Программа детско-родительского кружка «Народные умельцы».
рабочая программа

Мосиенко Ирина Петровна

Знакомство с тряпичной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_narodnye_umeltsy_.docx257.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Колобок»ст.Зеленчукской КЧР

     Программа детско-родительского кружка

«Народные умельцы».

       

C:\Users\User\Pictures\фото презен\1484202458915 (2).jpg

                                                                                                                 Составитель: Мосиенко И.П.


Содержание

Пояснительная записка

- Направленность программы и её принципы и актуальность

-Цель и задачи  программы

-Формы организации, структура занятий.

- Методы и приёмы.

   Методы  и приёмы, используемые на занятиях:

Словесный метод: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово;

Наглядный метод: показ личный, показ иллюстраций, просмотр  видеозаписей.

Слуховой метод: слушание  народной  музыки.

Практический метод: самостоятельная деятельность, игра, творческие домашние задания.

Приёмы:

Наглядно – зрительные: иллюстрации, видео.

Наглядно – слуховые: восприятие музыки.

Игровые: загадки, игры, физминутки

Пояснения.                 

 Ожидаемый результат:

Дети умеют:

- заинтересованно заниматься практической деятельностью по созданию тряпичной куклы;

- развивается способность ручной умелости  и творчества, умению пользоваться схемой;

- использовать разные материалы: (ткань, нитки, лоскуты, ленты, тесьму, лекарственные травы).

 Дети знают:

- историю тряпичной куклы и её назначение;

- из чего делают традиционную куклу;

 

Пояснительная записка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Курс содержит 14 занятий. Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для родителей.

Цель – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающаяизучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающаяспособствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательнаяна народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Содержание программы.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

 Тема . Кувадка.

Тема . Куклы-пеленашки.

Тема . Кукла – закрутка.

Тема . Зернушка (крупеничка).

Тема . Кукла-десятиручка.

Тема . Веснянка. 

Тема . Мартиничка.

Тема . «Рукодельницы» (итоговое практическое  занятие).

Тема . Мастер-класс от кружка  «Народные умельцы».

Требования к знаниям и умениям:                  

       - знать когда появились куклы;

       - кто и для чего создаёт куклы;

       - из чего делают традиционную народную куклу;

       - развивать навык работы с тканью;

       - уважать традиции русского народа;

       - уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

       - понимать логические связи между куклами и обычаями;

       - уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

       - уметь создавать художественный образ в народных  традициях;

       - уметь работать по замыслу.

                                       Тематический план

 Наименование тем

Количество занятий

Срок

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

    1

Октябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

    1

Октябрь

Тема 3. Кукла-Филипповка.

    1

Ноябрь

Тема 4. Куклы-Пеленашки.

    1

Ноябрь

Тема 5. Кукла-Закрутка.

    2

Декабрь

Тема 6. Зернушка Крупеничка.

    2

Январь

Тема 7. Кукла -Десятиручка.

    2

Февраль

Тема 8. Кукла- Веснянка

    1

Март

Тема 9. Кукла- Мартиничка

    1

Март

Тема 10. «Рукодельница».

    1

Апрель

Тема11 . Мастер-класс от кружка «Народные умельцы».

    1

Май

     Всего:

   

Требования к уровню  подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка «Народные умельцы»:

Воспитанник

должен

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

   1

     2

       3

        4

       Знать

Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Знать о месте русской народной куклы  в истории и культуре.

Знать некоторые фольклорные произведения.

       Уметь

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.

Находить логические связи между образом и традицией.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения  - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.
  2. Учебно-наглядные пособия  - схемы, модели.
  3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

 

                               

                             

                           Конспекты занятий

Занятие 1.  «Что мы знаем о куклах?»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Занятие: Занятие проводится с детьми в форме экскурсии в музее.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла -неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не оттого, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.  Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и спутником, и оберегом.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
          Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя.

 А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев.

Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.

               

 Занятие 2. «История тряпичной куклы»

Цель:  Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Оборудование:  Образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Ножницы, иглы, шаблоны прямоугольной формы.

Материалы:  Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Загадки:

А я тычу-потычу: носик стальной,

носик стальной, хвостик льняной.

Шила барыня-княгиня, весь мир нарядила.

Нарядила, обшила, сама нагая ходила.

Музыкальный ряд:  Русская народная музыка.

Занятие:

Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

После рассматривания кукол дети непосредственно работают с инструментами. Предлагаемые операции: обвести шаблон на ткань и вырезать; вдёрнуть нитку в иголку и завязать узелок; сложить ткань вдвое и стачать боковые срезы швом «вперёд иголку»; закрепить нитку; сплести косичку из шерстяной пряжи; сделать «скрутку» из полоски ткани и перевязать её нитками.

         

Занятие 3. «Филипповка на основе кувадки».

Цель:  Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы (см. приложение 1), магнитофон.

Материалы:  Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине.

Музыкальный ряд: Русская  народная музыка.

Занятие:

         В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. И когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. 
        Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.

С 28-го ноября начинается строгий пост. С этого дня питание состоит в основном из овощей и хлеба с растительным маслом. С Филипповок начинаются и посиделки: женщины собираются рукодельничать, беседовать и петь. Очень кстати тут оказывается помощь Филипповки или Шестиручки

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Филипповка похожа на другую куклу помощницу Десятиручку, но статусом выше. Это не просто спорая помощница, это хозяйка управительница, мастерица. Она присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад, а также бережёт от усталости хозяйку, помогая ей справляться со множеством дел. А чтобы мастерство её было прибыльным, на пояс ей вешают мешочек (узелок-лакомник), в который кладут зерно, семечку и монетку.

Современницы хотят видеть Филипповку помощницей в женском бизнесе.

Для изготовления куклы используем лоскуты яркой разноцветной ткани и нитки-мулине.

Лоскут скручиваем к середине по длинным сторонам и перегибаем пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими витками нити контрастного цвета. Концы нити связываем двойным узлом. Из лоскута другого цвета размером 6х6 см таким же образом делаем вторую скрутку. Нитью контрастного цвета стягиваем её с обеих сторон, отступив от краёв по 1 см. Середину второй скрутки укладываем между концами первой до упора в завязанную нить и закрепляем поверх первой скрутки яркой нитью сначала несколькими витками, затем крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.

     Занятие 4. «Куклы-пеленашки»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками.

Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы .

Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары»

Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.

Занятие:

  Куколка-пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу – оберегать его.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.

В изготовлении пеленашка проста.

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел, символизирующий пупок  - центр жизненной силы. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем  скатку нитями, выделяя треть длины.

Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова. 
           В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную:

«Как у бабушки Варвары»

Как у бабушки Варвары в магазине есть товары,

Есть пустышки, погремушки, разноцветные игрушки.

Мы купили балалайку, серый котик, поиграй-ка.

Балалайка заиграла, дочка плакать перестала.

Трень, брень, трень, брень, у нас весело весь день,

Балалаечка вздохнула, моя доченька уснула.

Занятие 5-6.  «Кукла-закрутка»

Цель:  На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой.

Оборудование:  Куклы-закрутки, схема алгоритма работы.Материалы:  Лоскуты ткани 20х20 см, лоскуты белой ткани 10х10 см, разноцветные лоскуты для одежды, тесьма, ленточки для украшения костюма куклы, нитки-мулине, шерст. или х/б пряжа.

Литературный ряд: Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Занятие: 

Занятие  проводится  в окружении старинных вещей и предметов крестьянского быта.

 - Мы часто мечтаем иметь  могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить.

 «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели, сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
     Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всей работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису. Хорошо было жить ей с куколкой…»

 Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и «…по конец жизни своей всегда носила в кармане».

