Консультация для педагогов "Психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста художественной литературы"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Васина  Светлана  Вячеславовна

Художественная  литература  играет  огромную  роль  в  формировании  речи  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihlogicheskie_osobennosti.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов

Психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста художественной литературы

 

Художественная литература играет огромную роль в формировании речи детей.

Воспитательно-образовательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Необходимо выделить и усвоить психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста этого вида искусства.

Восприятия литературного текста представляет собой высший этап понимания речи и предполагает наличие у детей сформированных уровней речи: звукового, лексического, грамматического, семантического.

В свою очередь литература является мощным средством формирования всех сторон речи ребёнка. В произведениях литературы речь идёт не о простом речевом сообщении, не о простом связном контексте, а о тексте художественном, о произведении искусства, которое оказывает большое всестороннее воздействие на личность ребёнка в целом. Восприятие литературных произведений - есть сложная психологическая деятельность, которая представляет собой единство протекания познавательных, эмоциональных и образных процессов, и которая направлена на познание художественной деятельности заключённая в произведении. Познание формируется из знакомства с героем произведения, его поступков; из мотивов этих поступков; из языка произведения; речи. В свою очередь познание формирует воображение, которое может быть творческим, воссоздающим.

Появляется эмоции, состоящие из сопереживания, сочувствия, способности вставать над героем с авторской позиции. В раннем дошкольном возрасте восприятие художественного произведения зависит от личного опыта детей. Многие факты не совпадающие с личным опытом ребёнка осмысливаются им не верно. Отсюда появляются ошибки в понимании героя, мотивов его поступков, т. к. он не умеет осмысливать ситуации, потому что они не знакомы ребёнку по личному опыту. Воспринимая литературного героя, дети видят прежде всего его внешние действия и поступки, и с трудом проникают в мир внутренних переживаний и чувств, не могут понять скрытых мотивов и поступков. Оценку героев они дают ориентируясь на отдельный, яркий, но не обязательно главный и существенный в характеристике героя поступок, лиса выманивает петушка - (внутренняя хитрость, внешняя - горох). Необходимо обратить внимание на мотивы действий героя, его намерения и переживания. Это можно обеспечить правильным чтением воспитателя.

Эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не контекстным, т. е определяется причинами независимыми от произведения:

- настроение ребёнка в данный момент,

- стериатипными знаниями,

- эмоциями воспитателя (если неверные).

Задачей воспитателя является постепенное расширение и совершенствование эмоционального опыта детей. Формирование умения внимательно слушать и воспринимать произведения, а также видеть авторскую оценку героя, авторское отношение к герою.