Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Практический семинар)

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. 
Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии. Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. 

                                             

Как играть с водой? 

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить - кусок поролона или пенеплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой - можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из крана. 

Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем! 

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди. 

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется? 

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).

        

А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.

Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. 

Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов. 

Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить. 

В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.


В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. 

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера): 

  1. в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга, 
  2. в ряд вертикально, 
  3. в ряд по спирали, 
  4. снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем), 
  5. расположенные хаотично по всей поверхности бутылки. 


Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера). 

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки

Кидаем в воду всё подряд! 

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.


Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов: 

1. Металл - ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их); 
2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги); 
3. Пластмасса - любые предметы и игрушки; 
4. Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните; 
5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет. 
6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.


7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут. 

Эксперименты с подкрашенной водой 

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив, концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально - три). 


Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета. 

В каждой из бутылок - раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках. 

Растворяется или не растворяется 

Что еще может растворится в воде, кроме красок? 
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность?


Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр малышей. 

Самое важное, чтобы песок, в котором играет ваш малыш, был чистым.



Желательно пускать ребенка в песочницу босиком. Если это будут босоножки или даже туфли, то в них насыплется песок и ребенку будет неудобно, он будет пытаться все время вытряхнуть оттуда песок. Это помешает ему играть с удовольствием. Если вы в городе и сейчас лето, то шорты и майка, носки и закрытые высокие туфельки или полуботиночки. Если холодно, мокрый песок, то наденьте фуфайку, брючки, ветровку, резиновые сапоги. 

С самого начала скажите малышу, что не надо высыпать песок наружу и разносить его из песочнице в ведре по всему участку. 

Что малыш делает с песком? Он очень любит трогать его, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой. Вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. Топтать и копать его ножками.


Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия обязательно комментируйте словами. 

Чем больше разнообразных по форме куличей получается, тем интереснее. Все время покупать новые и новые формочки довольно накладно. Формочки можно делать из пластиковых бутылок и баночек от всего на свете (шампуней, кремов, майонезов, лимонада и так далее), отрезая от них самый низ. Часть формочек будут прозрачными, часть непрозрачными. А верхние части бутылок могут служить воронками для песка и воды. Или совочками и воронками одновременно, если немного срезать сбоку бутылки. Таких разных, больших и вместительных совочков вы не купите в магазине.



Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую, копать ямы и насыпать кучи. Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилось что-то. Когда ребенок стал чуть-чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ним пристраивать башенки из ведерок, на ведерки ставить маленькие формочки, куличи, из палочек делать мосты и т.д. 

В процессе игры в песочнице покажите ребенку пустое ведерко, полное и заполненное наполовину. Спросите, какое ведерко будет тяжелее – полное или неполное. Попросите малыша самостоятельно заполнить ведерко песком тем или иным образом (целиком или нет). 

Обратите его внимание на то, что в большое ведерко помещается много песка (чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков песка), а в маленькое – мало; что песок легко заполняет емкость любой формы. 

Очень интересно играть с песком и водой одновременно (если, конечно, вы играете на даче, а не в городе). Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его из леечки. Лучше, полейте полпесочницы, а вторую половину оставьте сухой. Леечкой поливать удобнее, чем просто из ведра. Потому что так получается равномерно – весь песок влажный, а если из ведра – в одном месте «каша», все остальное сухое. Можно принести воду в тазике и поставить его внутрь песочницы, чтобы ребенок насыпал песок прямо туда, а оттуда брал воду. Смешивал это все в тазике или прямо в песочнице.



Сделайте посередине песочницы холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов. 

С детьми старшего дошкольного возраста можно строить из песка модели знаменитых архитектурных сооружений. Сначала песок сгребается в центр песочницы, убирается лишнее, чтобы придать форму, похожую на оригинал. Сооружение прихлопывается со всех сторон ладонями (для прочности). Далее начинается отделка. Чтобы сделать башни, например, у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку от лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните на лопатку или фанерку и постучите по бутылке со всех сторон. Затем аккуратно, не снимаю бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и, сначала, вытащите фанерку, затем снимите бутылку.





Предварительный просмотр:

        

                                 

                                     

«КОЛОКОЛЬЧИК ЗАЗВЕНЕЛ, ЗВОНКО ПЕСЕНКУ ЗАПЕЛ»

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к игре с колокольчиком, с куклой. Развивать слуховое вни мание, координацию. Развивать речевой слух и речевую активность. Содействовать развитию основных движе ний.

