Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
К3П5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории:
Сычева Людмила Александровна
2019г.
В Древней Греции говорили:
«До пяти лет ребенок – ваш царь
С пяти до десяти ваш слуга
С десяти до пятнадцати –ваш брат
А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».
Проблема самостоятельности и инициативы была и остается одной из самых актуальных. Важно формировать личность не пассивно созерцаюшую, а активно преобразующую.
Основными принципами ДОУ является поддержка инициативы детей в разных видах деятельности, при которой сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений.
Развитие инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью:
•создания условий свободного выбора детьми деятельности, участия в совместной деятельности;
•создания условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.
• не директивная помощь, подавляющая инициативу и самостоятельность, а партнерские отношения, когда педагоги проявляют (отношение) уважение к каждому ребенку в группе.
Дети должны научиться принятию всех детей в группе. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них любят и уважают, они ведут себя спокойно и комфортно и могут свободно проявлять инициативу.
Задача педагога – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Методы, помогающие в целях побуждения самостоятельности и инициативы:
1)Ярче всего инициативность проявляется в игре.
- Спонтанная игра, возникающая и развивающая по его собственной инициативе способствует динамичному развитию личности.
- Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных формах интеллектуальной и активной практической деятельности нравственных и эстетических переживаниях.
2)Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе их формируется умственная активность, любознательность, самостоятельность и инициатива.
Ребенок приучается быть активным в наблюдениях восполнении работы, продумывании содержания, подборе материала, использовании средств художественного выражения.
3)Самоорганизованная деятельность должна быть направлена на поиск, приобретение и реализацию своих интересов и способностей.
•образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт поисковой деятельности, выдвижении новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
•содержании развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы (все материалы и оборудование должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей).
Воспитатель может подключиться к деятельности в случае конфликтных ситуаций, требующих помощи ребенку желающему войти в группу сверстников.
4)Трудовая деятельность. Элементарная форма трудовой бытовой деятельности интересна и важна, потому что между взрослым и ребенком устанавливаются своеобразные взаимоотношения, распределение обязанностей,кординация действий. Воспитатель должен способствовать проявлению инициативы и самостоятельности в оценки своего труда, контроля друг за другом, взаимопомощи.
5)Метод проектов – умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигать другие, принимать чужие требования сверстников. При решении проблемных ситуаций ребенок активизирует внимание, в поиске ответов вовлекая туда окружающих детей.
6)Развитие инициативы и самостоятельности в процессе образовательной деятельности. В ежедневной разработке деятельности должны ставиться определенные цели на формирование самосознания ребенка, уверенности в своих силах, учить высказывать свое мнение. Педагог должен учитывать темперамент ребенка, его способности, стиль воспитания в семье, который существенно влияет на развитие.
Главные принципы по развитию инициативы и самостоятельности:
1.Требуя от детей самостоятельности, нужно руководствоваться принципом целесообразности. Так, например: Длительность занятия одним видом деятельности у детей 15-20 минут и если требовать от ребенка после каждого вида убирать все на место, то потеряется интерес к игре, и они будут озабочены только уборкою. Просьба убрать игрушки после игры будет более понятна ребенку.
2.Объем и содержание заданного обязательно должны быть сформулированы максимально конкретно: «Поможем убрать посуду со своего стола, чтобы Анне Петровне было легче убраться», а не «надо убрать за собой».
3.Стараться не отчитывать ребенка за неумение или нежелание выполнить определенное действие. Лучше заинтересовать его, рассказав, сколько интересного можно увидеть и сделать пока ждет помощь взрослого. Каждому возрасту (предусматривает)свойственна своя ведущая деятельность. Важно учитывать сферу интересов детей на данный возрастной момент и где он может попытаться проявить себя. Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающий компонент самостоятельности. Не нужно пресекать инициативу детей, а способствовать выполнению задания ребенком. Главный принцип самостоятельности – тренировка конкретных навыков. Самостоятельность воспитывается при выполнении обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. Неудача в выполнении поручения им вследствие какой – либо деятельности не должна становиться поводом отказа от задуманного. Роль воспитателя стимуляция действий доводящим дело до конца. Ценно, то, что ребенок сам догадывается объединить усилия с кем – то из окружающих воспитателем или (ребенком) соседом. Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь поддержать его посильную инициативу.
Подводя итог, хочется выделить основные правила развития самостоятельности и инициативы у дошкольников:
1.Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы;
2.Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3.Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4.Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;
5.Создавать предметно – развивающую среду для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
6.Стимулировать любознательность детей, побуждать их – задавать вопросы взрослым и поощрять стремление находить ответы самостоятельно.
7.Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться все сразу показывать и объяснять ,необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам додумывать и получать от этого удовольствие.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду
Покажи - и я запомню
Дай попробовать - и я пойму»
Она полностью отвечает теме нашего разговора о самостоятельности и инициативе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста...
Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19500226","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
Материал для выступления из опыта работы...