План по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни"
методическая разработка (младшая группа)

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Ф.И.О. педагога: Андросова И.А.

Стаж работы в ДОУ: 28лет

Квалификационная категория: I

Тема самообразования:

 «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Работа начата: сентябрь 2018 года

Предлагается  закончить: май 2019 года

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением,  лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у детей 2 младшей группы

Задачи: Учить называть части тела человека; Учить отличать свое состояние: больной, здоровый;  Доброжелательно относятся к взрослым и сверстникам;  Отрицательно относятся к вредным привычкам; Закрепить названия гигиенических процедур и самостоятельно выполняют их;  познакомить с  правила поведения на природе.

Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций

Содержание плана самообразования

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки выполнения

Изучение методической литературы

.«Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

2.Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.

3.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.

4.Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону.2005.

5.Закаливание детей в современных условиях. Л. Веремкович, О. Иванова, И. Лашнева,.

6.Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.

7.Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2.

8.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.

9.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

10. Интернет ресурсы

Сентябрь- январь

Работа

 с детьми

1.Беседы: «Мой организм» 

  1. Как устроен человек.
  2. Что отличает человека от животного.
  3. Глазки-подсказки.
  4. Зачем человеку нос.
  5. Упражнения дыхательной гимнастики.
  6. Что я могу делать руками и ногами?*
  7. Как человек ест.
  8. Зубы и правила ухода за ними.
  9. Артикуляционные упражнения.
  10. Ручки-хватучки.
  11. Правила ухода за руками.
  12. Кожа — наша броня.
  13. Гигиена кожи и одежды, которую носит человек.
  14. Как работает сердце и где оно находится.
  15. Зачем мы спим?

«Кто я?»

  1. Палка, палка, огуречик — получился человечек.
  2. Мое имя.
  3. Сколько мне лет.
  4. Я — мальчик, я — девочка.
  5. На кого я похож.
  6. Все растет, и я расту.
  7. Мои мама и папа, их имена, профессии

«Советы Неболейки».

  1. Что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Всегда и везде вечная слава воде!*
  3. Откуда берутся болезни?
  4. Не пейте сырой воды!
  5. Значение физических упражнений и спорта.
  6. Зачем мы едим? Внутренняя кухня человека.
  7. . Как вести себя за столом.
  8. Зачем мы спим? Что надо и не надо делать перед сном?
  9. Если хочешь быть здоров — закаляйся.
  10. Не будь плаксой! Мое настроение.

2. НОД:

  1. НОД Познавательное развитие

«Таблетки растут на ветке»

  1. НОД  Познавательное развитие

«Я и мое тело»

  1. НОД  Познавательное развитие

«Полезная и вредная пища»

  1. НОД Познавательное развитие

«Правила личной гигиены»  

  1. НОД Речевое развитие «Путешествие в страну Здоровья»

3.Дидактические игры: Приложение № 2

«Оденем куклу на прогулку», «Азбука здоровья», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Вымоем куклу», «Поможем Мойдодыру», «Угадай по запаху»

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика «Любимый

Носик», «Большой и маленький», «Паравоз», «Гуси летят», «Дровосек», «Часы».

Комплекс оздоровительных упражнений для горла:

«Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Веселые плакальщики»

Упражнения для профилактики нарушения осанки:

«Велосипед», «Ножницы», «Мельница», «Качалочка», «Силачи», «Приседания».

Упражнения для профилактики плоскостопия:

 Ходим по палочке, ходим по ребристой доске,  упражняемся с мячом,  ходим по обручу,  собираем пальчиками мелкие предметы,  соединяем стопы,

 ходим по морским камешкам, «Гусеница», «Художник».

Гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика для рук.

Подвижные игры.

Живопись с помощью пальцев. (Приложение №3)

Работа с глиной (Приложение №4)

Игры с песком (Приложение №5)

Закаливание:

1-е полугодие. ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 мин во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.

2-е полугодие. Игры на мокрых дорожках до 2—2,5 мин. Обширное умывание после дневной гимнастики.

Солнечные и воздушные ванны на свежем воздухе.

сон в трусиках и маечках, ходьба босиком, проветривание и т.д.

Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа – ангина»

Сентябрь - май

Работа с родителями

Консультации: «Роль родителей в приобщении детей к ЗОЖ», «Как проводить закаливание детей дома»

Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Папка – передвижка «Как научить детей чистить Зубы», «Здоровый ребенок»

Семинар – практикум «Устройство мини – стадиона»

Показ презентации на родительском собрании «Оздоровление и закаливание детей в ДОУ»

Обновление и пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием

Сентябрь-

Май

Самореализация

Выступление на педагогическом совете с показом занятия «Профилактика плоскостопия и осанки на физкультурном занятии».

Изготовление картотеки прогулок, картотеки игр с массажным мячиком, картотеки «Упражнения с нестандартным оборудованием»,  картотеки подвижных игр.

Сентябрь

В течении года

Приложение №1

Дидактические игры:

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ № 1

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть.

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Проводится в разные сезоны.

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ № 2

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

СЛОЖИ КАРТИНКУ № 3

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.