Оборудование: Колокольчики на каждого ребенка, ленточки четырех основных цветов, длинная круглая палка с отверстиями для привязывания колокольчиков, нарядная кукла, книга Е. Благининой «Вот какая мама».

1. К приходу первого ребенка воспитатель развеши вает в группе колокольчики, каждый колоколь чик украшен бантиком из красной, синей, зеле ной или желтой ленточки. Колокольчики разве шиваются так, чтобы ребенок мог дотянуться до него вытянутой вверх рукой.

Воспитатель приглашает малыша в группу, обраща ет внимание на колокольчики.

Воспитатель: Как красиво у нас сегодня в группе. По смотри, какие красивые колокольчики. Они еще и очень веселые, могут петь. Ты слышал, как поют ко локольчики? Как они поют?

Ребенок: Динь-динь-динь.

Воспитатель: Хочешь сейчас послушать песенку коло кольчика? Выбирай понравившийся колокольчик.

(малыш указывает на понравившийся колокольчик) Воспитатель (ударяя по колокольчику): Здравствуй, ко локольчик! Колокольчик со мной поздоровался, ска зал «Динь-дон».

Затем воспитатель побуждает ребенка проделать то же самое.

Воспитатель (сняв колокольчик и дав малышу в руки): У колокольчика синий бантик. Колокольчик хочет спеть тебе веселую утреннюю песенку. Далее воспитатель показывает, как надо действовать с колокольчиком, чтобы он звенел. Малыш играет с ко локольчиком.

Воспитатель: Посмотри, все игрушки еще спят, пойдем, разбудим мишку (куклу, мячик). Колокольчик спо ет свою утреннюю песенку, проснется мишка (кукла, мячик) и будет с Танечкой играть. Ребенок переключается на игру с игрушкой, кото рую разбудили. Воспитатель проводит аналогичную ра боту с каждым ребенком.

2. Воспитатель обращает внимание детей на то, что колокольчики, которые с утра так весело звенели, спрятались от деток.

Воспитатель: Давайте, малыши, поищем колокольчики. Проводится зарядка. Воспитатель помогает малышам лечь на ковер.

1-е упражнение, «Ищем колокольчики на потолке». Исходное положение: лежа на спине, повороты голо вы влево, вправо.

Воспитатель: Нет колокольчиков ни с красным банти ком, ни с синим, ни с желтым. Где колокольчики?

2-е упражнение. «Где колокольчики?». Исходное по ложение: лежа на спине, перевороты со спины на бок и наоборот.

Воспитатель: Малыши поворачиваются на бочок, нигде не видно колокольчиков.

3-е упражнение. «Малыши поползут, колокольчики найдут». Ползание на средних четвереньках, поворо ты головы влево, вправо.

4-е упражнение. «Дотянись до колокольчика». Ис ходное положение: сидя, ноги выпрямлены, разведе ны, поднимание рук вверх, касание колокольчика ру ками, ладошками.

Воспитатель (вынося длинную круглую палку с привя занными к ней колокольчиками): Вот они, веселые колокольчики, нашлись! Дотянитесь до колокольчи ков, послушайте, как они звенят. Динь-динь-динь...

5-е упражнение. «Колокольчики звенят, веселят они ребят». Ходьба за колокольчиками. Воспитатель идет лицом к детям, унося от них палку с колокольчиками, издавая колокольчиками звон.

Воспитатель: Колокольчики зовут малышей: «Идите за нами, будем весело играть, смеяться, петь и танце вать».

6-е упражнение. «Наши ножки пляшут». Исходное положение: стоя, ноги слегка расставить, руки про извольно, топтание на месте с поворотом вокруг себя, полуприседания.

3. После завтрака воспитатель организует развиваю щую игру, направленную на расширение ориен тировки в окружающем и развитие речи.

«Куколка танцует» Дети сидят полукругом. Воспитатель (показывая нарядную куклу):

К нам пришла в нарядном платье С красным бантом кукла Катя С нами вместе поиграть, С нами вместе поплясать.

Воспитатель: Кто к малышам пришел в красивом пла тье?

Дети: Кукла.

Воспитатель: Как зовут куклу?

Дети: Катя.

Воспитатель: У Кати на голове красный бант (показы вает), на ножках белые туфельки (показывает).

