Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Водные чудеса".
методическая разработка (младшая группа)

Атоян Алвард Мамиконовна

проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста на тему :

                                                                     «Водные чудеса».

Вода – красота всей природы.

Вода жива, она бежит или волнуется

ветром, она движется и дает жизнь и

движение всему ее окружающему.

(Иван Аксаков )

Воде принадлежит огромная роль в природе. В самом деле, ведь именно море оказалось первой ареной жизни на земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Она и в нас самих: мы на две трети «сделаны» из воды.

Вода вылепила лицо нашей планеты. Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без неё.

Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности.

Дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: как только ребёнок начинает ползать, он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовырожаться.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Цель проекта: познакомить детей с понятием вода и её физическими свойствами(прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая), действии с водой и предметами, вода принимает разную форму. Формирование у детей знания о значении воды в жизни человека, формировать умение детей бережно относится к воде.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель.

Задачи проекта:

-Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

-Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

-Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойстве воды.

-Уточнить значение воды для всего живого.

-Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

-Формировать представления детей о значении воды в жизни человека.

-Воспитание бережного отношения к воде.

Сроки реализации проекта -3 месяца

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.Беседы о воде. 2.Подбор художественной литературы по теме: А.Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И.Чуковский « Мойдодыр », В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Буль, буль, буль, журчит водица..», «Кран, откройся, нос, умойся..», « Аккуратные зайчата..».Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Заклички: «Дождик – дождик поливай…», «Дождик дождик…».3. Подбор экспериментов с водой.3. Подбор подвижных игр. 4. Выставка творческих работ.


Основной этап:
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме. Дети включались в различные виды творческой деятельности. Я осуществляла педагогическое сопровождение малышей в деятельности по освоению окружающего мира. Подобрала игры, создала копилку стихов, потешек, закличек о воде. Одновременно оформили экоград с фотографиями детей, создала лэпбук с иллюстрациями, рисунками, потешками, загадками и стихами.
Продуктивная деятельность:
Продуктом нашего проекта являются рисунки детей, подтверждающие задачу по воспитанию культурно-гигиенических навыков: желание быть чистыми, красивыми, аккуратными, уважение к собственному телу. Дети совместно с родителями создавали альбом для рассматривания в группе.
Презентация проекта:
В группе были предложены для рассматривания картинки. Чтение художественной литературы о воде. Были проведены игры: «Здравствуй водичка», «Искупаем куклу», «Постираем платочки»,«Найди предмет» и т. д.
Положительные результаты проекта:
Я считаю, что работа над проектом развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности дошкольника. Проектный метод относится к развивающим т. к. дети получают знания и навыки в процессе выполнения системы заранее спланированных заданий для достижения поставленной цели.
Контрольный этап:

Анализ определённой работы, диагностика уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей, по организации естественно -научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

В результате реализации проекта дети будут знать:

1. Где находится вода;

2. Для чего нужна вода;

3. Роль воды в жизни человека;

4. Роль воды в жизни животных;

5. Роль воды в жизни растений;

6. Свойства воды, разнообразие состояний воды в окружающей природе;

7. Круговорот воды в природе;

8. Правила поведения у воды и на воде;

9. Правила бережного отношения к воде.

Основные направления в работе:

1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3. Работа с сотрудниками;

4. Работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды.

Механизм реализации проекта:

Работа с детьми планируется и проводится в течение дня, через все виды деятельности. Специальные занятия по познавательному развитию, экспериментальная деятельность дошкольников, интегрированные занятия, организация сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, трудовая деятельность, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Организуются прогулки, чтение художественных произведений, беседы.

С родителями:

Проведены консультации для родителей. Оформлена папка передвижка. Выставка рисунков: «Дождик», «Рыбки в аквариуме», выставка поделок из пластилина «Рыбки». Памятка: «Как правильно мыть руки». Сделана стенгазета (экоград) «Вода волшебница».

С сотрудниками:

Семинары-практикумы, консультации, педсоветы, открытые просмотры, разработка методических материалов в рамках темы.

Перспективный план мероприятия.

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Вода- волшебница» для детей младшего дошкольного возраста.

Вид

деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родите-лями

Игровая

Физическая культура

Художестве-нное творчество

Музыка

Познание

Социализация

Здоровье

Игровое упражнение: «Дорисуй капельки», «Игры со снегом», «След в след»,« Перепрыгни сугроб».

Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».

Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Ситуация обыгрывания «Испечем для мишки куличики», « Сделаем для мышки норки»

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Игры- поручения «Польем цветы», «Напоим куклу водой из колодца и др.