Ход игры: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

УГАДАЙ НА ВКУС № 4

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал: тарелка с нарезанными овощами или фруктами

Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами или фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща или фрукта и задаёт вопросы«Что это?»«Какой на вкус?»

Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты или только овощи) с ярко выраженным вкусом.

УГАДАЙКА № 5

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Материал: изображения или муляжи плодов

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).

ВЫМОЕМ КУКЛУ № 6

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

ПОМОЖЕМ МОЙДОДЫРУ № 7

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материалкартинки различных предметовкартинки с изображением предметов личной гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.

Ход игры: Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно. Воспитатель просит помочь Пете и выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

УГАДАЙ ПО ЗАПАХУ № 8

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло)

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

-что это за запах.

-Усложнение найти баночки с одинаковыми запахами

ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ № 9

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

ЧЕМ МЫ СЛУШАЕМ №10

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.

Материал: музыкальные инструменты

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

Давайте проверим.

Можно проверить по очереди закрывать глаза, нос, рот и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ. № 11

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ

Ход игры:Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

«Веселые человечки» № 12

Цель: Закрепить знания детей о строении тела человека: туловище, ноги, руки, голова; развивать умение выделять общее и отличительные признаки человека и животного.

Материал: Кукла-голыш, рыбка, птичка, любой зверек.

Ход игры

Воспитатель: Я сегодня шла на работу и встретила нашего знакомого колобка он передал нам вот этот чудесный мешочек, и просил поиграть с вами. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша).

Дети по очереди выполняют задания и объясняют взрослому, как каждый узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, две ноги, голова и т. д.) и почему он не выбрал другую игрушку (у него есть хвост, крылья и т. д.).

Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру «Где же наши ручки…» (названия частей тела).

Приложение№2

Дыхательная гимнастика

«Любимый носик»

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох,

обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох

правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м,

одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям

носа (3 раза).

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей.

«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить

тик-так (6—7 раз).

«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто

в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с

произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).

Петушок. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки

опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать

по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).

Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения

руками и приговаривая чух-чух-чух (15—20 с ) .

Веселый мячик. Встать прямо, ноги расставить. Поднять

руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди

вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч ( 4 —

5 раз).

Гуси. Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать

руки в стороны, на выдох — опускать вниз с произнесением

длительного звука г-у-у-у (1 мин).

Каша кипит. Сесть на стул. Одну руку положить на живот,

другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в

грудь — вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпя-

тить живот — выдохнуть. При вдохе громко произносить

ф-ф-ф (4 раза).

Упражнения можно включить в комплекс утренней гимнастики,

разминки после сна, во время прогулки (не менее

2 раз в день).

Приложение № 3

Артикуляционная гимнастика

Трактор. Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость

и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба. Стрелять из воображаемого пистолета: высунув

язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы

полости глотки).

Фейерверк. В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки,

и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично

произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует

гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного

мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на

1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы

трубочкой.

Упрямый ослик. Выбираются ослики и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают

осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки

гортани).

Плакса. Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает

усталость головного мозга).

Трактор. Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость

и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба. Стрелять из воображаемого пистолета: высунув

язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы

полости глотки).

Фейерверк. В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки,

и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично

произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует

гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного

мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на

1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы

трубочкой.

Упрямый ослик. Выбираются ослики и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают

осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки

гортани).

Плакса. Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает

усталость головного мозга).

Приложение №4

Комплекс оздоровительных упражнений для горла.

Лошадка. Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).

Ворона. Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом ( 6—7 раз).

Змеиный язычок. Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

Зевота. Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).__

Веселые плакальщики. Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с ) .

Смешинка. Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи.

Приложение №5

Игры, которые лечат

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние

ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола

клеенкой. Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.

Работа с глиной

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей. При работе с глиной можно выполнить следующие задания: — закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой?;

— сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки;

— проткните глину;

— пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

— оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Игры с песком

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

— при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

— развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;

с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится  прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. При игре с песком можно выполнять такие упражнения:

— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

— пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

— создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

— пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

— можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

— поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Для игры с песком в помещении необходимы:

— водонепроницаемый деревянный ящик;

— чистый просеянный песок (лучше его прокалить);

— вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

— баночки с водой для смывания песка.

Приложение № 6

Консультация «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни»

Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому терпения, третьему организованности. Не ко всем заглядывает утром добрая волшебница гимнастика. Не забывайте еще и о том, что в семье растут малыши. И они внимательно вас изучают. Знаете, почему ваш сын ленится по утрам делать зарядку? С раннего возраста его не приучили к ней. Гимнастика не стала для него потребностью. Еще не поздно помочь сыну отбросить лень… Для этого надо заразить его личным примером.

Физическая культура-это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста… Но лучше начинать с самого детства. Это даже не пожелание, а по нынешним временам необходимость. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у всех от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни, может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Первые упражнения должны быть естественными и нетрудными для ребенка. Все дети очень любят разного рода «догонялки». Бегайте с малышами больше. Непременно нужно вводить в бег элемент соревнования.

