Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гордиевская Елена Викторовна
Методические рекомендации
по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино»

Методические рекомендации

по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Разработала: воспитатель

                                                       Гордиевская Е.В.

Мегион 2020г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………3
  2. Принципы сенсорного воспитания…………………………......5
  3. Методы и приёмы сенсорного воспитания………………….....7
  4. Требования к дидактическим играм….………...……………..10
  5. Используемая литература……………………………………...13

Сенсорное воспитание, направленное

на формирование полноценного

восприятия окружающей деятельности,

служит основой познания мира детей,

первой ступенью, которого

является чувственный опыт»    

                                                                                        Л.В. Венгер

                                                                

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растёт возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает всё это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребёнком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребёнок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменским, Ф. Фребелем, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Система сенсорного воспитания была разработана российскими учёными, педагогами и психологами А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. на основе современных дидактических принципов. Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что ведущим направлением - является сенсорное развитие. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на формирование у детей познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Форма, цвет, величина, положение в пространстве - это сенсорное развитие.

Для уточнения знаний детей в начале года  проводится диагностика по трём разделам: цвет, форма, величина; которая показывает, как дети выполняют элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Диагностика может выявить то, что дети      не учитывают свойства отображаемых предметов и используемого материала; могут  не понимать их значения и не фиксировать внимание на них. При обучении малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваться, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий; стремиться, чтобы дети дошкольного возраста проявляли не спонтанный интерес к категориям: количество, форма, величина, пространство, а могли бы лучше ориентироваться в предметах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом. Поэтому  педагоги дошкольных учреждений  могут использовать следующие  методические рекомендации для  развития у детей сенсорных эталонов  через дидактические игры.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская.  Игра для дошкольников — способ познания окружающего.  Играя,  он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. В игре ребёнок приучается преодолевать трудности; у него воспитывается сообразительность, находчивость, самостоятельность, инициатива. Для систематичности обучения детей был составлен авторский сборник: «Дидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».Условия: Игры используются не только в ООД, но и в совместной деятельности, индивидуальной работе, также  с родителями дома.

Работа с детьми организуется на основе следующих принципов:

1. Принцип системности – игры проводятся в НОД и в свободной деятельности, с постепенным усложнением заданий. Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть её и уметь найти ей применение, а не производить её анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. Знакомство начинают с основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее вводят новые фигуры, знакомят детей с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное – чтобы дети могли различать их.

2.Принцип идентификации, то есть установление тождества какого - либо качества воспринимаемого объекта эталону. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняют, одинаковые ли они (по какому – либо критерию). Работу в младшей группе, начинают с ознакомления с шестью цветами спектра и их названиями. Так, например, в дидактической игре «Спрячь мышку» дети определяют одного ли цвета дверцы и домик, прикладывая их друг к другу. В игре «Разноцветные комнаты» дети рассматривают игрушки, разделяя цвета, произнося: «У меня такого же цвета». Далее учат группировать предметы. В дидактической игре «В царстве весёлых человечков» дети прикладывают свои геометрические фигуры к таким же. Обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга, в случае ознакомления с формой проводятся через игру «Кто, где спит». При знакомстве с величиной в дидактической игре «Накормим мишек» дети прикладывают геометрические фигуры или накладывают их друг на друга с уравниванием по одной линии. И, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета осуществляют в игре «Цветные комнаты». Преобразуюсь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

3. Принцип перцептивных действий – действия соотнесения с эталоном. Он необходим, если какое – нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, не похоже и может быть отнесено к той же категории. В игре «Что лежит в мешочке» по одному вынимают из мешочка, какой – ни будь предмет и находят, на какую геометрическую фигуру похож. С целью формирования у детей простейших приёмов установления тождества и различия проводятся игры на распределение однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, основных  цветов. В ходе игры детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. Так же проводятся игры на 
выработку у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решётки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 4 цвета. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

4. Наиболее трудный для дошкольников принцип перцептивного моделирования. Он необходим для анализа неоднородных свойств предметов и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталонов. Вначале все описанные действия совершаются во внешнем плане, а в дальнейшем переходят во внутренний, совершаются в «уме». При знакомстве с геометрическими фигурами, например, кругом и квадратом, обводятся  фигуры пальчиком, рисуются в воздухе, дети показывают названную фигуру, затем выкладывают на магнитной доске. Таким же образом происходит обследование овала, треугольника, прямоугольника, позднее учим детей выделять форму предмета от других признаков: цвета, величины.