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»и т.д.Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…»

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек»

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммутация

Безопасность

Наблюдение за дождём, сосульками, «Превращение сосульки».Наблюдение за снежинками: «Форма снежинок», «Таяние снега»

Опыты с водой: «Свойства воды(пар,лёд,вода),«Окрашивание воды(разноцветные льдинки)».

Трудовая

Труд

Постройки из снега. Украшение деревьев разноцветными льдинками. Поручить детям полить и побрызгать цветы.

Выставка рисунков «Рыбки в аквариуме», «Дождик»

Памятка «как правильно научить ребёнка мыть руки».Сделана стенгазета(экоград) «Вода волшебница».

Коммуникация

Коммуникация

Здоровье

Беседа «Для чего нужна вода?»,»Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь для чего нужна вода?»

Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе».

Проведены консультации для родителей.

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художественной литературы

Чтение литературы: А.Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка», «Ай лады, лады, лады!», «Буль, буль, буль, журчит водица..», «Кран, откройся, нос, умойся..», «Аккуратные зайчата..».Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Заклички: «Дождик – дождик поливай…», «Дождик дождик…».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Дождик», «Рыбки в аквариуме», «Снег идёт»

Выставка продуктивной деятельности детей

Музыкальная

Музыка

Использование музыки, прослушивание шума дождя, водопада, журчание воды.


Приложение 1.

Потешки


Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок!

*************

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся!

**************

Буль, буль, буль, журчит водица,

Все ребята любят мыться.

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить!

**************

Кран, откройся, нос, умойся,

Каждый пальчик мыться стройся.

Мыло скользкое возьми

И свои ладоши три!

***************

Аккуратные зайчата

лапки мыли, ушки мыли,

хвостик мыли, всё помыли!

И теперь все чистые

Зайчики пушистые!


Загадки про воду для детей

Сама не пьет, а нас заставляет.

(Вода).

 

Очень добродушная  – мягкая, послушная.

Но, когда захочет, то камень источит.

(Вода).


 Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть.

(Вода).


 Все говорят – она течет.

Все говорят – она играет.

Она всегда бежит вперед,

Но никуда не убегает.

(Вода).


 

В морях и реках обитает,

Но часто в облаках витает.

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода).

Без ног, а бежит.

Без рук, а рукава имеет.

(Река).


И – не  суша, не вода.

По нему не поплывешь и ногами не пойдешь.

(Болото).

 

Спрятано подо мхом,

Ни пройти пешком,

Ни проехать верхом.

(Болото).

 

Глядятся в него молодые осинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним надевая сережки.

И месяц, и звезды – все в нем отражается.

Как зеркало это, скажи, называется?

(Пруд).

 

Все обходят это место,

Здесь земля, как будто тесто.

Осока повсюду, мхи.

Нет опоры для ноги.

(Болото).

 

Ни пройти пешком,

Ни проехать верхом,

То, что спрятано подо мхом.hello_html_m6c522067.jpg

(Болото).

 

 

 

Утром бусы засверкали.

Всю траву собой заткали.

Мы пошли искать их днем.

Ищем, ищем – не найдем.

(Роса).

 

 

Вечером –  рождается,

Ночью – наслаждается.

Утром – умирает.

Днем ее не бывает

(Роса).

 

Утром выпадет всегда

Ни дождинка, ни звезда.

И сверкает на лугах,

На деревьях и кустах.

(Роса).


Стоит корыто водой налито.

(Пруд).

 

Вьется, вьется вдалеке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море.

(Река).

 

Летом бегает, гуляет,

А зимою – отдыхает.

(Река).

 

Зимой – скрывается,

Весной – просыпается.

Летом – веселится.

Осенью – спать ложится.

(Река).

 

В нее льется, из нее льется,

Сама ж  по земле плетется.

(Река).

 

Под травою на песок

Уронили поясок.

Он лежит, да не поднять.

Он бежит, да не догнать.

(Ручей).

 


К реченьке сестрице

Бежит, журчит водица.

(Ручей).

 

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручей).

 

И без рук, и без ног

Из земли пробиться смог.

Всех нас летом, в жаркий зной

Поит ледяной водой.

(Родник).

 

Там, где травы вьются, на лесной тропе,

Голубое блюдце спрятано в траве.

Кто проходит мимо, подойдет, нагнется.

Для своей дороги силы наберется.

(Родник).

 

Он бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в густых кустах зеленых

Прячет хвостик голубой.

(Родник).

 

Бел, как мел.

С неба прилетел.

Целую зиму лежал,

А  весною в землю убежал.

(Снег).

 

В этих водяных пустынях

Волны, как барханы.

А среди бездонной сини –

Штормы, ураганы.

