ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Гришина Галина Николаевна

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, а также стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii_v_doshkolnom_obrazovanii.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гришина Галина Николаевна

воспитатель

МБДОУ ДС №57«Радуга»

 г. Старый Оскол        

  Трофимова Ольга Викторовна

воспитатель

МБДОУ ДС №57«Радуга»

 г. Старый Оскол      

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, а также стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Педагог в современном мире постоянно развивается, занимается самообразованием, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества образования, для реализации возрастающих потребностей родителей. Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, таких как управленческая деятельность, работа с родителями, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения [1].

К современным образовательным технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, с целью привития ему здорового образа жизни. Это актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья и неправильного питания. В зависимости от целей здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы: они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды; на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз; знакомить с культурой здоровья; обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, ритмику, физкультурные занятия; могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия). В детском саду проектная деятельность реализуется ребенком совместно с педагогом.

Целью такого вида деятельности является работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы возникающие у него вопросы.

  Исследовательская деятельность помогает познавать ребенку окружающий мир, выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. Ребенок проводит исследования подобно ученому, ставит эксперименты и знакомится со свойствами предметов, которые окружают нас в повседневной жизни.

Применяются следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии быстро развиваются в современном мире.

Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков и практически каждый из них знает, что такое компьютер и как им пользоваться. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием.

Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать [2].

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. Иногда вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. К ним относятся различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий. Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество». Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Личность ребенка в свете федеральных государственных образовательных стандартов выводится на первый план, и теперь большая часть времени ребенка должна быть посвящена игре. Среди игровых упражнений, имеющих множество познавательных и обучающих функций, можно выделить следующие:

которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; обобщать предметы по определенным признакам;

 которые учат ребенка отделять вымысел от реального; воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое [4].

Применение информационных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. В работе со старшими дошкольниками использование современных информационных технологий является также эффективным средством воспитания, развития у детей творческих способностей и способствует формированию их личности. Целью педагога является применить компьютерную программу с учётом конкретных условий:

воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как можно оживить образовательный процесс, а также расширить и закрепить полученный детьми опыт [3]. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их взаимодействию, новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, при этом поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании. М., 2008.

2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования. М., 2009.

3. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. дошкольное воспитание. М., 2000.

4. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие для педагогических вузов. М., 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в дошкольном образовании

презентация, дающая основное понятие о ИКТ в ДОУ, о гигиенических требованиях к оборудованию рабочего места для дошкольников...

«Использование информационных технологий в дошкольном образовании»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 74 Кировского района Санкт-Петербурга         Педагогические чтени...

Информационные технологии в дошкольном образовании

Современные информационные технологии в дошкольном образовании, позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления и...

Реферат по курсу повышения квалификации «Современные информационные технологии в дошкольном образовании»

Введение 1. Экспертные системы, их особенности ……………………………. 4 1.1. Определение экспертных систем, достоинство и назначение..4 1.2. Классификация экспертных систем ………………….……....... 7 1.3. Отличие ...

Информационные технологии в дошкольном образовании.

Информационно - пространственная среда в ДОУ как условие поддержки  инициативы и самостоятельности у дошкольников....

Статья "Информационные технологии в дошкольном образовании"

Информационные технологии в дошкольном образованииВладение информационными технологиями необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Процесс информати...