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.  Женщина делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
        В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
        Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
        Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Красивая кукла, с  любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
      Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.  Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
     Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
       Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива. 
       Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой. 
     Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
      Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.
        Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”. 
    Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

        Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.    

  Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

 

Занятие 7-8.  «Зернушка (крупеничка)»

Цель:  Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров  мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Оборудование:  Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы (см. приложение 2).

 Материалы: Лен – 12х16 см, ситец – 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная), горох. Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Литературный ряд:  Русская народная сказка «Крупеничка».

Занятие:

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Гречиха - одна из самых капризных культур, но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе. Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что  только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленькая холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.

К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные" культуры.

В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка. Среди первых кукол деревенских детей начала XX века часто встречаются куклы, набитые горохом или бобами. По качеству исполнения и скудости оформления их нельзя отнести к обрядово-культовым куклам, которые выполнялись очень тщательно, особенно в деталях наряда.

Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. Активизация речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев в процессе игры лежит в основе современной куклы Крупенички.

Последовательность изготовления:

  1. Сложить пополам льняной лоскут и стачать по боковой стороне.
  2. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.
  3. Льняной мешочек наполнить крупой (не полностью).
  4. Затянуть мешочек нитками сверху и на уровне шеи. Оформить голову.
  5. Из лоскута ситца выкроить платок, повязать на голову кукле. Можно сделать косу из шерстяных ниток и надеть передник.
  6. Можно нарядить Зернушку в сарафан, украсить его тесьмой и ленточками.

Занятие 9-10.  «Кукла-десятиручка»

Цель:  Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки.

Материалы: Прутики (можно соломки для коктейля) по 8см 5 шт., шерстяная пряжа, нитки-мулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Кукла-десятиручка предназначалась в помощь хозяйке, она помогала девушке или молодухе (девушке, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось.

Кукла делается по принципу куклы-кувадки, но имеет 10 рук. Для изготовления ручек берём прутики длиной 8 см и плотно обматываем их разноцветной шерстяной пряжей. Прямоугольный лоскут ткани 24х12 см скручиваем по длинной стороне и сгибаем пополам. В сгиб вкладываем пучок ниток-мулине, которые потом заплетаются в косу. Отступив от сгиба 2 см, крепко перематываем нитками шейку и закрепляем концы ниток двойным узлом. Между концами скрутки укладываем все 5 прутиков, распределяя их «веером» и закрепляя нитками сначала вокруг скрутки, затем крест-накрест. Косу  и юбку «Десятиручки» можно украсить ленточками, бусинками, надеть на неё передник.

  Занятие 11. Кукла – Веснянка.

  • Организационный момент.

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.

  • Вступительная беседа. Объявление темы занятия.

Звучит музыка группы Иван Купала.

Педагог демонстрирует детям куклу «Веснянку».

- Здравствуйте, дети! Посмотрите на эту куколку. Нравится? Сегодня вы сами научитесь делать такую.

Для начала я расскажу вам немного об истории этой куклы.

Во все времена девочки любили играть в куклы. Традиционной игрушкой в русских деревнях, даже в самых бедных крестьянских семьях. была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет такую куклу могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

- Обычно куклу делали безликой, т.е. без лица. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

На самом деле, в старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл, а если сделать кукле лицо, в нее может вселиться злой дух и тогда она оживет и может навредить.

- Большинство кукол на Руси были оберегами.

- Как вы думаете, для чего нужны были куклы - обереги? (Ответы детей)

Да, они охраняли жилище от злых духов, защищали своих хозяев от болезней и недоброжелателей.

- У каждой куколки – оберега было своё предназначение.

Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.

Слайд №1. с изображениями народных кукол.

В кукол не только играли – они помогали человеку на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.


Слайд №2. Ребенок в колыбельке и мама.

Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал...

Слайд №3 Фото весеннего леса. Дети играют на улице.

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Слайд №4. Пасхальный кулич.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу.

Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

3. Подготовка к работе. Правила ТБ.

-Именно такую куклу – «Веснянку» мы сегодня попробуем с вами сделать.

- Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления веснянки.

Что вы видите на столе?

Дети рассказывают о том, что лежит на столе.

Для чего нам нужны эти тряпочки?

- белая х/б ткань – прямоугольник (21х12см) – это будет голова;

- цветная х/б ткань – прямоугольник (10,5х7см) – это будут ручки;

- цветная х/б ткань – прямоугольник (24х8см) – платьице;

- нитки «шерстяные», яркого цвета – волосы;

- атласные ленты, шириной 1 см;

- синтепон;

- нитки «мулине»;

- ножницы;

- схемы с изображением последовательности изготовления куклы;

У вас на столах есть и схемы изготовления куклы – веснянки. Они вам помогут правильно изготовить куклу.

- Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.

- Давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с ножницами)

- Куклу будем делать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

звучит лёгкая музыка

4. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы.

  • Голова.

Берём прямоугольный лоскуток белой ткани, приготовленный для тела, по центру немного ниже середины вкладываем в лоскут кусочек синтепона, края ткани загибаем внутрь заворачивая кусочек синтепона, затем верхний конец ткани опускаем вниз, соединяем оба конца вместе и перематываем ниткой, образуя шею.

  • Ручки.

Чтобы сделать ручки, возьмем цветную ткань (прямоугольник), края по длинной стороне подгибаем внутрь, соединяем. С краев полоску перевязываем ниточкой, получается «конфетка» - это ручки.

К уже приготовленной головке нашей куколки приставляем ручки сзади, приматываем крестом с помощью ниток.

  • Платьице.

Теперь делаем Веснянке платьице. Прямоугольный лоскут цветной ткани складываем по длине пополам и еще раз пополам. На последнем сгибе делаем неглубокие надрезы – проймы рукава для ручек куколке. Надеваем платьице, вставляя руки в подрезы, запах платья находится сзади. Немного собираем складочки и приматываем ниточкой под ручками.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).

 - Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.

Оформление куколки.

Подготовленные нити для волос (яркого цвета) посередине привязываем к голове оставленными на макушке нитками. Часть нитей обрезаем для челки, а другую часть нитей уводим наверх, часть опускаем вниз, расправляем и крепко привязываем к шее куколки. С шеи нити также поднимаем наверх, заплетаем косу, украшаем лентами, повязываем поясок – веснянка готова!

5. Заключение. Рефлексия.

Дети! Вы – молодцы! Потрудились на славу.

- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

- Сложно было? (Ответы детей)

-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!

6. Уборка рабочего места.

7. Подведение итогов занятия.

Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.

Комментарий для педагога: Если благодаря полученной информации из истории тряпичной куклы, дети увлеклись процессом изготовления куклы, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге сделали куклу, то результаты занятия можно считать положительными.

       Занятия 12: «Куклы-мартинички»

Цель занятия:научиться изготавливать куклы-мартинички из ниток.

Задачи

Обучающие:

  • овладение навыками по изготовлению куклы из ниток;
  • закрепление знаний по технике безопасности;

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие творческого мышления;

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к русским традициям;
  • воспитание умения работать в коллективе.

Тип занятия и его место в образовательной программе:

Текущее занятие с освоением нового материала.

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • умение самостоятельно осуществлять практическую деятельность;
  • умение анализировать результаты деятельности;
  • умение слушать учителя и исправлять ошибки;

Предметные:

  • освоение приемов работы с шерстяными нитками;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • умение готовить и убирать рабочее место.

Методическое и техническое оснащение занятия

  • Материалы: шерстяные нитки белого и красного цветов.
  • Инструменты: ножницы.
  • Оборудование: картонные шаблоны 10х15 см, демонстрационный вариант готовой куклы-мартинички, демонстрационный плакат с этапами работы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.