(Моря и океаны).

 

Широкое, глубокое

Волной о берег бьется.

Воды всегда  в нем  много,

Но она не пьется.

(Море, океан).

 


Белая вата плывет по воде куда-то.

(Пена).

 

Во дворе – переполох.

С неба сыплется горох.

Съела пять горошин Зина,

У нее теперь ангина.

(Град).

 

Он все время занят делом,

Он не может не идти.

А идет, то красит белым

Все, что встретит на пути.

(Снег).

 

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

А коснешься – тихо тает

На ладони и во рту.

(Снег).

 

Скатерть белая

Всю землю одела.

(Снег).

 

Что за звездочки такие

На пальто и на руке?

Все смешные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(Снежинки).

 

Жил среди двора,

Где играла детвора.

Но  от солнечных лучей

Превратился вдруг в ручей.

(Снеговик).

 

Зеркало лежит среди поля.

Рама зеленая, стекло – голубое.

(Озеро).

 

Кругом – вода,

А с питьем – беда.

(Море).

 

Белые барашки

По голубому лужку гуляют.

(Волны, море).


День  сначала был хорошим.

Вдруг посыпался горошек.

Положил в карман штук тридцать,

А в руках – одна водица.

(Град).


И в огне не горит,

И в воде не тонет.

(Лед).

 

Он прозрачен, как алмаз.

Дорог не бывает.

Матерью своей рожден,

И сам ее рождает.

(Лед).

 

Прозрачный, как стекло.

Но не вставишь его в окно.

(Лед).

 

Рыбам жить под ним тепло.

Крыша – толстое стекло.

(Лед).

 

Это зимнее стекло

Весной водою утекло. (Лед).

 

Я от солнца плачу.

Я не могу иначе!

(Сосулька).

 

Забралась на карниз,

Носа свесила вниз.

Ночью слезы прячет,

Днем от солнца плачет.

(Сосулька).


Висит под карнизом

Кулек ледяной.

(Сосулька).

 

Меня нет – меня все ждут.

А приду, то все бегут.

(Дождь).

 

В небе родился,

На земле пригодился,

В земле схоронился.

(Дождь).

Целый день идет, идет.

Хлипкая погода.

Может, это вертолет

Льет на землю воду?

Нет! Вода из облаков.

Подскажи,  кто он таков?

(Дождь).

 

Мелко, крупно зачастило

И всю землю напоило.

(Дождь).

 

Он длиннющий и большущий

Лег от тучи до земли.

Пусть идет сильнее, пуще,

Чтоб грибы скорей росли.

(Дождь).

 

Растет не летом, а зимою.

Растет она вниз головою.

А солнышко вдруг припечет,

Она водою утечет.

(Сосулька).

 

Над тобой и надо мной

Она растет вниз головой.

(Сосулька).

 

Сели детки на карниз

И растут головкой вниз.

(Сосульки).

 

Под крышей белый гвоздь висит.

Солнце припечет – и гвоздь упадет.

(Сосулька).

 

Бежала – шумела.

Уснула – заблестела.

(Река).

 

Белый, а не сахар.

Без ног, а идет.

(Снег).

 

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось –

С неба на поля свалилось.

(Снег).

 

Серые гуси пролетали

Белого пуха нароняли.

(Тучи, снег).

 

Воды – по колено, а не напьешься.

(Снег).

 

 

Легкий, как перо.

Белый, как сахар.

Мягкий, как пух.

(Снег).


Белый, а не заяц.

Летит, а не птица.

Приходит тихо.

Ложится мягко.

(Снег).

 

Ковер пушистый не руками ткан и не шелками шит.

На солнце и при месяце, как серебро блестит.

(Снег).

 

Девушка Беляна

Выбелила все поляны.

(Снег).

 

Белое одеяло землю покрывало.

Солнце припекло – одеяло потекло.

(Снег).

 

Зимой –  звезда!

Весной – вода.

(Снег).

 

Летит – молчит.

Лежит – молчит.

А, как помрет,

То заревет.

(Снег).

 

На улице – горой!

А в комнате – водой.

(Снег).

 

Дед седой возле ворот

Всем глаза заволок.

(Туман).

 

Над рекою и долиной

Висит белая холстина.

(Снег).

 

Клубится, но не дым.

Ложится, но не снег.

(Туман).

Стихи о воде

О. Вит

Дождик, капай веселей, 
не жалей водички.
Чтобы травка подросла, 
чтоб запели птички.
***
Т. Маршалова
Медвежонок косолапый
Моет носик утром лапой,
Он сегодня Новый Год
Первый раз встречать идёт.
***
С. Лосева
Замело машины снегом.
Замело дорожки, -
Их украшу свежим следом.
- Веселее, ножки!
***

С. Лосева
Наш волчонок маленький
По снежочку  валенках
Ходит зимним днём.
А промочит лапочки,
То к волчице – бабушке
Убежит тайком.
***
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.