Воспитатель (обращаясь к детям и поднося им кукол ку): Где у Кати бант? Где ножки? Где ручки? Дети показывают.

Воспитатель (ставя куклу на пол, держа ее за тулови ще, лицом к малышам): Кукла хочет танцевать. Танцуй наша куколка. Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. Воспитатель приподнимает и опускает куклу, побуж дает детей произносить слоги «ля-ля-ля». Воспитатель (обращается к детям): Пойдите, возьмите колокольчики и поиграйте кукле, а она потанцует. Дети, взяв колокольчики, звенят ими, воспитатель приподнимает и опускает куклу.

Воспитатель: Катя хочет, чтобы все игрушки танцева ли. Я буду звенеть колокольчиками, а вы берите ко локольчики и потанцуйте.

.Дети выбирают любую игрушку и показывают кук ле, как они танцуют.

Воспитатель (звеня колокольчиками):

Ай-да, ай-да,

Ай-да, ай-да,

Быстро ножки топали,

Игрушки весело плясали!

Аи!

Игра продолжается, пока дети проявляют интерес.

4. В течение дня воспитатель проводит развивающее упражнение «Колокольчик» индивидуально с каж дым ребенком или подгруппой из 3-4 малышей. Воспитатель раздает детям колокольчики, затем про износит слова, сопровождая их движениями, побуждает детей выполнять их.

Колокольчик зазвенел, (звенит колокольчиком, потряхивая им)

Звонко песенку запел, Динь-динь-динь, динь-динь-динь...

Звонко песенку запел. Колокольчик не звенит, В кулачке он крепко спит.

(прячет колокольчик в руку)

Воспитатель (обращаясь к ребенку): Спрячь колоколь чик в кулачок. Тихо, тихо... Спит колокольчик.

Баю-бай, баю-бай, (покачивая рукой с колокольчиком, как бы укачивая)

В кулачке он крепко спит. Просыпайся поскорей, Зазвени нам веселей! Динь-динь-динь, динь-динь-динь... Позвони нам веселей!

(звенит колокольчиком) Упражнение можно повторить другой рукой.

5. На прогулке воспитатель обращает внимание де тей на осеннюю листву, как листочки с дерева па дают на землю.

Воспитатель (поднимая листочек с земли): Ты откуда? (трясет дерево, под которым найден листок, листья осыпаются, дети поднимают листья). Вот, оказыва ется, как ты попал на землю. Ветерок качал дерево, а листочки сыпались на землю.

Возьму веревочку, привяжу к листочку и получится у меня лодочка (воспитатель привязывает веревочку к кленовому листочку и возит листочек по земле). Сделаю лодочку Сереже, и Машеньке, и Данилу (дети возят ли сточек за веревочку).

Организуется подвижная игра «Листочки, листочки по ветру летят».

Воспитатель: Жили-были листочки на высоком дереве (воспитатель поднимает руки вверх), вот на каком. Наступила осень, пожелтели листочки. Подул ветер (воспитатель дует). Листопад! Листопад! Листья жел тые летят! Листопад! Листопад! Листья красные ле тят! Дети ходят или бегают, взмахивая руками.

Воспитатель (звенит колокольчиком): Кап, кап, пошел дождик. Листочки, листочки по ветру летят. У деток под ножками тихо шуршат. Дети ходят, бегают, кружатся.

6. Перед обедом воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Бесконечная песенка».

ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ

Особенности игры и ее воспитательное значение. Детям нужно не просто отгадать звучащий предмет, а передавать характер звука словом пли голосом. Это способствует более осознанному и тонкому различению и воспроизведению звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия,

Игровая ситуация и задачи хорошо знакомы детям. Новым для них является тип партнерства, активная роль выполняется не большими группами. Дети учатся управлять своим поведением: сдерживать естественное желание ответить первым и пр. Все это имеет большое значение для развития волевых качеств личности  ребенка.

Игровой материал. К материалу из предыдущей игры можно добавить несколько музыкальных игрушек, например рояль, ду дочку, триолу, балалайку, трензль и др. Подбор игрушек должен обеспечить разнообразие звуков — как протяжных, мелодических, и ударных отрывистых.  Потребуется также и настольная ширма.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: он будет с помощью игрушек извлекать звуки, ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит.