План занятия

  1. Организационный момент.

Включение в учебную деятельность.

Долгая зима подошла к концу, и за окном у нас светит весеннее солнце. Цикл весенне-летних праздников на Руси начинается в марте обрядом «закликания весны». Традиционно весну кличут 21 марта, в день весеннего равноденствия. В этот праздник пекут из теста жаворонков, поют заклички и проводят обряд с участием маленьких кукол из ниток – мартиничек. Так как март – время встречи зимы и весны, кукол этих вяжут парами. Кукла из белых ниток символизирует уходящую зиму, а из красных – наступающую весну с теплым солнышком. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер.

Также кукол прикалывали к одежде и вешали на пояса, и тогда кроме праздничной функции эти куклы выполняли и роль оберега.Дело в том, что все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

А еще в давние времена родители одевали детишек (как мальчиков, так и девочек) в длинные рубахи из полотна. Поэтому и народные куклы Мартинички делались бесполыми: головка, ручки и рубашечка. Отличались мужская кукла и женская только цветом ниток. И только во второй половине двадцатого века стали изготавливать декоративные разнополые куклы. Женская – как бы в платье, а мужская – с двумя ногами, как бы в штанах. Да и цвета ниток у нынешних декоративных кукол-мартиничек могут быть самые разнообразные, а не только красный и белый.

Имели эти куколки и второе значение. Но не только для весеннего праздника вязали нитяных куколок. Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения.

  1. Теоретическая часть. Технология изготовления кукол.

Кукол будем вязать из цветных шерстяных нитей, используя картонный шаблон для подготовительных операций. Шерстяную пряжу можно заменить нитками "ирис", мулине и им подобными. Размер куклы зависит от размера шаблона, на который наматывают заготовку. Для шаблона берем небольшой кусок плотного картона длиной примерно 15 см и шириной до 10 см.

  1. На шаблон по ширине аккуратно и плотно, виток к витку, наматываем 20-25 витков пряжи. Под пряжу по сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные витки. По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезаем и пряжу снимаем с шаблона.

[Изображение: martinichka2.jpg]

  1. Отступим немного от верха и перевяжем ниткой, чтобы получилась голова. Для дополнительного объема в головку можно поместить горошину, клубочек ваты, пряжи или ветоши.

[Изображение: martinichka4.jpg][Изображение: martinichka5.jpg]

  1. Делаем ручки. Снова наматываем нити на шаблон, снимаем и обвязываем ниткой с обеих сторон, отступив немного от края и разрезав петли.

[Изображение: martinichka3.jpg]

  1. Просовываем руки под головой и перевязываем под ними ниткой, чтобы получилось платье с тугим пояском. Дополнительным обережным элементом является крест из нитей на груди куклы. Делаем его так, чтобы на лицевой стороне нити перекрещивались, а с обратной стороны были просто вертикальные линии. Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

[Изображение: martinichka6.jpg][Изображение: martinichka8.jpg]

  1. Практическая часть. Ребята изготавливают куклы самостоятельно и с помощью педагога. Выполняются две куклы из красных и белых ниток, дети сами решают, какая из них будет в платье, какая – в штанишках.

  1. Заключение.

Рефлексия, просмотр готовых работ, оценка и самооценка полученных изделий. Составление композиции с мартиничками. Опрос ребят о проделанной работе и запомнившейся информации.

Сегодня мы научились делать традиционных обрядовых кукол из ниток - мартиничек. Вы можете использовать их в народном обряде, как оберег или украшение. Современные мастера широко используют декоративный эффект кукол из ниток. Ими украшают концы поясов, оформляют края тканых ковриков, декорируют элементы одежды. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этой скромной традиционной кукле.

Посмотрите, какими разными и оригинальными могут быть парные мартинички.

Занятие 13.  «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Оборудование: Все схемы-алгоритмы  с предыдущих занятий, ножницы, иглы.

