Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Пронина Евгения Викторовна

Научная статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" опубликована в сборнике статей "Экологическая безопасность, здоровье и образование" Челябинск, 2019г. В ней повествуется о том, что следует дать возможность детям развиваться естественным путем на основе их ощущений и заложенных в них талантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moskva.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Галянт И.Г., к.п.н.. доцент

Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет

Пронина Е.В.
МДОУ № 26  пгт.Белоозерский Воскресенского района Московской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающего образования, в соответствием с принципами природосообразности и народной педагогики. Анализируются  существующие проблемы воспитания, создания условий и среды, способствующих естественному природному развитию каждой индивидуальности. 

Ключевые слова: природосообразность, этнопедагогика, естественное развитие, дети дошкольного возраста.

Galyant I.G. Ph. D.. professor

South Ural humanitarian-pedagogical University

Pronina E. V.

MRL № 26 village.Beloozerskiy the Voskresenskiy district of the Moscow region

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF HEALTH-SAVING EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Annotation. This article discusses issues health saving education, in accordance with the principles of nature conformance and folk pedagogy. It is analyzed existing problems of education, creation of conditions and environment conducive to the natural development of each individuality.

          Key words: nature-conformity, pedagogy, natural preschool age children development.

Мы  живем в удивительное время: это век инновационных технологий, изобретений, развития экономики и инфраструктуры, идущей вперед науки, идеалов и стремлений человечества к лучшей жизни. И, конечно, одной из важнейших задач, которая существовала во все времена, является  воспитание и адаптация к условиям современного мира будущего поколения – наших детей.

Природосообразность – педагогический принцип, на основе которого организовано естественное, природное развитие ребенка. Внимание природосообразного образования обращено на реализацию возможностей самого ребенка на этапах его развития, на  природу, в которой он живет, её изменения. Среди учёных, которые провозглашали идеи природосообразности и антропологического направления в педагогике можно выделить  Я.А. Коменского,  И.Г. Песталоцци,  К.Д. Ушинского и др. Концепция природосообразности опирается на гуманизм и взаимосвязь природных и социокультурных процессов. Природосообразность заключается в том, что дети получают и усваивают информацию в естественном игровом развитии. 

Так, И.Г. Песталоцци говорит о пробуждении духовных сил детей ,а также роли родителей в раскрытии перед ребенком красоты и гармонии окружающего мира. Он описывает свой опыт работы с детьми, который направлен на развитие наблюдательности, умения сравнивать, рассказывать о своих впечатлениях. В этом педагог видит основу развития ребенка. Он подчеркивает, что обучать ребенка в соответствии с «естественным путем познания» нужно с младенчества [6].

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее [5]. Г.В. Волков говорит, что исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для педагогической деятельности [3].

        И.Г. Галянт замечает, что уровень духовной культуры общества лучше всего наблюдается в детях. Глядя на ребёнка, можно ясно представить микро- и макросистемы, являющиеся для него социально и психологически значимыми: его родителей, социальную среду, в которой он воспитывается и растёт, культурно-досуговую среду, формирующую его духовные потребности. Сегодня в ситуации «культурного хаоса» ориентация массового образования на формирование творческой индивидуальности каждого ребенка средствами искусства очень важна как с точки зрения развития адаптационных возможностей личности, так и  для гармоничного построения будущего социокультурного пространства и возрождения культуры [1].

Еще в начале прошлого столетия дети преимущественно воспитывались в семьях мамами, бабушками, прабабушками; в богатых семьях гувернантками. Даже обучение грамоте и письму чаще всего осуществлялось в домашних условиях. Также существовали школы и пансионаты, где уровень образования был достаточно высок, о чем можно судить из случая,  рассказанного М. Казиником в книге «Тайны гениев»: « Это было в 1913г. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии очень просила своего дядюшку показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано кроме четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка, я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».  Увидев четыре ноты, девочка пропела их про себя и узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен дядюшкой девочки в подарок от своей невесты перед их свадьбой» [4, с.7].