Педагог загораживает игрушки ширмой и предупреждает детей, что сидеть надо так тихо, как будто никого нет в комнате, тогда хорошо будет слышен звук каждой игрушки. Он сообщает детям еще одно важное правило игры: когда игрушка кончит звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты... (назвать игрушку)».

Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозначить словом или передать звукоподражанием характер услышанного звука.

Загадав детям две-три загадки, воспитатель несколько изменяет организацию игры.

Правила игры.

  1. Строго соблюдать тишину,  внимательно слушать,  как       предмет.
  2. Говорить  разгадку  только  после  слов:   «Голосок   мы  твой узнали и загадку разгадали».Вслух  говорят  разгадку  только
    те, кого просит воспитатель. Подсказывать нельзя.
  3. На   роли   помощников  выбираются   только  те,   кто  играл
    дружно и выполняет правила.

                                 

                                                 

Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети  обучаются  рациональным   приемам   осязательного  обследования формы  предмета. На собственном опыте они убеждаются в эффективности таких приемов и легко осваивают их. Предлагаемая   игра   развивает  у  детей также  познавательную  активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят построению осязательного образа воспринимаемой формы. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация.

Игра в прятки — одна из любимых игр малышей. Поэтому данная игра, построенная по этому принципу, соответствует детскому опыту и, как правило, увлекает ребят. Больше всего нравится детям прятать и искать спрятанное. В предлагаемой игре поиск предмета связан с отгадыванием загадки («что спрятано в мешочке?»), а решение такой задачи требует умственных усилий и познавательной активности.

Игра строится таким образом, что все ее участники загадывают одному ребенку загадку и прячут игрушку в мешочек. Отгадывают загадки дети по очереди. Это требует умения быть терпеливым, считаться с другими и действовать в общих, интересах. Очень сложно для трехлетнего ребенка не выдавать общего секрета (какую игрушку спрятали), удержаться от подсказки и мешать товарищу самостоятельно отгадывать загадку.

Игровой материал. Предметы контрастной формы средних раз меров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, птичка,   рыбка,   уточка,   совочек   или   лопатка,   кубик,  машинка  или тележка, кружечка, миска, самолетик, игрушечная ванночка и т.д.

Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре. Желательно, чтобы он был привлекательным по цвету и рисунку.

Описание игры и приемы ее проведения. Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прятки, и спрашивает малышей, хотят ли они сегодня поиграть в прят ки. «Но прятки будут особенные, — говорит он, — потому что пря таться будут не дети, а  игрушки. Вот здесь они, эти игрушки. Воспитатель ставит на стол коробочку с игрушками и предлагает малышам занять свои места на стульчиках. Потом достает нарядный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». Педагог объясняет детям, как искать: нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое. Воспитатель достает из коробки три-четыре игрушки, ставит их на стол и задает детям вопросы,  направляющие  их  на  зрительное обследование  формы предметов: что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть?  (Назови части предмета.) Они одинаковые или разные? и т. д.

Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых   детей   и   предлагает   ему   отойти    подальше,   повернуться к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том что, нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вы дает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку трех-четырех) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает мешочек шнуром, поясняя, что это нужно для того, чтобы предмет вывалился во время поиска, и предлагает позвать Вову (или другого  ребенка). «Пора! Иди к нам и отгадай, что спрятано в  мешочке», — говорят воспитатель  и дети:   (Взрослый еще напоминает детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае подсказывать и  не мешать,  Вове самому отгадывать загадку: кто не умеет молчать и выдаст наш секрет, того мы не выберем загадывать загадку»).

Вова подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы  предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет  в обеих  руках,  левой — держать  и  поворачивать, правой — ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указание действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами. Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол, скрываются   салфеткой,   а   воспитатель   вынимает   из   коробки три -четыре новых предмета, рассматривает  их вместе с детьми, игра начинается сначала. Правила игры.

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета  (что спря тано).
  1. Не мешать, отгадчику самостоятельно разгадывать загадку.

3.        Отгадчик должен добросовестно закрывать глаза и не подглядывать когда прячут игрушку.

4.        Всем  терпеливо  дожидаться своей  очереди.   Выбирают  от гадывать  игрушку  только  того,  кто не  нарушает  порядка  и  не
мешает детям играть дружно.

