Доклад «Игры ТРИЗ для дошкольников»
консультация по развитию речи

Прохорова Юлия Петровна

Перечень игр для детей с использованием ТРИЗ, доклад для педагогов "Игры ТРИЗ для дошкольников".

Цель: познакомить педагогов ДОУ с играми с элементами ТРИЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач. Основана изобретателем, писателем –фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером .

Слайд 2

Для детей дошкольного возраста в ТРИЗе выделились разделы: РТВ (развитие творческого воображения) и РТС (развитие творческих способностей). Главная цель ТРИЗа – формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Слайд 3

Основное средство педагогического воздействия – система творческих заданий, учитывающих дидактические принципы: 1. Свобода выбора – в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора. 2. Открытость - ребенок должен работать с задачами, не имеющими о дного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.

Слайд 4

3. Деятельность – постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать. 4. Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих. 5. Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Слайд 5

Задачи : Системность мышления – способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне; Диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их.



Предварительный просмотр:

Игры ТРИЗ в детском саду.

  1. Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять признаки путем сравнения.

Реквизит: Окружающие бытовые предметы , или игрушки, или карточки с изображением предметов.

Как играть: Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук,тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я – удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь,чем ты на меня похож, то пущу.

  1. Игра «Маша – растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.

Как играть: Ведется диалог Маши с другими участниками игры:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла нож.Чем я теперь буду хлеб резать?

Другие игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба:пилой, леской, линейкой, можно рукой отломать.

  1. Игра «Красная шапочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Как играть: Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой либо предмет. Выбирается предмет, игроки вспоминают свойства этого предмета. Один из игроков назначается бабушкой. Другие обращаются к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?

- Чтобы видеть, сколько я съела.

И так играем до тех пор, пока не будут обоснованы все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка.

  1. Упражнение «Поиск аналогов»

Необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч – яблоко (форма),заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

  1. Упражнение «Поиск противоположного объекта»

Необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег – шерсть (холодный – теплая), уголь (белый – черный), металл (легкий – тяжелый), камень (мягкий – твердый) и т.п.

  1. Упражнение «хорошо – плохо» - берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.
  2. Упражнение «Выбери троих» - из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.
  3. «Поиск общих признаков» - берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (мост – скрипка).
  4. «Точка зрения» - игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать им ситуацию с точки зрения одного из объектов.


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Доклад

«Игры ТРИЗ для дошкольников»

Подготовила воспитатель Прохорова Ю.П.

п. Малое Луговое
2016 г.

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого. Что такое ТРИЗ? ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения. Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно, триз игры для дошкольников Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант, триз для дошкольников занятия Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем- фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал",

"Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие. Ситуация сегодня На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы. Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление, триз в развитии речи дошкольников Суть методики ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию" Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ. Основными из них можно назвать следующие.

1 .Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

2.Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.

З.Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

  1. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  2. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  3. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  4. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  5. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой

личности при помощи детского воображения и фантазии. Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий.

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. Ha первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.

4.Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

1 .На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.

2.Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

•При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.

•Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.

•Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".

•Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

•Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.

•Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

•Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

Игра "Да-Нетки" или "угадай загаданное".

Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры - научить ребенка задавать "правильные" вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени. Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится. Сначала ребенок будет задавать вопрос «в лоб». Например, «это мишка?», «это котик?», «это кубик?». Потом он догадается задавать другие вопросы: «это живое?», «это игрушка?».

Игра "Хорошо-плохо".

А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.

У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры - назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: "Книга". Хорошо - из книг узнаешь много интересного . .. Плохо - они быстро рвутся.

Игра "Противоположности".

Аналог нашей детской забавы "съедобное-несъедобное". Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Мама кидает мяч ребенку и называет предмет, ребенок мяч ловит и называет противоположное. Такая игра учит видеть мир системно.

Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.

В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.

Игра на решение противоречий.

Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности. Например, на прогулке увидев бабочку и голубя спросите, что у них общего (у них есть крылья). А что будет, если они обменяются крыльями.

В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову - орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела. И наоборот - голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.

Метод фокальных объектов.

Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и

орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва и жирафа на общее существо и додумать умения получившегося животного. Системный анализ.

Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему. Например, колобок состоит из теста (подсистема): вода, мука, яйцо. А убежал колобок в лес (это система). Прошлое колобка - его испекла бабка, будущее - его съела лиса.

Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система - болото.

Игра ’’Что будет, если..”

Игра на воображение и построение причинно-следственных связей. Например, что будет если:

  • не нужно будет платить в магазине
  • птицы не смогут летать
  • исчезнет электричество и т.д.

Игра в ассоциации.

Например, ветер-вентилятор шуба-шкура певец-птица певчая духи - цветок

душ- мойка- мочалка-мыло

Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить "пару". Важно научить детей видеть идеальный конечный результат.

Например, сказка Сутеева "Яблоко". Яблоко только одно, а желающих его получить - трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат - звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.

Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять признаки путем сравнения.

Реквизит: Окружающие бытовые предметы , или игрушки, или карточки с изображением предметов.

Как играть: Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

  • Тук,тук, кто в теремочке живет?
  • Я, Гитара. А ты кто?
  • А я - удочка. Пусти меня в теремок?
  • Если скажешь,чем ты на меня похож, то пущу.

Игра «Маша - растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.

Как играть: Ведется диалог Маши с другими участниками игры:

-Ой!

  • Что с тобой?
  • Я потеряла нож.Чем я теперь буду хлеб резать?

Другие игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба:пилой, леской, линейкой, можно рукой отломать.

Игра «Красная шапочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Как играть: Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой либо предмет. Выбирается предмет, игроки вспоминают свойства этого предмета. Один из игроков назначается бабушкой. Другие обращаются к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?

  • Чтобы видеть, сколько я съела.

И так играем до тех пор, пока не будут обоснованы все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка.

Упражнение «Поиск аналогов»

Необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч - яблоко (форма),заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

Упражнение «Поиск противоположного объекта»

Необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег - шерсть (холодный - теплая), уголь (белый - черный), металл (легкий - тяжелый), камень (мягкий - твердый) и т.п.

Упражнение «хорошо - плохо» - берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Упражнение «Выбери троих» - из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.

«Поиск общих признаков» - берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (мост - скрипка).

«Точка зрения» - игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать им ситуацию с точки зрения одного из объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Игра – ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников»

Доклад «Игра – ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников»...

Доклад "Игры коррекционной направленности и их значение для развития дошкольников"

Игра - ведущий вид детской деятельности. Она имеет большое значение для психического ифизического развития детей.Коррекционная работа при включении игр в образовательный процесс планируется по раздела...

Доклад «Игра как средство развитие речи для старших дошкольников»

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях....

Педагогический доклад «Игра в жизни дошкольника –формирование безопасности в жизни»

laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы,...

Доклад "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени....