"Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка - дошкольника" консультация для воспитателей.
консультация

Рудакова Елена Юрьевна

Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка. Одна из важнейших задач воспитателей и родителей -развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ   детский   сад     общеразвивающего   вида   № 118

Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребёнка - дошкольника

Консультация для воспитателей

                                       Подготовила: воспитатель Рудакова Е.Ю.

                                                                                                     

г. Воронеж

2019

Если в два одинаковых прозрачных стакана налить одинаковое количество слегка подкрашенной воды (для подкрашивания можно использовать несколько кристалликов марганцовки), а затем, показывая на стаканы, спросить у ребёнка, в каком из них воды больше, а в каком - меньше? Практически все дети уверенно ответят, что воды в стаканах одинаковое количество. Затем, можно взять третий стакан, более узкий, и в присутствии ребёнка перелить в него воду из первого стакана. Теперь снова спросить, в каком стакане, во втором или третьем, воды больше.

Пусть вас не удивляет, если ребёнок без колебаний заявит, что в третьем стакане воды больше. Все попытки переубедить ребёнка ни к чему не приведут. В лучшем случае он сделает вид, что с вами согласился. Однако внимательное наблюдение покажет, что внутреннее его мнение осталось прежним. Почему это происходит? Разве ребёнку непонятно, что при переливании осталась та же самая вода и больше её не добавляли?

Эта задача - только одна из бесчисленной серии задач, которые предлагались детям в экспериментах известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. В признание его заслуг эти задачи в научной литературе стали называться «задачами Пиаже», а выступающие в них явления - «феноменами Пиаже».

Данный опыт можно повторить на самом разном материале и самыми разными способами, но, если одна из величин меняет свою форму так, что окажется в каком-то отношении явно больше или меньше другой, ребёнок утверждает, что и величины стали больше или меньше.

Пиаже этот результат объясняет тем, что у ребёнка ещё отсутствует понимание «принципа сохранения количества». Ребёнок думает, что количество вещества изменилось, если явно изменилось одно из его измерений. Если его спросить: «Почему?», то он, в случае с водой, отвечает: «Потому, что её перелили».

Данные эксперименты требуют проведения целой серии занятий, которые ориентируют ребёнка на количественную сторону объектов, создавая тем самым предпосылки для формирования у него потребности в счёте.

Таким образом, математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребёнка. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Особую остроту этой проблемы подчёркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребёнку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребёнок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребёнка. Этот тип обучения Л.С. Выготский называл спонтанно-реактивным.

И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная её ценность будет более значимой.

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребёнку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.

В сюжетно-дидактической игре при непосредственном участии взрослого создаются весьма благоприятные, соответствующие возрасту детей условия для счёта разных объектов в различных ситуациях.

Таким образом, в процессе практического счёта, который присутствует в играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осознают значение математических действий для жизни человека, их последовательность и взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным материалом по математике и по ознакомлению с окружающим, в частности с содержанием труда людей разных профессий.

Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.

На первом этапе дети практически, наглядно действуют с предметами счёта. Пересчитывание, отсчитывание, сравнение этих объектов происходит развёрнуто не только зрительно, но и осязательно: ребёнок переставляет предметы, дотрагивается до них и т.п. Затем, когда в игре создаётся необходимость сообщить партнёру, сколько и чего ему нужно, реальные предметы заменяют их условными изображениями (кружки, палочки, позднее цифры), которые выполняют роль опоры для мышления и помогают ребёнку обозначить требуемое число предметов. На этом этапе большинство детей нуждается в помощи и контроле со стороны воспитателя, выполняющего ведущую роль.

Используемая литература:

1. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5-летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. - М.:  ВЛАДОС, 1999.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по психотерапии. – СПб: Речь, 2006.

3. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, в работе над развитием всех компонентов речи, в процессе проектно-исследовательской деятельности по теме:"Обыкновенная соль".

Качественное развитие всех компонентов детской речи возможно только при тесном контакте и взаимодействии всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении. Речевое общение должно пронизывать жизнь...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...

Методическая работа педагога по направлению "Исследование и эксперементирование как структурные компоненты проблемно игровой технологии математического развития в дошкольном возрасте"

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Итоговое занятие по математическому развитию с сезонным компонентом в средней группе «Весенняя математика»

Занятие по математике в средней группе детского сада, целью которого является создание  условий для закрепления знаний детей о числах, цифрах, о свойствах геометрических фигурах в конце учебного ...