Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
статья на тему

Ольга Васильевна Шипнягова

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ



Исследователями  (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. А. Ткаченко) выявлен ряд условий, способствующих становлению эмоционально-нравственной сферы дошкольников: пример взрослых, позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, где ребенок находится регулярно; наличие в семье и коллективе морального кодекса; дисциплинирование ребенка в атмосфере безусловной любви; справедливость оценок взрослым поведения ребенка; эмоциональная яркость оценок; моральное, а не материальное поощрение за поведение.


В работе по эмоционально-нравственному развитию дошкольников с родителями в детском саду ставятся следующие задачи: предоставление родителям возможности стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса; повышение психолого-педагогической теоретической и практической компетентности; повышение творческого потенциала родителей; оптимизация детско-родительских отношений; оптимизация отношений в системе «Родитель – педагог».


Работа с детьми по эмоционально-нравственному развитию ведется по направлениям: «Я сам», «Я и другие», «Я и моя семья», «Я и природа», «Я и культура общения». Деятельность по данным направлениям включает следующие задачи: развивать внимание ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям; формировать положительное самоотношение и самооценку, ощущение собственной ценности и уникальности; формировать гендерную идентичность; формировать и уточнять представления о своем ближайшем окружении; давать детям представление об индивидуальных особенностей сверстников, о возможности переживать положительные эмоциональные состояния от общения с другими людьми; давать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, о добре и зле в поведении окружающих, о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботливом отношение к родителям; давать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета; расширять эмоционально-чувственный опыт совместного с родителями проживания событий; давать детям представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром.  


Для решения поставленных задач работа ведется по следующим направлениям:


1. Анкетирование родителей с целью выявления        типа семьи; уровня удовлетворенности родителей положением семьи; основных ценностей семьи; образовательного уровня, социального и материального положения; потребностей на образовательные услуги для детей; набора образовательных потребностей для повышения психолого-педагогической грамотности родителей; изучения «проблемных зон» во взаимодействии с детьми; опыта семейного воспитания ребенка; уровня включения родителей в деятельность дошкольного учреждения; причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей,  режима дня, питания, оздоровительной и досуговой деятельности ДОУ и работой с родителями. Тестирование родителей с целью изучения преобладающих стилей взаимодействия с детьми.


2. Мониторинг развития детей, включающий изучение  динамики формирования интегративных качеств и овладение необходимыми умениями и навыками.


4. Информационно-просветительская работа проводится через проведение консультаций  и лекториев на темы: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка», «Психологическое здоровье детей», «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка», «Формирования социального опыта детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности», «Особенности организации игры дошкольника»;  «Народная культура и традиции», «Возрастные особенности развития детей», «Формирование самосознания и самооценки ребенка-дошкольника», «Из чего складывается трудолюбие», «Развитие творческих способностей детей», «Особенности воспитания детей в зависимости от порядка рождения (старший, средний, младший, единственный)», «Роль отца в воспитании детей», «Можно ли наказывать и как поощрять ребенка»; «Семейные традиции и досуг в семье»; «Спортивные досуги семьи. Движения и игры на прогулке». Оформление стендовой информации в группах на темы:  «Как знакомить ребенка с историей семьи», «Рецепты счастья за обеденным столом», «Семейные праздники: день рождения», «Поиграй со мной», «Искусство хвалить»,  «Если ребенок провинился».


5. Практическая совместная работа с родителями осуществляется через разные формы: спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»; «День открытых дверей»; концерт родителей для детей; тренинг «Родительская компетентность»; творческие мастерские «Оригами» и «Тестопластика»; костюмированный «Праздник осени»; игра-викторина «Поле чудес»; занятия, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений «Вместе с мамой»;  игры-занятия с домашним заданием «Наше генеалогическое древо», «Наш семейный герб»; выпуск газеты для родителей «Теремок». Выставки: «Игрушки - самоделки»;  «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья», «Наши бабушки», «Наши дедушки», «Семейные традиции», «Семейная фотография», «Семейный герб», «Мой любимый город»,  фотовыставка «Организация предметно-развивающей среды в условиях семьи»; поделки из природных материалов «Осенняя фантазия».


6. Работа с детьми осуществляется в организованной совместной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. Тематика организованной образовательной деятельности: «Что такое семья?», «Я и родители», «Я и мои братья и сестры», «Я и бабушки и дедушки», «Семейные правила и традиции», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой город», «Мои права». Беседы «Как семья провела лето», «Моя семья», «О мамах и о детях», «Материнская ласка не знает конца», «Как мы дома готовимся к новому году?», концерт для родителей  с участием детей, беседы  родителей с детьми «Моя профессия».


Данная деятельность проводится в рамках основной общеобразовательной программы детского сада с учетом комплексно-тематического планирования образовательной деятельности и планирования работы с родителями.


Результативность проводимой работы выражается в повышении удовлетворенности родителями работой детского сада, улучшении показателей стилей семейных взаимоотношений.


Практика взаимодействия детского сада и семей воспитанников показывает, что у дошкольников повысилась информированность о профессиях родителей, семейных традициях, истории своей семьи. Дети не просто стали больше знать, но у них стало больше проявляться уважение к старшим, эмоциональная отзывчивость по отношению к ним. По мнению родителей, у детей улучшилась способность оценивать свои и чужие поступки с позиции добра и зла, а также умение подчинять свое поведение определенным нравственным нормам,  дети стали лучше выражать свои и понимать эмоциональные состояния другого человека. Усилилась субъектная позиция детей, их эмоционально-нравственные проявления в разных видах деятельности, что является положительным результатом сотрудничества детского сада и семей воспитанников.






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Статья "Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал пригодится для работы работников детского сада....

Статья "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в вопросах развития речи"

Ребенок рождается на свет лишь с потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс.Речь, как психический познавательный процесс тесно связана с мышление...