Другое излюбленное занятие детей – игры с мячом. Здесь еще больше возможностей для творчества, для развития спортивного азарта. В игре происходит как бы новое знакомство, новое-порой удивительное взаимное узнавание. Ведь часто дети не представляют даже, что их папы и мамы умеют играть в футбол, волейбол, когда-то занимались спортом. Подвижные игры должны стать основным средством формирования спортивного характера ребенка, как и его физического воспитания вообще. Дело в том, что в ходе игры у человека возникают разнообразные положительные эмоции, создающие в нервной системе наилучшие условия для образования всевозможных двигательных навыков и развития физических качеств, которые в основном и определяют способности человека к тому или иному виду спорта.

Если позволяют средства, площадь квартиры купите и поставьте «шведскую стенку». Посещайте с ребенком соревнования, ходите на стадион.

В борьбе за здоровое существование, городска семья должна использовать все возможности. Как можно чаще устраивайте семейный отдых на природе.

Здоровье наших детей не ждет. Оно зависит прежде всего от нас, родителей. Наш пример для них-самый увлекательный. Заразимся спортом мы увлекутся дети.

Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они прежде всего желают друг другу здоровья. Так пусть наши дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

Ведь самые счастливые дети – это здоровые дети!

Автор составитель: Рындина С. И.

Приложение №7

Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Возрастная группа: младшая группа

Участники: родители и воспитатели

Цель: оказание практической помощи родителям дошкольников в приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

- акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни;

- раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и ДОУ в приобще-нии детей к ЗОЖ;

- дать родителям практические советы.

Содержание

1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительский мастер-класс, чтобы поговорить о важной теме – процесс формирования навыков здорового образа жизни у ребят. Вы самые близкие люди вашим детям и именно вы должны стать их незаменимыми помощниками в этом непростом деле. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить ребят от вредных привычек в будущем, привить необходимую во взрослой жизни привычку к здоровому образу жизни.

Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех:

«Мой ребенок здоров, если я…» (Ответы родителей)

Очень хорошо! Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

2. Основная часть.

Не зря говорят в здоровом теле – здоровый дух! Давайте и мы с вами укрепим свое тело. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно делать совместно с детьми.

Физкультминутка:

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики — вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в ДОУ, то целесообразным и очень важным в деле продолжения формирования привычки к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. Рассматривая тенденцию повышения заболеваемости детей различными заболеваниями можно применять самомассаж как средство профилактики болезней. В исследованиях последних лет отмечено стимулирующее влияние на некоторые иммунологические показатели рефлексотерапии – эффективного без медикаментозного средства, не дающего побочных реакций. Показано, что стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма. Массаж активных зон – это метод самолечения. Это мнение китайских специалистов-экспертов массажа, счи-тающих данный метод народной медицины вполне доступным для освоения не только взрослыми, но и детьми.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько видов самомассажа в стихах. Повторяйте за мной движения со словами.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

Самомассаж по Уманской для детей в стихах

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.

Я здоровым стать хочу, сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело:

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там, где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров, мне не нужно докторов!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания ре-комендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом

Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо! Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда! Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно. Растирай, старайся

И не отвлекайся. По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками. И полезно, и приятно

Это всем давно понятно. Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони! Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда. Раз – сгибай, два – выпрямляй.

Ну, активнее давай! Вот работа, так работа,

Палочку катать охота. Веселее ты катай

Да за нею поспевай. В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим.

Будем их беречь мы И всегда любить.

Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

5. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду?

Самомассаж рук «Поиграем с ручками»

Известно, что интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует, прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помечали»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Наши детки могут нас не только радовать, но и огорчать. Давайте поделимся своими советами, о том, как поднять себе настроение. Встанем в один большой тесный круг. Подумайте, вспомните, что вам необходимо для поднятия настроения? Передаем друг другу энергию через рукопожа-тие и говорим свою ассоциацию (например: шоколад, хорошая музыка, ванна, фрукты). Запомните эти советы и используйте в жизни. А я предлагаю вам упражнение.

Игра "Солнечные зайчики"

Цель: ощутить внутреннюю радость.

Встряхиваем кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляем, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно строим радугу из водяных капе-лек, любуемся цветом и блеском. Тянем ладошки вверх к солнышку, пред-ставляя, как добрая сила вливается в них.

Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

- «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

- «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

- «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую нозд-рю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

-«Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

-«Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполня-ет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, и маме покажи.

Надо носик очищать, На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

Вот так носик баловник! Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам прогреть, Его немного потереть.

Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

Босоножье

Это отличное закаливающее средство для детей с ослаблен-ным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким ко-лебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

3. Заключительная часть.

Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражне-нием «Додумай историю». Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….(Обсуждение)

Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый ре-зультат, самомассаж в детском саду и дома должен проводиться регуляр-но. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

План беседы по формированию у детей основ здорового образа жизни в старшей и подготовительнойк школе группе. Знакомство со строением тела человека, закрепление правил личной гигиены, чтение стихов о з...

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

План самообразования "Приобщения детей к здоровому образу жизни"

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков....

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"...

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....