«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»
методическая разработка

Кленина Мария Евгеньевна

Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению (сказке): от непосредственного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Изучив литературу по моей теме, для себя я решила взять несколько методов исследования восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, а именно:

1. Методика изучения воображения  при понимании сказочных образов

2. Методика эмоционального восприятия детей дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.

Цель первой методики выявить, в каком виде деятельности дети лучше воспринимают сказочные образы.

Подготовка  исследования: Была подобрана сказка для чтения «Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка», составлены вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовлена бумага, цветные карандаши для рисования, материалы для игры по содержанию сказки.

Проведение  исследования: Детям выразительно читают сказку «Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка». Затем проводят три серии эксперимента.

Первая серия. Каждого  ребенка просят пересказать  сказку и выясняют, насколько он понял сюжет и образы главных  героев книги. Если ребенок затрудняется  в пересказе самостоятельно, ему  задают подготовленные вопросы.

Вторая серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка-Золотого гребешка, чудо-меленку).

Третья серия эксперимента состоит из двух подсерий. В первой подсерии эксперимента детям предлагают различный игровой материал для замещения главных героев (материал был разным, как соответствующим, так и не соответствующим). Во второй подсерии эксперимента детям предлагают изобразить героев в игровой ситуации.

Таким образом, в ходе исследования проходившего при помощи методики изучения воображения при понимании сказочных  образов, мы выяснили, что наибольшее обогащение и развитие сказочные образы получают в игровой деятельности. Однако важно отметить, что достаточно хорошо дети воспринимают сказку и при помощи словесного творчества. В ходе рисования детям значительно труднее воссоздать образы наиболее полно соответствующие оригиналу.

Вторая методика, направлена на изучение эмоционального восприятия детей дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.

Эта методика ставит перед собой задачу: изучить характер изменения эмоционального восприятия к персонажам сказки у детей дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий народной волшебной сказки.

Подготовка к исследованию: выбор сказки (народная волшебная сказка «Гуси-лебеди»); два варианта этой сказки: традиционный, и с изменением композиции.

При создании измененного варианта композиции начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.

 После прослушивания сказки (неискаженного сюжета) детям одной подгруппы предлагались цветные карандаши, с помощью которых они могли бы нарисовать героев сказки, подобрав наиболее подходящие по цвету к характеру  следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Молочная Речка,  Печка, Яблонь-ка. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.

Аналогичное задание было предложено детям  второй  группы, но  вариант сказки с искаженной композицией. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.

Наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрицы Аленушки, Братца Иванушки. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли антагониста / вредителя.

К неантропоморфным образам персонажей  Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.

В рисунках детей их отношение к персонажам выражалось соответственно в цветовом выборе карандашей для изображения их. Дети , как правило яркими цветами изображали положительных героев Сестрица Аленушка, Братец Иванушка), для изображения персонажей, которые вызывали у них отрицательное эмоциональное отношение подбирали темные цвета Баба Яга).

При изображении персонажей сказки с искаженной композицией, дети Сестрицу Аленушку рисовали, используя более темные оттенки карандашей, так как она уже не являлась для них положительным героем (проявляла непослушание), а к Бабе Яге проявили положительные эмоции, что нашло отражение в рисунке (старались «украсить» наряд Бабы Яги).

Несколько выводов по проведенному исследованию.

1. Проведенное исследование экспериментально подтвердило предположение о том, что искажение композиции народной волшебной сказки ведет к формированию такого эмоционального восприятия к ее персонажам, которое не соответствует объективному характеру их нравственной поляризации. Прежде всего, предъявление детям такой сказки приводит к изменению отношения к двум главным действующим лицам - герою и антагонисту.

Противоположный традиционному характер развязки и реакций героя на действия испытателей (Молочная речка, Печка, Яблонька), с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой - затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой. Таким образом, композиция народной волшебной сказки является условием, определяющим возможность ее использования в формировании восприятия эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.

2. Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (герою и антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (искомому персонажу и помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции волшебной сказки приводит к появлению неадекватного отношения к персонажам сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.

Таким образом,  исследование подтверждает то, что главное в сказке - это роль внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_metody_issledovaniya_vospriyatiya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению (сказке): от непосредственного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Изучив литературу по моей теме, для себя я решила взять несколько методов исследования восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, а именно:

1. Методика изучения воображения  при понимании сказочных образов

2. Методика эмоционального восприятия детей дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.

Цель первой методики выявить, в каком виде деятельности дети лучше воспринимают сказочные образы.

Подготовка  исследования: Была подобрана сказка для чтения «Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка», составлены вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовлена бумага, цветные карандаши для рисования, материалы для игры по содержанию сказки.

Проведение  исследования: Детям выразительно читают сказку «Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка». Затем проводят три серии эксперимента.

Первая серия. Каждого  ребенка просят пересказать  сказку и выясняют, насколько он понял сюжет и образы главных  героев книги. Если ребенок затрудняется  в пересказе самостоятельно, ему  задают подготовленные вопросы.

Вторая серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка-Золотого гребешка, чудо-меленку).

Третья серия эксперимента состоит из двух подсерий. В первой подсерии эксперимента детям предлагают различный игровой материал для замещения главных героев (материал был разным, как соответствующим, так и не соответствующим). Во второй подсерии эксперимента детям предлагают изобразить героев в игровой ситуации.

