Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения в ДОУ
статья на тему

Кафиева Лилия Фархулловна

В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Здоровьесбережение - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39 г. Челябинска»

(МАДОУ «ДС № 39 г. Челябинска»)

454004, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, д. 24

тел. 8(351)225-26-39, (351)225-26-23

E-mail: madou39@bk.ru

Статья

«Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения

В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Здоровьесбережение - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Необходимо стремиться к чёткому распорядку жизни и деятельности детей. Это требует, прежде всего, установления правильного двигательного режима.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

И поэтому, кроме непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области физическая культура в дошкольном учреждении  проводится комплекс оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика; йога в игре; комплексные занятия по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки; обучение азам релаксации и психогимнастики; дыхательная, звуковая и артикуляционная гимнастика по разработкам А. Стрельниковой и М. Бутейко используемая особенно  в логопедических  и оздоровительной группах, а также индивидуальная работа по развитию физических качеств, гимнастика после сна, закаливание, спортивные развлечения.

В начале учебного года с родителями проводится анкетирование, результаты которого  позволяют определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовывать занятия спортом, создавать для этого условия, выявлять интересы детей.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем следующие формы работы:

•        Наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов: на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», предлагаются рецепты витаминных чаев, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; применение аромо- и фитотерапии дома, предлагаются комплексы упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата.

•        Анкетирование, опросники, тесты

Этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.

•        Нетрадиционные формы  - «мамина школа», день открытых дверей.

Использование нетрадиционных форм позволяет нам в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение.

•        Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей

Спортивные развлечения  «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Веселые старты»  - уже стали нашей традицией. Эти соревнования проводятся в нашем детском саду и благотворно влияют на взаимоотношения в семье, осуществляют тесную связь между дошкольным учреждением и семьей по физическому воспитанию.

День здоровья – это такая форма работы активного отдыха, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. В подготовке недели спорта учувствует весь педагогический коллектив и родители. Мы организуем разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время дневной и вечерней прогулок, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки – походы. В течение дня здоровья мы проводим физкультурный праздник или физкультурный досуг тематического характера.

Шашечный турнир – это новая форма работы с родителями запланированная в этом году. Турнир проводиться один раз в год и расширяет интерес взрослых и детей к настольным играм и является одним из средств развития интеллектуальных способностей при подготовке детей к школе.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Список используемой литературы

  1. Буланова, О.Е.  Семья как среда социальной реабилитации особенного ребенка / О.Е. Буланова, И.В. Шипелина // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. – М., 1999. – 192 с.
  2. Адашкавичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.И. Адашкавичене. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
  3. Бадалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бадалев. – М.: Просвещение, 1983. – 121 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционно-педагогическом процессе

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....

"Повышение эффективности процесса здоровьесбережения воспитанников на основе взаимодействия с семьей»

Д.Б.Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями, согласно которой оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия....

Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.

Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности....

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения...