яркий русский сарафан

Я имею с давних пор на переднике узор

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Ребенок

Эта матрешка их села Полхов-Майдан.У этих матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого овал на двухцветном поле, на котором множество цветов. На голове полушалок с цветами.

                                                                                    

Ребенок

А матрешка из  Майдана.
Может  стать звездой экрана.
Украшен  наряд ее цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Рассказ воспитателя:

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

               

Сегодня  мы с вами для Загорских, Семеновских, Полхов-майданских и Вятских матрешек сделаем еще одну, свою собственную и украсим ее нашими необычными цветами.

Посмотрите на цветок. Он выполнен в необычной технике. Как вы думаете, что нужно сделать с бумагой, чтобы получился такой цветок?

Правильно, скрутить. Тонкие полоски бумаги закручиваются в виде спиральки, а затем спиральке придается форма.

 Как называется эта техника работы с бумагой?( Бумагокручение или квиллинг). Изделия, выполненные в этой технике похожи на паутинку.

                                       Подготовка к практической части.

Для работы нам понадобятся полоски гофрокартона, они у вас разного цвета, клей, кисть для клея и палочка для скручивания спиралек, салфетка для клея. Прежде, чем приступить к работе, расскажите мне правила работы с клеем.

Дети:

-При работе с клеем пользуемся кисточкой.

-Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

-Излишки клея убирай салфеткой.

-Руки и кисть необходимо после работы вымыть с мылом.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.

                                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)
Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе,в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щёчки. (растирание руками щёк)
Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

                                     Базовые формы квиллинга.

Для того, чтобы выполнить цветок нужно выполнить 3 формы квиллинга.

Обратите внимание на технологическую карту. Здесь изображены эти формы: *Тугая спираль -очень туго скручивается, с ее помощью будем выполнять серединку цветочка.

*Свободная спираль. Сначала скручиваем тугую спираль, а затем в руке   распускаем.

*Капля  выполняется из плотной спирали, затем распускается и пальцами зажимается с одной стороны. Это будет форма лепестка. Получается, чтобы выполнить цветок, мы используем 3 формы.

С помощью этих форм мы выполним вот такой цветочек.

                                     Практическая часть
Рассмотрим технологическую карту выполнения цветка.

1. Выполняем серединку цветка форма –плотный круг.
Посмотрите у вас есть 6-7 полосок одного цвета. Из этих полосок мы сделаем как вы думаете, что? (лепестки).
И есть полоска одного цвета. Найдите его .У меня это красная. Поднимите. Как вы думаете что мы будем выполнять из этой полоски?
(серединку).

                           

                                           Теоретическое объяснение.
Берём полоску одного цвета. Посмотрите полосочка с одной стороны не ровная, проведите пальчиком –ребристая , с другой стороны гладкая. Поверните полоску гладкой стороной к себе, берём палочку, вкладываем конец полоски в расщелину и начинаем плотно закручивать к себе, Выполняем спираль в форме тугой круг, крутим, задав форму можно снять с палочки и продолжить крутить подушечками пальцев в руке. Отгибаем полоску и конец её намазываем клеем.Ставим в расщелину сушиться.

           

Нужно немного подержать. Затем кистью наносим клей на поверхность завитка, вот таким образом. Много клея брать не нужно, чтобы не получились излишки клея. Приклеиваем на отмеченную точку между рук матрёшки посмотрите, как это сделаю я.

2. Выполняем лепестки цветка они выполняются из формы свободный круг и капли.

Посмотрите на технологическую карту выполнения свободного круга. Смотрим ,как делаю я. Берём полоску бумаги вкладываем её в расщелину и начинаем закручивать на себя выполняем форму тугой круг. Убираем палочку, затем немного распускаем в руках, выполняем форму свободный круг, затем прижимаем с одной стороны большим и указательным пальцем, получается форма «капля « смазываем кончик полоски кистью, прижимаем, нужно поставить в расщелину и даем подсушиться. Пока лепесток сохнет закручиваем следующий и так все полоски .

                                           МУЗЫКА ИВАНО-КУПАЛО

Самостоятельное выполнение работы

       

Мы с вами выполнили лепестки. Сейчас будем собирать цветок.

                                                               

Второй этап нужно разложить ваши лепесточки вокруг серединки разместить нужно равномерно каждый на одинаковом расстоянии, чтобы получился цветочек.
Начинаем приклеивать намазываем поверхность лепестка поверх завитков.
Прикладываем.
У нас получилась матрёшка-открытка. Такую открытку вы можете подарить бабушке или маме на праздник.

 

                                                                                 

Итог занятия
Пока ваши цветочки сохнут у нас есть время поговорить о том. что мы узнали сегодня.
Сегодня мы научились выполнять цветы в нетрадиционной технике работы с бумагой.

А сейчас ответьте мне на вопросы.
- В какой технике мы выполняли цветочек?
(бумагокручение)
- Кто помнит, как называется эта техника?
(квиллинг)

А так же мы познакомились с историей возникновения русской матрёшки.
- Почему матрёшку так назвали?
(Имя Матрёна)
- Почему её изображали в сарафане, в платочке, с цветами в руках?
 (она символизировала русскую девушку)
- Как появилась матрёшка?
(Её выполнили похожей на китайскую игрушку Фукуруму)

               

Ребята у меня есть три домика с окошечками. Вам нужно найти домик для вашей матрёшки.
Подносите матрёшку в домик и вставляйте её в окошко.
                                     

                                              Молодцы ребята!

           

                                           Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Техника айрис-фолдинг появилась в Голландии. «Радужное складывание» только кажется сложным, на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скр

Техника Айрис Фолдинг появилась в Голландии. "Радужное складывание" только кажется сложным, но на самом деле, эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффект...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...