Советы  воспитателю.  В  игре принимает участие  вся  группа. Перед тем как усадить детей на стульчики, желательно организовать какие-либо коллективные движения: попрыгать, побегать, промаршировать,  остановиться   по  сигналу  и  занять  свои   места. Знакомство детей с игрой осуществляется наглядно-действенным способом. На отгадывание загадки вначале нужно вызывать самых смелых и  смышленых детей.  Их правильные ответы послужить положительным  примером для  остальных   и  подготовить более робких детей к выполнению активной роли.

Каждый раз из коробки вынимайте и предлагайте для загадок не более трех-четырех предметов. Выбор и прятанье одной игрушки из них можно поручить кому-нибудь из детей. Такое поручение лучше давать непоседливым воспитанникам, которым нужна двигательная разрядка.

При повторении игры используйте игрушки более сложной формы с дополнительными частями: ведерко, матрешка, сахарница, кастрюлька и др.



Предварительный просмотр:

                   

                Дидактическая игра «Подбери пару»

Цели: закрепить знания основных цветов, их названий; сформировать совместные действия со сверстниками.

Оборудование: бумажные варежки с рисунками разного цвета по количеству детей.

Педагог вместе с детьми находит чьи – то следы, которые ведут к мешку. В нём лежат варежки разного цвета для зайчат, но они все перепутались. Надо помочь найти пару, а то зайчата огорчатся.

               Дидактическая игра «Собери картинку»

Цели: закрепить знание цвета, формы, умение по образцу из частей собирать целое; активизировать словарь.

Оборудование: разрезные и целые картинки овощей (огурец, помидор, морковь и т.д.), фруктов (яблоко, апельсин, виноград и т.д.).

Дети собирают овощи и фрукты.

            Конспект – занятия «Разноцветные бантики»

Цель: Учить распознавать предметы по цветам (красный, жёлтый, зелёный, синий).

  Воспитатель показывает малышам кукол в разноцветных платьях и сажает их на стол.

  «Посмотрите, дети, - говорит воспитатель, - какие у нас интересные гости. Давайте их сделаем чуточку красивее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у неё платье? (Красного). В коробке для каждой куколки у нас лежат бантики, такого же цвета как платья. Какой бантик подойдёт красному платью (красный). Воспитатель прикалывает бантики к платью соответствующего цвета.

На следующем занятии можно предложить подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

       Конспект – занятие  «Разноцветные фонарики»

Цель: упражнять малышей в запоминании цвета (красного, жёлтого, синего, зелёного), учить соотносить название цвета с предметом.

  Воспитатель показывает детям шкатулку и говорит: «Кто знает, что лежит в моём волшебном сундучке? А в нём лежит фонарик. Какого цвета? (красного). Что ещё в сундучке? Ещё фонарик. Назовите, какого он цвета. (И так извлекает все фонарики). Давайте поиграем: спрячем их, и будем искать.

  Малыши ищут цветные фонарики, берут по одному и подходят к воспитателю. Она их расспрашивает: «Где был фонарик? Какого он цвета? Итак, мы нашли много – много разноцветных фонариков, все они разные: синие, зелёные, жёлтые, красные. Поднимите их вверх – и будто зажглись весёлые огоньки, стало наряднее, светлее. Теперь опустите фонарики – вот ваши огоньки и погасли».

            Конспект – занятия «Весёлые фигуры»

Цель: Формировать у детей действиям с кружочками, квадратиками, треугольниками; учить различиям между формой и размером фигурок; учить раскладывать фигурки по ячейкам.

Оборудование: фигурки, вырезанные из картона: 3 – 4 кружочка разного размера, квадратики, треугольники. Решетки – ячейки для этих фигур – с отверстиями, соответствующими размеру фигурок.

Воспитатель просит малышей собрать все кружочки, потом все квадратики, затем треугольники.

  После воспитатель говорит: А теперь собираем фигуры по размеру. Сначала все большие, потом маленькие кружочки. Вначале закрепить действия с кружочками, а затем с квадратиками, потом с треугольниками. И только потом переходить к комбинации всех фигур.

Заключительный этап – размещение фигур в решетках – тоже можно проводить этапами.

На следующем занятии дети размещают в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

         



Предварительный просмотр:

             

            Дидактическая игра: «Бабочки на полянке»

Цель: закрепить знания основных цветов: красный, синий, жёлтый, развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики.

Материал: дидактическое панно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В статье рассматриваются особенности использования дидактических игр как средства развития детей младшего дошкольного возраста, обозначены принципы отбора дидактических игр для младших дошкольников, п...