Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Взаимодействие  детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Педагогический  коллектив нашего дошкольного отделения начал активно работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в  современном  ДОУ».

ДОО  - не может заменить семью. Но призван поднимать авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», «партнерство». Анализ изучения социального портрета семей  наших воспитанников показал: семьи различны по своему социальному положению, а проблемы в воспитании детей сходны. Решение этих проблем сегодня зависит от нашего взаимодействия.

Задача педагогического коллектива в работе с родителями заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей.

Основной целью взаимодействия ДОО и семьи является - организация единого пространства развития ребенка.

Ожидаемым результатом в данной системе является: неформальные отношения с семьями воспитанников ;

Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность нашего дошкольного отделения по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями Модель представляет открытую образовательную систему: С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Начали работу с подготовки и проведении педагогического совета тема: «Построение партнерских взаимоотношений между семьёй и коллективом дошкольного отделения », целью которого стало обобщение и распространение педагогического опыта в вопросе построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и коллективом и  анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделили для себя качественные показатели (в таблице см.) инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

  • Созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов дошкольного отделения (педагог – психолог, воспитатель педагог доп. образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных форм работы помогает родителям  из «зрителей» и «наблюдате-лей»  становятся  активными  участниками  образовательного и воспитательного процесса их детей.
  • Немаловажную роль для создания психологического комфорта играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на эмоциональное  сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности ( праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество). Включение семьи в жизнь дошкольного отделения позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребёнка, лучше понять его, научится более эффективно  общаться и взаимодействовать друг с другом. Важно понять , что дефицит эмоционального общения, тепла и любви  в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

Воспитание и развитие ребенка невозможно  без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

По результатам повторной диагностики в дошкольном отделении нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

«Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый  из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

           Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...

«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

Статья "Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал пригодится для работы работников детского сада....

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...