Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования
методическая разработка (подготовительная группа)

Горбачева Оксана Михайловна

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей: собрания, пункты консультирования, информационные стенды, родительские группы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей: собрания, пункты консультирования, информационные стенды, родительские группы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Почему же данные методы неэффективны? Родители не откликаются, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимости участия? Причин много, но в большей степени родители просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. Пока у взрослого не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие. Что может служить основой для сближения людей? Только сам ребенок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принес ему день, воспитатель формирует понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом. Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть сам ребенок, а не образовательная программа.

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.

Основная цель работы с семьей: способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей:

  • Создание единого образовательного пространства.
  • Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.
  • Формирование родительской ответственности.
  • Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
  • Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.
  • Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:

Первый принцип. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.

Второй принцип. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:

  • Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;
  • Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;
  • Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;
  • Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.

Родители могут выступать:

  • в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;
  • в роли эксперта, консультанта или организатора;

Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
  • системный характер работы.

Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:

  • ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;
  • видят, как ребенок общается с другими;
  • начинают больше понимать в детском развитии;
  • получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
  • обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;
  • знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;
  • получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

  • понять, как родители мотивируют своих детей;
  • увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
  • узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
  • получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.

Примером такого участия в нашем ДОУ может стать группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Вместе с мамой». Разработана и внедрена в образовательную деятельность группы кратковременного пребывания программа «Мамина школа» для родителей детей раннего возраста. Данная программа призвана помочь родителям научиться лучше понимать своих детей, вооружить их необходимыми знаниями о возрастных особенностях, развитии эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сферы ребенка, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ним, тем самым, создавая условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы: интеграция общественного и семейного воспитания, создание условий для диалога и совместной деятельности в системе ребенок- родитель- педагог в рамках образовательного учреждения. Необходимость в разработке данной программы обусловлено тем, что по результатам опроса, проведенного в ДОУ, значительная часть родителей, особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье, проявляют интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в понимании личностных и индивидуальных особенностей своего ребенка и установлении контактов с ним.

В настоящее время остро встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на субботниках, собраниях, праздниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детского сада, внести свой вклад в образовательную работу. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах, неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

«Открытость детского сада внутрь»- это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут с оснащением педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.

В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.

Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.

Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.

Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.
  2. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с родителями как необходимое условие повышения качества образования на современном этапе"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения в ДОУ

В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономически...