Отчёт по теме самообразования: "Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактичесие игры"
учебно-методический материал

Горюнова Елена Константиновна

0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме  самообразования:
«Сенсорное развитие детей младшего возраста  через дидактические игры»

Подготовила воспитатель Горюнова Е.К.

Актуальность.

В 2018- 2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон раннего дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Цель работы:

Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.

2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.

3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

Приступая к работе по данной теме, я изучила литературу:

Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.

Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

На первом этапе работы мною была изучена методическая литература по теме, был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе создан уголок по сенсорике для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорно перцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию, так же  уголок сенсорного развития пополнен  дидактическими играми  из методического кабинета.

Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей организовывали игры. Стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, был включен интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп»«Чем пахнет сок»«Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка»«Какого цвета мыло и чем оно пахнет»«Намыль белые перчатки»); при одевания («Найди пару к носочку»«Какого цвета одежда»«Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов»«Шуршание листьев»«С какого дерева листочек»«Сделай отпечаток на снегу и песке»); в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители»«Накормим куклу»«Погладь разноцветные полотенца»«Разложи посуду по полочкам»«Найди тарелочку для чашечки»«Собери картинку»«Собери пазлы» и пр.). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей. Одним из направлений моей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления исходила из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, беседы,

наглядный материал.  Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов, которые можно изготовить в домашних условиях.

В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.

Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, величина, запах.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, с большим желанием откликаются на просьбы.

В дальнейшем я планирую продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д....

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»

Отчет по самообразованию Работая над темой: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».1.Изучила литературу:а) Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"...

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Отчёт по теме самообразованияВоспитателяПереваловой Анастасии Александровны «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»...

Отчёт по теме самообразования "Обогащение двигательного опыта дошкольника через игры с мячом"

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма....

Отчёт по самообразованию на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»

Отчёт по самообразованию за 2020-2021у.г. воспитателя группы №8 Сёмкиной Д.СТема самообразования: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»В 2020-2021 учебном...

ОТЧЁТ по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3- 4 лет через дидактические игры»

      В 2023-2024гг  учебном году я решила поработать над темой  самообразования -  «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»....