Статья "Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"
статья

Бекасова Анна Юрьевна

Материал пригодится для работы работников детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

В настоящий период дошкольное образование переживает переломный период, изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующем ему Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, ясно изложено, что ведущую роль в решении многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, играет семья. Необходимо взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями по-новому, с целью создания единого образовательного пространства взаимодействия, для равноправного и заинтересованного партнерства.

Новые задачи, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, таким образом, чтобы детский сад на современном этапе был открытым и свободным в процессе обучения детей.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей,

- ознакомление педагогов с системой инновационных форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ и совместную работу по обмену опытом.

Ставя перед собой задачи, ДОУ в первую очередь стремится установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, взаимной эмоциональной поддержки, обогащать и активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, тем самым объединить усилия для развития детей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ и семьи проявляются в положительном эмоциональном настрое педагогов и родителей в совместной деятельности по развитию и воспитанию детей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Предоставляя родителям самостоятельный выбор направлений в развитии детей, мы тем самым укрепляем внутрисемейные связи, которые благоприятно воздействуют на эмоциональность общения и дают возможность в реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Система работы с родителями в детском саду строится на принципах, позволяющих дать открытость детскому саду для семьи в сотрудничестве с педагогами, в создании активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию и воспитанию личности в семье и детском коллективе.

Работа начинается с изучения семей, образовательных запросов родителей, что дает возможность осуществления личностно-ориентированного индивидуального подхода к ребенку в условиях ДОУ, а также повышении эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построении грамотного общения с родителями.

В систему работы входит:

1. Педагогическое просвещение родителей – эта работа проводится с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Работа ведётся через педагогические гостиные, родительские собрания, семинары-практикумы, игры с педагогическим содержанием.

Для данной работы педагоги используют такие методы общения как: ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Они применяются, чтобы родители стали активными исследователями собственного поведения получили опыт нового видения привычных способов воспитания ребенка, плавно перешли из «пассивных зрителей» в «наблюдатели».

2. Включение родителей в образовательный процесс ведётся через дни открытых дверей, совместное участие родителей и детей в конкурсах, выставках, участие в детско-взрослых проектах. Популярные праздники среди родителей, имеют: «Семейные гостиные», «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурс для пап «Богатырь – 2017, «День матери», «Мы отважные ребята» и мн. др. Такое непосредственное общение во время праздника, родителей и детей помогает создать благоприятный климат в группах, тем самым сближая всех участников педагогического процесса.

3. Привлечение родителей к руководству ДОУ через родительские клубы. Они помогают объединить и обогатить свои знания, развить умения, для того, чтобы в последующем соединить общие усилия в развитии и воспитании ребёнка, для создания эмоционального комфорта, обеспечения его защиты, чтобы провождение в детском саду было интересным и содержательным.

Таким образом, при активном участии родителей в работе ДОУ и объединении всех участников образовательного процесса выигрывают все субъекты педагогического пространства, но в первую очередь – дети. Совершенствование педагогического коллектива к соисканию новых форм общения с родителями, конечно, даёт положительную динамику развития детей. Такое эффективное взаимодействие даёт толчок к построению качественно новой форме сотрудничества, предполагающей совместное участие в воспитании ребенка, созданию общих целей, стремлению к взаимопониманию и доверительным отношениям родителей и всех участников педагогического пространства.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
  2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
  6. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

           Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...

«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...