В наше время, не смотря на множество различных методик, рекомендаций и разработок в области дошкольного и школьного образования, уровень развития детей не превышает, а порой даже не достигает того, который был в предыдущем столетии. Весь мир идет вперед, а образование базируется на тех же принципах, что были актуальны пол века назад. Зачастую, думая, как улучшить развитие детей, мы придумываем все больше вариантов обучения, но забываем о естественных природных процессах, которые свойственны каждому существу на планете, об эволюции, для которой требуется время и определенные условия. У нас же порой нет ни того, ни другого. Сегодня следует рассматривать образование с точки зрения естественного развития. Сама природа невыразимо красива и многогранна, перфекционистична – то есть стремится к идеалу и достигает его. Человек, как высшая форма антропогенеза, тоже стремится к нему не только осознанно, но и на уровне рефлексов. Это выражается, например, в стремлением к достижению людьми синхронности в движениях во время танца или армейского марша. Да и какой педагог не хотел бы, чтобы его дети вели себя аналогично: ходили «в ногу», сидели ровно, умели соответствовать требованиям и были способны одинаково хорошо выполнять любые предполагаемые образовательным процессом действия! Разве сама природа не показывает нам этот идеал? Достаточно понаблюдать за синхронностью движений косяка рыб, или за клином птиц, улетающих на юг.  Красота и гармония! Но заметим, что в этой красоте есть очень важная составляющая – это индивидуальность каждой особи! Как же природе удается достичь такой гармонии между совершенно разными индивидуальностями? Как можно достичь высоких результатов в воспитании и обучении детей, при этом сохранив и преумножив их личностные качества и таланты? Эти вопросы равнозначны и очень важны.

        И.Г. Галянт отмечает, что интеграция искусств в образовательном процессе определяет качество глубоких и разносторонних представлений у детей о действительности. Она в совокупности с различными видами детской творческой деятельности составляет феномен диалектического единства в формировании единой картины мира.  Далее автор говорит, что деятельность детей , по природе своей , синкретическая. Эмоционально-двигательные реакции являются способом познания и самовыражения, не прибегая к интеллектуальному анализу рассудком. Чувствовать звуки всем телом, двигаться спонтанно, передавать свои чувства жестом, мимикой, а не словами, для детей так естественно, как чувствовать радость [2].

По нашему мнению, участникам образовательного процесса необходимо научиться слушать природу. Сначала – свою внутреннюю, а затем научить детей прислушиваться к их собственным ощущениям и окружающему миру. Надо дать ребёнку почувствовать то, что уже заложено в его геноме, постараться помочь раскрыть его способности и лучшие черты характера. Очень важно, чтобы создаваемые условия были максимально естественными и не мешали природе участвовать в развитии каждой индивидуальности. Нужно позволить детям на интуитивном уровне понять и почувствовать, как себя вести, научив их видеть не только свои потребности, но и окружающих. Научить искать и находить компромисс, при этом не забывая про то, что такие уважительные отношения распространяются не только на сверстников, но и на взрослых, и обратно. Заметим, что когда разговариваешь с ребенком, как с равным, объясняешь причины, приводишь доводы, внимательно слушаешь и в серьез воспринимаешь любую его точку зрения, даже будь это что-то выдуманное или несуразное – он тянется к тебе и доверяет, только если принимать его таким, какой он есть. Когда дети чувствуют это «приятие», они всегда идут на компромисс, соглашаются договориться о чем-либо, например, о том, что каждый из них будет стараться не мешать своим криком или своей игрой другим ребятам делать то, чем они заняты.

Таким образом, психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающего образования способны раскрыть адаптационные возможности индивидуальности  ребёнка.  Именно в процессе естественного и гармоничного  развития создаются условия для успешной деятельности, развития творческой активности и самостоятельности, без которых не возможно становление уверенной , разносторонне развитой, полноценной, перспективной и интересной личности, в которой заинтересованно современное общество.

Литература:

  1. Галянт, И.Г. Принципы художественно-творческого воспитания дошкольников / И.Г. Галянт // Начальная школа: плюс до и после.   М.: Изд.дом «Красная звезда», 2009.  №12, С.23-30.
  2. Галянт, И.Г. Художественно-эстетическое развитие в решении проблем инклюзивного дошкольного образования / И.Г. Галянт // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования ‒  Челябинск, РЦОКИО, 2018. ‒ №2(5), с.109-113.
  3. Волков, Г.В.  Этнопедагогика: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. заведений. ‒М.: Издательский центр «Академия», 1999. ‒ 168 с.
  4. Казиник, М.С. Тайны гениев / М.С. Казиник. ‒ М.: Издательство Новый Акрополь, 2011.‒ 500 с.
  5. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания / Сост. С.Н. Николаева. ‒ Издательство «Мозаика-синтез», 2010 с.
  6. Песталоцци, И.Г. Книга для матерей / И.Г.Песталоцци. ‒ М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. ‒ 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...

Фитнес- технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста МАСТЕР - КЛАСС

« Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»...

РМО «ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Конспект НОД для подготовительной группы по ФК (квест) и презентация.Детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики....

Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика  способствует  не только  нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. Польза дыхания по  А. Н. Стрельниковой, полезно  для ча...