Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Беляева Ольга Алексеевна

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorch._myshl.-pedsovet.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 Московского района Санкт-Петербурга

                       " Развитие  творческого  мышления  

                      у детей старшего дошкольного возраста "

                         

                                                                воспитатель – Беляева Ольга Алексеевна      

       "У каждого из нас

         Внутри талант таится,

         И очень важно в детстве

         Дать ему раскрыться"

        Сегодня очень часто слышно о креативности какого-то человека. А что такое - креативность? Это - творческие способности человека, готовность к принятию и созданию новых идей. А нужны ли креативные люди? Способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить?

      "Он взрослых изводил вопросом "почему?"

        Его прозвали "маленький философ".

        Но только вырос он, как начали ему

        Преподносить ответы без вопросов.

        И с этих пор он больше никому

        Не задаёт вопросов "почему?"    (С.Я.Маршак)

     Это один из пороков традиционного обучения. Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению, познанию. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

     Как много талантливых детей. Среди подростков их значительно меньше. А талантливые взрослые - это исключение, чем правило. Что происходит с детьми на пути взросления? Что мешает им оставаться самими собой? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами? Неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки одаренности. Как воспитать ребенка, преодолев традиции и стереотипы? Этот вопрос постоянно занимает психологов и педагогов. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: родителей и педагогов. К сожалению, многие взрослые требуют от детей строгого выполнения какого-то задания, не давая ему подумать, сами предлагают ему решение (пример - звери готовятся к зиме). Очень важно научить детей высказывать свои мысли, предположения, анализировать, делать выводы. Это они смогут делать только на базе сведений, накопленных в его памяти. Лишь при наличии памяти можно говорить об опыте, а если есть опыт, то перед человеком открываются множество путей ....

      Самым эффективным средством развития креативности у детей старшего дошкольного возраста является игра, как ведущий вид деятельности ребенка. Если дети не умеют играть , то вина в этом взрослых, это они их не научили.

     Принципы использования игровых методов.

  - Игры могут стимулировать развития творческого мышления.

  - Задания в игре должны создавать условия, опережающие развития

  - Ребенок развивается успешнее, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи.

  - Игры могут быть разнообразными по своему содержанию. Но они не терпят принужденности.

  - В игре не надо лишать ребенка самому принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

    Все игры развивают интеллектуальные качества - внимание, память, умение анализировать, систематизировать, находить ошибки и т.д. Совокупность этих качеств и составляет то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

     Все игры подчинены основному принципу - от простого к сложному. Соединив этот принцип с принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям - решаются проблемы, связанные с развитием творческого мышления и творческих способностей.

     В младшем возрасте рекомендованы развивающие игры по системе Никитиных (кубики), рамки и вкладыши М.Монтессори, такие игры , как "Сложи узор", "Сложи квадрат". В игре "Сложи круг" происходит первое знакомство с дробями.

    Очень эффективны такие методы, как

   - дорисуй,

   - на что похоже?,

   - что получится, если встретятся: солнце и домик, молоко и камень (луна и...), музыка и картина (и книга) и т.д.

   - салат из сказок, волшебный (сказочный) бутерброд

   - рисуем вдвоем

   - давай придумаем историю (взрослый начинает, ребенок продолжает, потом опять взрослый и т.д.)

   - нарисуй настроение

   - старая сказка на новый лад

   - использование проблемных ситуаций

   - использование работы по моделям (методика Венгера)

      Можно в своей работе использовать технологии ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения), т.е. специально организованные игры.

      Например, игра "Хорошо-плохо"- положительные и отрицательные стороны какого-то объекта (мороженое, дерево, дождь...)

     Игры "Наоборот","Теремок", "Маша - растеряша", "Что умеет делать?", "Что может?"

    В подвижных играх - можно не просто бегать, а воображать, что убегают от лисы, прыгают с кочки на кочку на болоте, т.е. ребенок входит в образ и совершает действия.

     Большое значение для развития творческого мышления имеет детское экспериментирование. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством опыта и, анализируя, делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином законе или явлении. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

     Одним из показателей уровня развития творческого мышления ребенка можно считать богатство его речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Чем интенсивнее развивается творческое мышление, тем быстрее и активнее расширяется словарный запас и стремительное увеличение коммуникативного словаря.

     Для развития творческого мышления разработано немало методик :

   -  ТРИЗ и РТВ - Г.С.Альтшуллер

   - блоки Дьенеша

   - палочки Кюизенера

   - система Никитиных  

   - методики М.Мантессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, В.Воскобовича, Е.Чаплыгина,   Масару Ибука, Железновых.

   Используя различные игровые методы и приемы,

    - у детей развивается способность грамотно действовать во всех сферах жизни (взаимодействовать со сверстниками и взрослыми);

    - дети могут нестандартно мыслить, находя решения в сложных ситуациях;

    - развивается чувство уверенности;

    - формируются навыки творческой деятельности.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Воображение старшего дошкольника приближается к творческому воображению взрослого. Воображение дошкольника развивается в игре, рисовании, сочинительстве. Без развития воображения невозможна умственная...

Статья "Разбудить в ребенке волшебника" или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста

У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило...

Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у детей творческого мышления одна из важнейших задач образования. Стремление реализовать себя, ...