Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
проект (младшая группа) по теме

Ячменёва Елена Александровна

Что такое детско-родительский клуб?

Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

 Исследования показали (анкетирование родителей), что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.) Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

       В настоящее время в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста недостаточно времени уделяется совместной деятельности детей и родителей. Ведь совместная деятельность – это не только лепка, аппликация и рисование, но и самое главное – это игра, совместная с родителями  игра.       К сожалению,  многие родители  не понимают, что совместная игра направлена не только на развитие психических процессов ребенка, но и  нормализацию взаимодействия между родителем и ребенком, преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его семейного окружения.

 

 

Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?

     Таким центром повышения психолого – педагогической культуры  родителей может стать детский сад.

     В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними  взаимодействие просто необходимо.

Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.

Так в нашей группе образовался родительский клуб,  который  отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях:

-посещение родительских собраний и консультаций;

-присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;

-участие в выставках, конкурсах, посещение « Дня открытых дверей»;

-помощь родителей в оснащении педагогического процесса; где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации, цели и задачи  проекта детско-родительского клуба

 

Вид проекта – познавательный, обучающий.

Продолжительность – в течение года, на протяжении дошкольного детства, продолжительность каждого заседания 1 час 20 минут.

Участники проекта – дети, родители, педагоги.

Проблема: низкий уровень развития детско-родительских отношений и педагогической культуры родителей.

Цель:  создание системы психолого–педагогического сопровождения родителей.

Цель конкретизирована следующими задачами:

·        Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;

·        Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;

·        Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

·        Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;

·        Сплотить родительский коллектив;

·        Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;

·        Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;

·        Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;

·        Передача опыта в воспитании детей;

·        Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

·        Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку» семейного опыта.

 

Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

 

·        Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;

·        Личностно – ориентированную –  направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

·        Содержательную – направленную на решение проблем;

·        Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

·        Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

 

      Продукт проекта: создание журнала отзывов и предложений для родителей; оформление газеты для родителей, где обсуждаются самые актуальные вопросы; предоставление родителям фото и видео материалов «Жизнь моего ребенка в детском саду»; организация тематических выставок; проведение занятий с активным участием родителей.

      Ожидаемый результат:

- Повышение количественного состава участников клуба;

- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;

- Инициативность и активность родителей в работе клуба;

- Способность рефлексии родителями собственных возможностей;

- Использование родителями предложенных материалов (элементов игрового взаимодействия) в работе с детьми.

 

Содержание проекта детско-родительского клуба

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из  социального окружения, средств массовой информации.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Работа клуба начинается с того, что в начале учебного года проводится опрос родителей на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий составляется перспективный план работы клуба на учебный год.

        Все заседания проходят с элементами занятий, цель которых обучение родителей игровому взаимодействию с детьми в домашних условиях.

        На заседаниях родителям будет предложено не только поиграть самим (обсуждение различных вопросов происходит в виде игровых сюжетов), но и посмотреть, по возможности проанализировать, виды деятельности своих детей – это различные выставки поделок, видео и фотоматериалы «Жизнь моего ребенка в детском саду». А также будет предложен просмотр газеты (ежемесячного выпуска по интересующим родителей темам).

 

 

Права и обязанности участников детско-родительского клуба

Родители – члены Клуба имеют право:

                   

·        На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;

·        Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

·        Высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

·        Давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;

·        Участвовать в планировании работы клуба;

Педагоги ДОУ  имеют право:

·        На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

·        Внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания

Педагоги группы ДОУ обязаны:

·        Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

·        Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

·        Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания;

Родители – члены семейного Клуба обязаны:

·        Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

·        Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

·        Принимать активное участие в работе Клуба.

      В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба  является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №86»

Проект программы детско-родительского клуба

по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Руководитель клуба:

Ячменёва

Елена Александровна –

воспитатель МДОУ

«Центр развития ребёнка  - детский сад №86»

Участники клуба:

Родители, дети, педагоги  ДОУ

Что такое детско-родительский клуб?

Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, которая сложилась на сегодняшний день. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге всего общества. Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

 Исследования показали (анкетирование родителей), что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально – неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.) Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

       В настоящее время в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста недостаточно времени уделяется совместной деятельности детей и родителей. Ведь совместная деятельность – это не только лепка, аппликация и рисование, но и самое главное – это игра, совместная с родителями  игра.       К сожалению,  многие родители  не понимают, что совместная игра направлена не только на развитие психических процессов ребенка, но и  нормализацию взаимодействия между родителем и ребенком, преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его семейного окружения.

Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?

     Таким центром повышения психолого – педагогической культуры  родителей может стать детский сад.

     В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними  взаимодействие просто необходимо.

Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.

Так в нашей группе образовался родительский клуб,  который  отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях:

-посещение родительских собраний и консультаций;

-присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;

-участие в выставках, конкурсах, посещение « Дня открытых дверей»;

-помощь родителей в оснащении педагогического процесса; где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги.

Условия реализации, цели и задачи  проекта детско-родительского клуба

Вид проекта – познавательный, обучающий.

Продолжительность – в течение года, на протяжении дошкольного детства, продолжительность каждого заседания 1 час 20 минут.

Участники проекта – дети, родители, педагоги.

Проблема: низкий уровень развития детско-родительских отношений и педагогической культуры родителей.

Цель:  создание системы психолого–педагогического сопровождения родителей. 

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
  • Сплотить родительский коллектив;
  • Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ;
  • Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;
  • Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
  • Передача опыта в воспитании детей;
  • Повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
  • Изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку» семейного опыта.

Работа Клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:

  • Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного объекта педагогической деятельности;
  • Личностно – ориентированную –  направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
  • Содержательную – направленную на решение проблем;
  • Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умение коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

      Продукт проекта: создание журнала отзывов и предложений для родителей; оформление газеты для родителей, где обсуждаются самые актуальные вопросы; предоставление родителям фото и видео материалов «Жизнь моего ребенка в детском саду»; организация тематических выставок; проведение занятий с активным участием родителей.

      Ожидаемый результат:

- Повышение количественного состава участников клуба;

- Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;

- Инициативность и активность родителей в работе клуба;

- Способность рефлексии родителями собственных возможностей;

- Использование родителями предложенных материалов (элементов игрового взаимодействия) в работе с детьми.

Содержание проекта детско-родительского клуба

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству», либо являются следствием, полученных представлений из  социального окружения, средств массовой информации.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.

Работа клуба начинается с того, что в начале учебного года проводится опрос родителей на предмет социального заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать, какие мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий составляется перспективный план работы клуба на учебный год.

        Все заседания проходят с элементами занятий, цель которых обучение родителей игровому взаимодействию с детьми в домашних условиях.

        На заседаниях родителям будет предложено не только поиграть самим (обсуждение различных вопросов происходит в виде игровых сюжетов), но и посмотреть, по возможности проанализировать, виды деятельности своих детей – это различные выставки поделок, видео и фотоматериалы «Жизнь моего ребенка в детском саду». А также будет предложен просмотр газеты (ежемесячного выпуска по интересующим родителей темам).

Права и обязанности участников детско-родительского клуба

Родители – члены Клуба имеют право:

                   

  • На получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
  • Получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • Высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  • Давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;
  • Участвовать в планировании работы клуба;

Педагоги ДОУ  имеют право:

  • На выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • Внесение корректировки в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания

Педагоги группы ДОУ обязаны:

  • Планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
  • Предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • Соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания;

Родители – члены семейного Клуба обязаны:

  • Уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
  • Соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  • Принимать активное участие в работе Клуба.

      В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба  является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО

Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...