***
Поросенок удивился:
-Ох, как долго я не мылся!
Быть грязнулей неохота...
И отправился в болото.
***
Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.


Опыты с водой

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к новому игровому персонажу.

Оборудование: Игрушка домовёнок Кузя, тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Воспитатель предлагает детям познакомиться с новым игровым персонажем. «Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл домовёнок Кузя. Он очень весёлый, добрый и любит играть, только не с игрушками, а с разнообразными предметами Сегодня Кузя приготовил для нас новую игру. Хотите с ним поиграть?» (Да)

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки ). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Как вода меняет цвет?»

Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход: Домовёнок Кузя приносит детям баночки с краской. «Ребята, для чего нам

нужны краски? ( чтобы рисовать ). А хотите поиграть с красками ?»

Вопросы: « Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить воду).»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» ( вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?( камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Опыт №3

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход: Домовёнок Кузя приходит в гости к ребятам с шапкой-колпаком на голове и с половником и просит рассказать, на кого он похож. Предлагает детям превратиться в маленьких поварят и приготовить что-нибудь вкусное.

Сначала взрослый предлагает попробовать , что налито в стаканчике у Кузи.

Вопросы: «Чем угостил вас Кузя? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыт №4

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход: Домовёнок Кузя приносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Кузя приготовил для нас тазик с водой. Как вы думаете, где домовёнок взял воду? (налил из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные Кузей ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет?(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №5

Тема: «Как вода отражает предметы?»

Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Активизировать словарь детей, развивать умение устанавливать логическую связь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к игровому персонажу.

Оборудование: зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Ход: Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домовёнка изменения во внешнем виде: «Ребята, какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (зеркало)

Кузя: «А у меня нет зеркала и как же быть теперь опрятным?»

Взрослый предлагает рассмотреть тазик с водой. « Что мы налили в тазик? (воду).

Какая вода? (прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( своё отражение)»

Воспитатель берёт куклу и наклоняет её над тазиком. «Посмотрите, кто сейчас отражается в воде? (кукла). Почему мы видим в воде отражения предметов? (потому что вода прозрачная)».

Игра «Покажи своё настроение»- дети показывают разнообразные эмоциональные состояния и находят их через отражение в воде.

Вывод: Вода как зеркало отражает в себе предметы.

Опыт №6

Тема: «Чем собрать воду?»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание. Воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу.

Оборудование: Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, ванночка, тазик с водой.

Ход: Домовёнок Кузя обращается к детям с просьбой: «Ребята, у меня дома закончилась вода. А без воды очень плохо жить. Как вы думаете, почему? Зачем нам нужна вода( чтобы её пить, стирать вещи, мыться и т.п.) Помогите мне налить воды в мою ванночку.

Воспитатель: «Мы тебе обязательно поможем, только наливать воду мы будем не из крана. Мы с ребятами будем собирать её тебе в ванночку с помощью различных предметов».

Дети рассматривают предметы, лежащие на столе: «Какие предметы вам знакомы? Для чего они нужны?» Воспитатель показывает как собрать воду и перелить её из тазика в ванночку с помощью губки, ложки, резиновой груши,пипетки, формочки.

Дети выполняют действия. Вопросы: «Почему губка впитывает воду?

Почему вода не вытекает из ложки? Чем быстрее собрать воду?»

Вывод: Вода собирается разными предметами.

Опыт №7

Тема: «Во что превращаются снег и лёд?»

Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.

Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

1 часть, утром. Ход: Домовёнок Кузя делится с детьми своими впечатлениями: «Ребята! Что я сейчас видел на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)

Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём Кузе.

Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь?(холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал таять). Почему стал таять снег?( от теплого воздуха, его принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды)

Кузя просит детей помочь отгадать загадку:

Он прозрачный, твёрдый, гладкий,

На морозе проживёт.

Но как только потеплеет,

Он растает, поплывёт (лёд).

Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его руками. Вопросы: «Каким цветом лёд?( прозрачный). На что он похож?( на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? ( твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла)

Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.

2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду. Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор?( снег был грязный).

Вывод: Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.

Опыт №8

Тема: «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Ход: Домовёнок Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»

Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки?(ответы детей).

Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой?( она поднимается ). Почему вода поднимается? (потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки»-дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов.

Опыт №9

Тема: «Что растворяется в воде?»

