«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал на тему

Королева Елена Анатольевна

. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детского сада и семьи                                                                               в условиях реализации ФГОС ДО»

     За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. В.А. Сухомлинский писал: «Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер...»

      В российском дошкольном образовании произошли большие перемены - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт. В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.

   Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей; 

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1) доброжелательный стиль общения;

2) индивидуальный подход;

3) сотрудничество, а не наставничество;

4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;

5) динамичность.

   При реализации ФГОС ДО появилась возможность активно использовать не только традиционные формы работы с родителями, но и внедрять инновационные методы и формы взаимодействия с семьёй. Они делятся на информационно-аналитические, познавательные, досуговые и наглядно-информационные.

   Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Формы проведения общения:

- проведение социологических срезов, опросов,

- «Почтовый ящик»,

- индивидуальные беседы и др.

   Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки-передвижки, 

- семейный и групповые альбомы,

- тематические фотовыставки,

- семейные вернисажи,

- буклеты.

   Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Познавательные формы включают:

- посещение семей воспитанников на дому,

- общие и групповые родительские собрания, консультации,

-дни открытых дверей, тренинги,

- семинар-практикум и т.д.

    Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

  Это направление в работе с родителями оказалось для меня самым разнообразным, интересным, полезным, но и самым трудным в подготовке и проведении.  Любое совместное мероприятие позволяет родителям:

- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; - апробировать разные подходы;

- посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

- праздники «День Матери», «День отца»,

- развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны»,

- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»,

- вернисаж «Наши дочки и сыночки»,

- совместные проекты «Спешите делать добро», «Моя малая Родина»,

- выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей», «Моя мама – маленькая!»,

- экскурсии «Мы – друзья природы», «По реке Цне»,

- открытие мини-музея тряпичной куклы.

  Праздники, развлечения помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, принять участие в соревнованиях, играх.

     Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания со своими близкими.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте.
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!
                       
  (0. Высоцкая)

        В нашем детском саду постоянно организуются тематические выставки, в которых родители принимают активное участие, проявляя смекалку и фантазию. Выставки, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Символ Нового года», «Пасхальные чудеса», вернисажи «Природа и фантазия», «Игрушки своими руками».

      Совместные походы и экскурсии это – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

   Такая форма совместной деятельности, как благотворительная акция, имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать их. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу», благодаря которой обновилась и пополнилась библиотека группы.

   Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

     Я уделяют большое внимание педагогическому содержанию мероприятия так, как только в этом случае досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными.

   Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стают активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.

И как результат:

- у родителей появляется интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

- родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями,

- возникают дискуссии по инициативе родителей, повышается их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители начинают размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители начинают проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;

- учет индивидуальности каждого ребенка;

- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании

ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение

общих интересов и занятий;

- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка

в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и

взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.

   Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых            по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

    Вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только сотрудничество родителей и педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

   Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Взаимодействие детского сада и семьи при реализации образовательной деятельности "Физическое развитие".

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социал...

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в т...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС»., доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...

Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения...