«Хвалите ребенка правильно»
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша – это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_pohvaly.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Хвалите ребенка правильно»

Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель

 МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»,   г. Серпухов,2019г.

      «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка,

придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт

В. Леви,  в своей книге «Нестандартный ребенок»

Дошкольников совершенно необходимо хвалить! Хвалить часто, эмоционально и преувеличенно. Именно такой стиль общения соответствует потребностям ребёнка на этом возрастном этапе. Кроме этого, похвалой мы устанавливаем для ребёнка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша – это безбрежное море. Он часто теряется, ещё не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определённые ценности, и мы своей похвалой даём малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие родители недопонимают воспитательного значения похвалы или принимают её однобоко: в основном, хвалят детей за успехи в обучении.

Старайтесь хвалить ребёнка разнообразно, не ограничивайтесь словами «умница» и «молодец». Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.

Характеры у всех разные. То, что одному ребёнку даётся легко, другой делает со скрипом. Те качества, которыми ребёнок обделён, воспитывать довольно трудно, но возможно. Относитесь к ним как к хилым росточкам, которые требуют особенной заботы, особенно тщательного ухода. Мы же не попрекаем их тем, что они плохо растут, а стараемся создать благоприятные условия.

Во-первых, нужно особенно их хвалить за те поступки, которые даются им с наибольшим трудом. А во-вторых, стараться облегчить задачу. Скажем, застенчивого ребёнка не следует посылать самого, знакомиться с чужими ребятами, а лучше подойти вместе с ним, предложить детям игру. Дома сказать папе так, что бы мальчик слышал: «Какой Ваня сегодня был общительный, заговорил с незнакомыми ребятами и даже поиграл с ними!». Существует много историй как именно «лавры в кредит» помогали детям преодолеть панический страх перед уколами, сверлением зубов и прочими медицинскими манипуляциями. Хваля ребёнка почаще, называйте его хорошие качества. Это будет способствовать нравственному развитию, которое по ряду причин нередко отстаёт от интеллектуального. Дети без острых психологических проблем остро в одобрении окружающих не нуждаются, им не требуется постоянно «подслащивать пилюлю», поскольку у них всё складывается достаточно удачно. Шумный, возбудимый ребёнок страдает от своей не успешности, и свои промахи переживает тяжелее, чем обычные дети. Поэтому родительская похвала может лишь частично вознаградить ребёнка за тягостные переживания.

А ещё, если мы не хотим подпитывать похвалой детский эгоизм следует почаще хвалить ребёнка за то, что он делает не для себя, а для других.

Всё выше сказанное не означает, что ребёнку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечание должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой, обязательно должен быть позитивным.

Слова: «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший» - хочет и должен слышать каждый ребёнок, чтобы нормально расти и развиваться.

Советы психолога

 Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»

Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее семи раз в день.

Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Как же надо хвалить? Только искренне, серьёзно и убедительно, а также в определенных дозах, соразмерных с целью, для которой это делается. Хвалить за успех, за результат, и за старание.

Похвала используется как поощрение и закрепление положительного поведения. Она должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще хороший. "Ты хороший мальчик" - так говорить не советую. "Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату" - так гораздо лучше. Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Список литературы

1. Леви В.Л.  Нестандартный ребенок / Торобоан, 2007. - 416 с.

2. Рей Берк , Рон Херрон. Воспитание на основе здравого смысла/СПб:              

    Изд. «Весь». 2011-453стр.

3. Электронный ресурс: 

http://upsihologa.com.ua/Kak_hvalit_rebenka-

     ElenaMitina.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Хвалим ребенка правильно»

Предлагаю вашему вниманию материал по теме "Хвалим  ребенка правильно" Данная информация будет полезна для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста....

"Хвалим ребенка правильно"

Статья для родителей и педагогов о том каким правилам надо следовать , когда хвалишь ребенка...

консультация для родителей "Хвалим ребенка правильно"

консультация для родителей  "Хвалим ребенка правильно"...

Хвалим ребенка правильно

Хвалим ребенка правильно...

Консультация "Хвалим ребенка правильно"

Консультация для родителей детского сада "Хвалим ребёнка правильно"...

Хвалите ребенка правильно

данный материал поможет оформить родительский уголок в детском саду...