Таким образом, в ходе исследования проходившего при помощи методики изучения воображения при понимании сказочных  образов, мы выяснили, что наибольшее обогащение и развитие сказочные образы получают в игровой деятельности. Однако важно отметить, что достаточно хорошо дети воспринимают сказку и при помощи словесного творчества. В ходе рисования детям значительно труднее воссоздать образы наиболее полно соответствующие оригиналу.

Вторая методика, направлена на изучение эмоционального восприятия детей дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.

Эта методика ставит перед собой задачу: изучить характер изменения эмоционального восприятия к персонажам сказки у детей дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий народной волшебной сказки.

Подготовка к исследованию: выбор сказки (народная волшебная сказка «Гуси-лебеди»); два варианта этой сказки: традиционный, и с изменением композиции.

При создании измененного варианта композиции начало сказки оставалось неизменным, модификации касались ее развязки, а именно: при повторной серии испытаний героя (Сестрицы Аленушки) Печкой, Молочной Речкой, Кисельными Берегами и Яблонькой он во всех случаях реагирует отрицательно, не выполняя просьбы, в форме которых были испытания («съесть ржаного пирожка, киселька, лесного яблочка»), что влечет за собой неспасение от погони, означающее победу антагониста, олицетворяющего зло, и поражение Сестрицы Аленушки, воплощающей добро.

 После прослушивания сказки (неискаженного сюжета) детям одной подгруппы предлагались цветные карандаши, с помощью которых они могли бы нарисовать героев сказки, подобрав наиболее подходящие по цвету к характеру  следующих персонажей: Братец Иванушка, Баба-Яга, Сестрица Аленушка, Молочная Речка,  Печка, Яблонь-ка. При этом подчеркивалось, что необходимо будет подбирать цвет, подходящий именно к характеру сказочного героя, а не к его одежде или внешнему виду.

Аналогичное задание было предложено детям  второй  группы, но  вариант сказки с искаженной композицией. При этом специально подчеркивалось, что необходимо подобрать цвета, подходящие для характеров персонажей именно только что прослушанной сказки, а не вообще для Братца Иванушки, Сестрицы Аленушки и других.

Наиболее эмоционально принимаемыми являются образы персонажей Сестрицы Аленушки, Братца Иванушки. Они часто встречаются в народных волшебных сказках в положительных ролях героев или искомых персонажей и, следовательно, хорошо знакомы дошкольникам и имеют по отношению к себе достаточно определенное и устойчивое положительное эмоциональное отношение.

Последнее место отводится образу Бабы-Яги, предстающей в сказках, как правило, в роли антагониста / вредителя.

К неантропоморфным образам персонажей  Молочная Речка, Кисельные Берега, Печка и Яблонька старшие дошкольники не демонстрируют столь выраженного положительного или отрицательного эмоционального отношения.

В рисунках детей их отношение к персонажам выражалось соответственно в цветовом выборе карандашей для изображения их. Дети , как правило яркими цветами изображали положительных героев Сестрица Аленушка, Братец Иванушка), для изображения персонажей, которые вызывали у них отрицательное эмоциональное отношение подбирали темные цвета Баба Яга).

При изображении персонажей сказки с искаженной композицией, дети Сестрицу Аленушку рисовали, используя более темные оттенки карандашей, так как она уже не являлась для них положительным героем (проявляла непослушание), а к Бабе Яге проявили положительные эмоции, что нашло отражение в рисунке (старались «украсить» наряд Бабы Яги).

Несколько выводов по проведенному исследованию.

1. Проведенное исследование экспериментально подтвердило предположение о том, что искажение композиции народной волшебной сказки ведет к формированию такого эмоционального восприятия к ее персонажам, которое не соответствует объективному характеру их нравственной поляризации. Прежде всего, предъявление детям такой сказки приводит к изменению отношения к двум главным действующим лицам - герою и антагонисту.

Противоположный традиционному характер развязки и реакций героя на действия испытателей (Молочная речка, Печка, Яблонька), с одной стороны, психологизирует образы действующих лиц сказки, приближает их к реальной действительности, но, с другой - затрудняет выделение в них тех нравственных характеристик, которые заложены народной волшебной сказкой. Таким образом, композиция народной волшебной сказки является условием, определяющим возможность ее использования в формировании восприятия эмоционального отношения старших дошкольников к этическим эталонам, необходимого для присвоения ребенком нравственных норм, которые содержит в себе сказка.

2. Предъявление детям сказки с искаженной композицией приводит к изменению отношения не только к главным действующим лицам (герою и антагонисту), действия которых отклоняются от традиционных, но и к второстепенным (искомому персонажу и помощнику), функции которых остаются неизменными. Таким образом, нарушение традиционной композиции волшебной сказки приводит к появлению неадекватного отношения к персонажам сказки и в целом ведет к этической дезориентации ребенка.

Таким образом,  исследование подтверждает то, что главное в сказке - это роль внешнего оформления образа персонажа при его оценке дошкольниками. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Вишенка»

г. Ртищево Саратовской области»

«Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы на примере сказок»

Подготовил:

педагог-психолог

Ивашкина М. Е.

г. Ртищево

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

ЦВЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста...

Восприятие детьми раннего возраста художественной литературы

Восприятие детьми раннего возраста художественной литературы...

статья "Восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы"

Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами, педагогами и родителями, проблему  изучения  верного духовног...