Цель: Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать положительное отношение к опытнической деятельности.Оборудование: Ёмкости с кипяченой водой, соль, сахар, песок, палочки для размешивания, стаканчики, иллюстрация воды, смайлики-капельки.

Ход: Домовёнок Кузя предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о воде ( прозрачная- в ней видны предметы, отражает предметы, может менять цвет, не имеет формы, льётся и переливается, безвкусная и может принимать вкус растворённых в ней предметов, может превращаться в лёд ). За каждое названное свойство к картинке с водой прикрепляется смайлик- капелька. «Вот какая волшебная вода! Сколько всего она может делать! И ещё у воды есть один секрет. Хотите его узнать?»

Дети с воспитателем рассматривают ёмкости с сахаром, солью и песком. Вопросы: «Что лежит в баночке? Для чего нужен сахар? Соль? Каким цветом сахар, соль, песок? Что произойдёт, если добавить сахар (соль, песок) в воду?»

Воспитатель добавляет в воду сахар, размешивает палочкой. Предлагает найти сахар в воде: «Где сахар? Почему его не видно?» (сахар растворился в воде). Какая стала на вкус вода? (сладкая). Почему? (в ней растворился сахар).

Аналогично проводятся действия с солью.

Воспитатель: «А теперь давайте узнаем, что произойдёт с песком, если мы его опустим в воду? (ответы детей). Пропал ли песок? Почему? Каким он стал? ( песок не растворяется в воде, в ней он становится влажным).

Вывод: Соль и сахар растворяются в воде, а песок не растворяется.



hello_html_9ef87d8.jpg

«Цветочек»

Необходимый инвентарь: детская лейка, комнатное растение.

Рассмотреть комнатное растение, дать понятие детям о том, чтобы цветы хорошо росли, им необходима вода. За ними нужно бережно ухаживать. Процесс поливки сопровождать художественным словом о дожде.

Лейку, леечку возьмём

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Рассмотреть капельки воды, оставшихся на листьях, обратить внимание на струйки воды из лейки похожих на дождик.

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Разноцветная водичка»

Необходимый инвентарь: 4 прозрачных контейнера, для воды,

краски 4 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), кисти по количеству детей.

С помощью набранной краски на кисточку определённого цвета опускаем её в ёмкость с прозрачной водой и перемешиваем. И так выполняем действия со всеми цветами красок. Какого цвета вода получилась в каждом контейнере? Ответ детей.

Игра способствует развитию координации движений пальцев рук, знакомит со свойствами воды.

«Чудо-губка»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Лодочка»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

hello_html_55890bac.jpg

«Переливалка»

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений,

расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»hello_html_m6956e73a.jpg

Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два

небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко

с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

В такой игре – тренируется мелкая моторика пальцев рук.

«Искупаем замарашку»

Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, параллоновая губка.

Попросите малыша помочь воспитателю вымыть испачканную куклу. Назвать части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку

можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию мелкой моторики и развитию речи.

hello_html_4089de50.jpg

«Капелька дождя»

Необходимый инвентарь: лейка, пластмассовые игрушки.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки. Поливайте кукол из лейки, сопровождая действия художественным словом о дожде.

Капля раз, капля два,hello_html_m6f8a9923.jpg

Капли медленно сперва-

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять-

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

После «дождя» воспитатель насухо вытирает все игрушки.

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, бусинка, бумажка и т.д.

«Зайка умывается»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.hello_html_m61383846.gif

Зайка ходит в гости к людям.

Мы с ним вместе мыться будем

Зайка вымыл рот и уши,

Он хороший, он послушный.

Он помоет так же лапки,

Оботрёт их чистой тряпкой.

Одевается. Скок, скок –

В гости мчится со всех ног.

«Поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

Воспитатель разливает воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Волшебная пена»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.

Когда эксперимент закончен, воспитатель выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Тонет, не тонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, пластмассовые шарики, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Попрыгунчик»

Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

«Грязная, чистая»

Необходимый инвентарь: 2 прозрачных пластмассовых стаканчика для воды, салфетки, тушь (чёрного цвета).

Пипеткой накапайте в один стаканчик тушь, в другой стаканчик не кладите ничего, затем заливаете водой, перемешиваете воду. Пусть ребёнок сравнит цвет воды в обоих стаканах.

Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане где добавлена тушь. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения воды в стакане с тушью? И что произошло с салфеткой?hello_html_5f6d53b3.jpg

«Посадка лука»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

Ребёнок с помощью воспитателя или разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.

В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

hello_html_46ffa2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта)....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Проектная деятельность в ДОУ» Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного во...

Статья "Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окруж...