Материалы: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер. Листы бумаги, карандаши.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Детям предлагается нарисовать эскиз куклы, которую они будут создавать, наделив её определёнными свойствами. После создания творческого образа на бумаге, каждый  выбирает из предложенных материалов всё, что ему необходимо и начинает конструировать свою куклу. По окончанию работы каждый ребёнок не только представляет творческий образ своей куклы, но и придумывает ему смысловую нагрузку (это может быть кукла, символизирующая известный русский народный обряд, или современный праздник по выбору ребёнка).

 

Занятие 14.  Мастер-класс от кружка  «Народные умельцы».

Цель: Выявить уровень умений, знаний и навыков детей по разделам курса. Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:  Схемы-алгоритмы изготовления тряпичных кукол. Ножницы, иглы.

Материалы:  Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон, сухие лекарственные травы, песок, крупа (перловая, гречневая), нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие:

Занятие проводится вместе с родителями воспитанников. Дети выступают в роли мастериц-рукодельниц. На протяжении всей совместной деятельности, дети расширяют опыт социального взаимодействия, учатся делиться своими  знаниями, а родители проникаются уважением к ребёнку за его умения и получают удовольствие от совместного творчества. Занятие способствует сближению детей и взрослых, развитию интереса к народно-прикладному творчеству и уважения к русским обычаям и традициям.

Итогом деятельности кружка является выставка русских народных кукол, сделанных руками воспитанников, как на занятиях, так и в семье.

Прил1

Прил 2

Пр3

Музыкальное приложение

  1. Русский хоровод.
  2. «Катеринушка» лирический танец.
  3. «Россияночка» девичий игровой танец.
  4. «Вдоль деревни» (В.Голиков, В.Короткова).
  5. «Золотая хохлома» (В.Свешников, М.Вахутинский).
  6. «Утушка луговая» русская народная песня в обработке В.Городовской.
  7. «Комаринская» концертная пьеса на русскую тему для балалайки с оркестром (А.Курченко).
  8. «Казачок» (М.Вахутинский).
  9. «Северные переборы» на темы гармошечных наигрышей (С.Сметанина, А.Широков).
  10. «Барыня» ярмарочная потеха (А.Курченко).
  11. «Русский сувенир» (Д.Лошкин, В.Попонова).

                     Список литературы

1. Арапова-Пискарёва Н.А. О развитии программного обеспечения в среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.

2. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).

3.  Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным   искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).

4. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева – СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.

5. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).

6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. – Курган: Изд-во КГУ, 2002.

7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном        воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение.

8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).

10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).

11.  Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

13. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие /  М-во образования и науки Рос. Федерации, Кург. Гос. Ун-т; [Сост., науч. ст. и коммент.: В.П. Фёдорова; Е.В. Рычкова]. – Курган: Редакционно - изд-ий центр Кург. гос. ун-та, 2005.

15.  Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре.: Методическое пособие    для  воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.

16. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).

17. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья / Сост. В.П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992. Берстенева Елена, Догаева Наталия. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. — М.: Белый город, 2013. — 112 с.

18.Дайн Галина, Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии. — М.: Культура и традиции, 2007 . — 121с.

19.Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. —М.: Ладога-100, 2007. — 64 c.: ил. — (Русская Традиция).

20.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: Паритет, 2008. — 240 с.

21.Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. — Петрозаводск: Периодика, 2010. —64с.

22.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. — 184 с.

       

В процессе реализации программы  были обозначены следующие критерии  сформированности основ русской народной культуры  и художественного творчества   у детей.

