консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"
консультация

Речь на кончиках пальцев

консультация для родителей

 

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

 

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

 

По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

 

Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:

детям до трех лет – «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;

детям старше трех лет:

- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке,

- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся,

- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,

- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,

- «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

 

После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка.

Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.

 

На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.

 

Начинать тренировать пальчики рекомендуется уже в 6 – 7 месяцев, но и более позднем возрасте пальчиковая гимнастика будет очень полезной и эффективной.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

 

1. Массаж кистей рук и пальцев.

- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

- растирать пальчики спиралевидными движениями

 

2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

 

 

3. Динамические упражнения для пальцев рук.

 

«Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

 

«Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

- Пальчик – мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

 

«Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

 

«Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

 

«Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

 

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_konchikah_paltsev.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Речь на кончиках пальцев

консультация для родителей

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:

детям до трех лет – «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;

детям старше трех лет:

- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке,

- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся,

- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,

- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,

- «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка.

Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.

На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.

Начинать тренировать пальчики рекомендуется уже в 6 – 7 месяцев, но и более позднем возрасте пальчиковая гимнастика будет очень полезной и эффективной.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

1. Массаж кистей рук и пальцев.

- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

- растирать пальчики спиралевидными движениями

2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

- сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

3. Динамические упражнения для пальцев рук.

«Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

«Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

- Пальчик – мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

«Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

«Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

«Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Консультация для родителей "На кончиках пальцев"...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...