Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры.
статья (младшая группа)

Алексеева Екатерина Владимировна

Статья: " Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Аннотация: статья посвящена изучению теоретических и практических аспектов проблемы сенсорного развития детей 2-3 лет через дидактические игры.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, игра, дидактическая игра.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В рамках познавательного развития осуществляется сенсорное воспитание ребенка, направленное на развитие первичных представлений об объектах окружающего мира.

Под сенсорным развитием понимается формирование представлений о свойствах окружающих предметов (форма, цвет, величина), развитие восприятия ребенка. В процессе сенсорного развития совершенствуется функционирование всех органов чувств, происходит накопление представлений об окружающем мире.

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста посвящены труды таких отечественных исследователей, как  Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.

Возраст двух-трех лет относится к периоду раннего детства, когда происходит становление всех органов и систем человека. Именно этот возрастной период считается наиболее благоприятным для сенсорного развития ребенка [1].

От уровня сенсорного развития ребенка зависит успешность как умственного, так и физического воспитания детей, так как необходимо как можно боле точно видеть, слышать и осязать окружающую действительность [4].

Исходя из указанных обстоятельств, не вызывает сомнение факт, что работа по сенсорному развитию должна быть включена во все моменты жизни ребенка 2-3 лет. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру.

Сенсорное развитие ребенка включает две взаимосвязанные стороны:

  • усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений,
  • овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Сенсорное развитие проводится в рамках трудовой, продуктивной, образовательной деятельности, однако,  в качестве основной формы деятельности в дошкольном возрасте  выделяется игровая. Игра считается наиболее любимой и естественной деятельностью дошкольников [2].

В процессе игры ребенок обучается воспринимать предметы, начинает осваивать сенсорные эталоны, отрабатывает простейшие навыки сравнения, классификации, поиска закономерностей. В конечном счете, все это приводит к развитию сенсорной сферы детей.

Дидактические игры носят преднамеренный характер, имеют обучающие цели. В рамках применения дидактических игр воспитатель получает возможность последовательно и систематически развивать сенсорную сферу детей. Педагог подбирает игровые упражнения последовательно, переходя от простого к сложному. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет.

При использовании дидактических игр нельзя забывать, что дети сначала учатся узнавать предметы и действовать с ними и только потом обучаются называть их. Соответственно, на начальном этапе воспитатель не требует  произнесения слов-названий, а ограничивается жестами и движениями. От детей требуется показать на предмет, принести его и только потом воспитатель может переходит к просьбам назвать предмет. Постепенно к трем годам с развитием восприятия у ребенка развивается и речь, а также накапливаются знания об окружающем мире.

Одни и те же дидактические игры воспитатель в несколько модифицированном виде использует в ходе разных видов занятий с детьми. Например, используя дидактическую игру «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом — большие и маленькие матрешки или собачки [5].

Если на групповых занятиях у ребенка имеются значительнее трудности, то воспитателю следует проводить индивидуальные занятия, так как дальнейшее повторение при групповой работе приведет к снижению интереса к играм у остальных детей.

Подбирая дидактические игры и материал для них, следует помнить о возможностях народных игрушек. Детей привлекает красочность башенок, матрешек, кубиков, разборных шаров. Играя с ними, ребенок параллельно учится действовать с предметами и осваивает сенсорные эталоны.

Проводя игры, воспитатель должен помнить о необходимости положительных эмоций у детей. Дети должны охотно и с удовольствием участвовать в играх.

В рамках сенсорного воспитания посредством дидактических игр следует привлекать и родителей воспитанников. Родителей необходимо ознакомить с ассортиментом дидактических игр, развить у них заинтересованность в проведении игр в домашних условиях.

Работая по данной теме, я провела рад консультаций, бесед, родительских собраний в группе, что помогло систематизировать материал по сенсорному развитию у детей 2-3 лет посредством дидактических игр. Родители активно участвовали в обогащении предметной среды группы. Также они научились самостоятельно подбирать и проводить дидактические игры.

Кроме того, в процессе работы мною была создана картотека дидактических игр, которые могут использовать воспитатели в процессе реализации сенсорного развития детей:

  • на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
  • для закрепления понятия формы:
  • на закрепления понятия величины.
  • на закрепление цвета.

Таким образом, проблема сенсорного развития детей 2-3 лет через дидактические игры  является приоритетной, имеет важнейшее  значение в развитии ребенка данного возраста и требует пристального внимания от воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Применение дидактической игры для сенсорного развития будет эффективным в том случае, если воспитатель хорошо представляет цели и задачи работы с детьми, умеет подобрать игровой материал и организовать ход игры.

Список литературы

  1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Арбанян. – М: Просвещение, 2009. – 286 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: учеб. пособие / А.К. Бондаренко. – М.: Гном и Д, 2017.
  3. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Просвет, 2011. – 287 с.
  4. Дубровина, И.В. Психология: учеб. пособие: для СПО / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2013.
  5. Максаков, А.И. Учите, играя: пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Максаков, Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возрастаЗадача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастн...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других -  это важная задача при работе...

План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Самообразование - Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры

План самообразования воспитателя второй младшей группы...