Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"
проект по окружающему миру на тему

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему:

                                                         Выполнили:

                                                       Воспитатели II мл. группы

                                                          Якушина Нина Анатольевна

                                                              Савушкина Евгения Сергеевна.

                                          Дети II мл. группы.

                          Родители.

Москва

2016


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

3

I.  Этап предварительной подготовки

6

II. Основной этап

7

Заключение

10

Источники информации

11

Приложение

12


Введение

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима…

А. Яшин

        Постановка проблемы:

Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.

В процессе общения с детьми нами был выявлен недостаток знаний детей о зимующих птицах, отсутствие навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель:

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми II младшей группы была поставлена цель проекта – формирование элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи проекта:

Обучающие:

  • Закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
  • Пополнить имеющие знания новыми сведениями;
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
  • Укреплять детско-родительские отношения.

Описание проекта

        Актуальность

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. Задача взрослых – воспитать интерес у детей к друзьям нашим меньшим – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознание того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Тип проекта: познавательно–исследовательский, информационно-ориентированный.

Вид проекта: семейный, групповой, краткосрочный.

Сроки реализации: с 21.11.2016 г. по 28.12.2016 г.

        

Основные методы реализации проекта:

- определение темы, постановка цели и задачи;

- определение методов и приемов работы;

- диагностирование экологического воспитания;

- подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

- составление перспективного плана.

        

Основные формы реализации проекта:

- игровая:

- познавательная;

- продуктивная;

- работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, кормушки.

Участники проекта: дети II младшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- усвоение новых знаний о зимующих птицах;

Определение среды обитания;

- установление причинно-следственных связей между образом жизни средой обитания зимующих птиц;

Заинтересованность детей и родителей в заботе о птицах, желании помогать им в зимний период (подкорм птиц);

- развитие любознательности, творческой способности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Гипотеза:

        Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизн6и и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и учит беречь окружающий мир.

Этапы проведения проекта

Этапы работы

Сроки

1.

Целеполагание – постановка цели, задач, гипотезы

26.10.2016 – 28.10.2016

2.

Этап предварительной подготовки

01.11.2016 – 18.11.2016

3.

Основной этап (проводится в трех направлениях).

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность детей и родителей.

21.11.2016 – 12.12.2016

4.

Подведение итогов и оформление презентации.

13.12.2016 – 16.12.2016


  1. Этап предварительной подготовки

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Сбор информации по данной теме.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.


  1. Основной этап

Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период. Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность детей и родителей.

 

Работа с детьми по решению задач проекта:

        

  1. Работа воспитателей с детьми

Беседы

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Цель: выявить уровень знаний детей о зимующих птицах.

«Меню птиц».

Цель: Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.

«Зимние гости».

Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.

«Зачем помогать птицам зимой»

Цель: Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.

Рассматривание сюжетных картин и фотографии.

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.

     Составление рассказов по иллюстрациям

Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.

Разучивание стихов

Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память.

Активизировать и обогащать словарных запас детей.

Разучивание пальчиковых игр

Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.

Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)

Цель: формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.

В. Звягиной «Воробей», С.А. Есенин «Поет зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю. Никонова «Воробьишко», «Где обедал воробей» / из цикла «Детки в клетке», «Умная птичка».

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.

Прослушивание аудизаписи «Голоса зимнего леса»

Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.

Дидактические игры

«Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправлено обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

Сюжетно-ролевые игры

«Пригласи синичку в гости», «Больница птиц»

Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

Подвижные игры

«Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Кот и птички».

Цель: развивать внимание, ловкость и быстроту.

                             

                                      Проведение НОД по теме

 «Зимующие птицы в нашем городе».                                                                                                                                

  1. НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Стайка снегирей на ветках рябины».

  1. НОД по рисованию на тему: «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

3.НОД по лепке на тему: «Столовая для птиц». (Коллективная работа.)

     4. НОД по сюжетной аппликации на тему «У кормушки». (Коллективная работа.)

  1. Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

Рассматривание сюжетных картин и фотографий

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты

Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.

Прогулки.

Наблюдение за птицами.

Птичьи следы.

Беседы о зимующих птицах.

Подвижные игры: «Воронята», «Птички», «Воробышки и кот».

Экскурсия по территории детского сада

Открытие «Птичьей столовой»

Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Подкормка

Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.

  1. Совместная деятельность родителей и детей

Конкурс «Птичьи кормушки»

Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

Сбор корма для птиц

Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.


Заключение

По результатам проектной деятельности мы подтвердили нашу гипотезу. У детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю; дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решение в сложных ситуациях; родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Перспектива

Необходимо и дальше продолжать работу в этом направлении через создание и реализацию новых проектов.


Источники информации

  1. А. Яшин «Покормите птиц зимой».
  2. З. Александрова «Новая столовая».
  3. М. Горький «Воробьишко».
  4. М. Зощенко «Умная птичка».
  5. Н. Рубцов «Воробей».
  6. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?». – М., 2003.
  7. Т. Евдошенко «Берегите птиц».
  8. www.maaam.ru.
  9. www.nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ»Цель: актуализация и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.Зад...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта)....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего  дошкольного возраста «Зимующие птицы»Цель: Закрепить знания детей по теме зимующие птицы.Программное содержан...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимующие птицы"

В конспекте предоставлен материал для закрепления знаний детей по теме "Зимующие птицы"...