   -Сформирован устойчивый интерес к русской народной культуре;

  • Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России;
  • Расширились знания о традициях и праздниках русского народа;
  • Используют в активной речи  потешки, считалки, загадки;
  • Используют разные  способы  вырезывания;
  • Используют различные цвета оттенки, разные материалы  для создания выразительных образов;
  • Активность в продуктивной деятельности и в разговоре;
  • Применяют усвоенные способы в самостоятельной деятельности;
  • Умеют работать по образцу, следуют правилам  продуктивной деятельности;
  • Владеют необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков;
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость;
  • Знают народные традиции, русское народное творчество, народные игры;
  • Самостоятельно создают придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

                                       Оценка  результатов кружка

  • Сформирован устойчивый интерес к русской народной культуре;
  • Расширились знания о традициях и праздниках русского народа;
  • Используют в активной речи  потешки, считалки, загадки;
  • Варьируют и интерпретируют элементы при составлении декоративных композиций;
  • Активность в продуктивной деятельности и в разговоре;
  • Умеют работать по образцу, следуют правилам  продуктивной деятельности;
  • Владеют необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков;
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость;

   -Знают народные традиции, русское народное творчество, народные игры.                           

                         Оценка результатов работы кружка

-Заинтересованно занимались  практической деятельностью по созданию тряпичной куклы;

- Развивается способность ручной умелости  и творчества, умению пользоваться схемой;

- Использоватли  разные материалы: (ткань, нитки, лоскуты, ленты, тесьму, лекарственные травы).

 - Расширялись знания о традициях и праздниках русского народа;

           

Аналитический  отчёт о работе творческого кружка « Народные умельцы»

                                        На  2016Уч. год – 2017 уч. год

В течение года кружок посещало 12 детей старшей подготовительной группы. Кружок работал два раз в месяц.

Работа  с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось интегрировать следующие образовательные области:

- социализация: дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.,

 народные подвижные игры, хороводные игры.

 - познание: рассматривание иллюстраций с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», Обследование игрушек, составление описательных рассказов;

 - коммуникация: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке, составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка», беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»;

- чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле;

 - музыка: подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности;

 - художественное творчество: рисование «Нарисуй тряпичную куклу», изготовление кукол, создание детьми своих игрушек из разного материала;

 - безопасность: правила работы с ножницами и иголкой.

При работе с родителями были использованы такие формы и методы как:

- беседы о важности, данной проблемы;

- оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла»;

- изготовление альбома «Моя любимая игрушка»;

 - привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством    

Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою работу по самообразованию. Ведь она помогла повысить мой профессиональный уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей развивать интегративные качества (творческое воображение, коммуникативные навыки, любознательность, способность принимать позицию другого человека, сблизить родителей и детей и многие другие качества). Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя – увлечённых любимым делом.

Результат моей работы:

- собран материал по изготовлению и применению тряпичной куклы в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности детей;

- составлены конспекты НОД по изучению и созданию народной куклы

- пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;

- созданы презентации по истории куклы;

- составлена картотека этапов изготовления кукол;

- создан мини-музей кукол в группе;

- составлены альбомы «История куклы»;

- оформлен альбом рисунков «моя любимая тряпичная кукла»;

- оформлена выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

- удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.

Этой проделанной работой я довольна. При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

Весь материал был обобщен, систематизирован и представлен на педсовете, проведен мастер-класс по изготовлению куклы. Собранным материалом и литературой могут воспользоваться педагоги, заинтересовавшиеся данной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели  иллюстрации, а также, если в сказку поигра...

Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе.

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели, а так же, если в сказку поиграли....

Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе.

Общаясь с маленькими детьми и занимаясь с их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступны...

Детско-родительский проект русская народная сказка "Репка"

Тип проекта: творческий, игровой.Вид проекта: групповой.Участники проекта: дети 1 младшей группы «Радуга», воспитатель, родители.Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) &ndash...

Гармонизация детско-родительских отношений средством народных праздников в педагогическом процессе ДОУ

Теперь у нас в детском саду традиция, ежегодно отмечать праздник «Сабантуй» вместе с семьями воспитанников....

Детско-родительский творческий проект «Народные игрушки»

Детско-родительский творческий проект«Народные игрушки»...