В своей работе педагоги могут использовать различные методы и приёмы:

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Умению наблюдать следует учить  детей, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщённых представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребёнком различные игры. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В дидактической игре «Геометрическое лото» учим детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущих тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования. Проведение таких игр  носит невербальный характер:  не требуется правильного употребления названия признака, главная задача – познакомить детей с эталоном цвета, формы, величины, так как дети учатся различать свойства предметов в процессе действия с ними.

Словесный метод. Основной способ познания для ребёнка этого возраста – рассказы, ответы на  вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале ООД мотивируют детей, предлагая помочь решить проблему. При организации дидактических игр объясняют правила, уточняя и корректируя действия воспитанников. В процессе дидактических игр используют вопросы к детям. В младших группах, рассматривая с детьми модели фигур,  придерживаются определённого плана. Задают вопросы: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего они сделаны?» Сопоставляя фигуры, предметы, игрушки  предоставляют ребятам максимум инициативы и самостоятельности. Сопоставление используют в играх: «Кто, где спит», «Подбери фигуру», «Разноцветные комнаты», «Лото».Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме. Учим детей описывать форму предметов. Например, в дидактической игре «Какой формы предметы в нашей группе?» дети должны быть очень внимательными и наблюдательными и отыскивать среди всех предметов, предметы заданной формы.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.  Перед игрой  показывают образец. Например, выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и используются для их обозначения, учить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета.

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности. Например, в дидактической игре «Цвет и форма» в первом варианте воспитатель спрашивает детей «У кого такая?», а в другом варианте воспитатель спрашивает: «У кого красный квадрат?».Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей с различными свойствами предметов послужили основой для разработки дидактических  игр, которые можно проводить с детьми.

Формы работы

Основной формой работы в детском саду являются  ООД. ООД в младшем дошкольном возрасте проводятся в виде игры,  которая требует  мотивации, что позволяет заинтересовать всех детей, воспитывать желание заниматься, помочь другим. С детьми, которые не усваивают материал, проводится индивидуальная работа.

Требования к  дидактическим играм.

Первые игры должны быть лёгкими для восприятия.
На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Не следует показывать сразу много игр, предлагать разные варианты одной игры. Обучение должно проходить в игровой форме.
Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.
Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию. Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Проведение игр и упражнений должно предусматривать учёт индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребёнком. При этом взрослый находится за спиной ребёнка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребёнку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребёнку может меняться: рядом с ребёнком, а затем напротив. Каждое действие ребёнка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка. Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.Наибольшее значение имеет не объём знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

Используемая литература:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
6. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. – 276 с.
7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.

Просвещение: ВЛАДОС, 1999. - С.181-190.
8. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой. - М., 1981.
9.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

10.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

11.Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.

12. Запорожца. А.В., Усовой А.П. - М: АПН РСФСР. -1963. Сенсорное воспитание дошкольников: методическое пособие

13. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М: просвещение, 1983 г.

14. Поддькова Н.Н., Аванесовой В.Н. / под ред. - М: Просвещение. - 1981. Сенсорное воспитание в детском саду: практическое пособие для воспитателей.

15. Саккулиной Н.П., Усовой А.П. / под ред. - М: Госиздат. – 1965. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: практическое А.П. пособие для воспитателей.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В статье рассматриваются особенности использования дидактических игр как средства развития детей младшего дошкольного возраста, обозначены принципы отбора дидактических игр для младших дошкольников, п...