Разработка двух дидактических игр для детей средней группы образовательная область – формирование элементарных математических представлений
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры. 
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. 
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. 
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlutskaya_o._kontrolnaya.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Истринский профессиональный колледж – филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Разработка двух дидактических игр для детей средней группы образовательная область – формирование элементарных математических представлений

Контрольная работа

                                                                   Выполнила слушатель

                                                программа

                                                                         повышения квалификации

                                                                   «Организация игровой

деятельности дошкольников»

                                                         Бурлуцкая О. В.

                                                     группа 2 – 17

Истра, 2017

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры. 
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. 
Основным элементом дидактической игры является
дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. 
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. 
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие  — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д. 
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 1 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления  математических знаний.

       Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

1.«Мамин праздник»

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. Разложить все предметы по своим местам в соответствии с их предназначением. Найти одинаковые предметы, основываясь на форме и цвете.

Игровые действия. Наведение порядка в доме, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю.

- Жила-была в одном лесу замечательная семья медведей: Мама, Папа и три медвежонка (показ зверей). Вот какой у них большой и красивый дом (воспитатель показывает нарисованные комнаты дома на ватмане). Давайте назовем, какие тут комнаты (кухня, спальня Мамы и Папы, детская комната медвежат, комната гостиная). Вот однажды, пока Мамы и Папы не было дома, медвежата решили поиграть. Они совсем забыли, что именно сегодня у Мамы медведицы был день рождения. И вместо того, чтобы приготовить Маме подарок, они устроили в доме настоящий бардак.

Воспитатель быстро раскладывает по дому карточки с изображением мебели, одежды, обуви, посуды, игрушек, но все не на свои места. Обувь не по парам. Некоторые игрушки разобраны на части.

- Ребята, посмотрите, красиво стало в доме?

- Что надо сделать?

- Правильно. Навести порядок, разложить все на свои места.

- А как раз в это время вернулся домой Папа медведь. Очень он удивился «такому порядку», особенно в день рождения Мамы. Решил Папа помочь малышам и говорит: «Я буду давать вам подсказки, а вещи находить и убирать на место будите вы сами.»

Каждое задание папы медведя выполняют дети по очереди. Предметы могут лежать где угодно. Надо их найти, назвать и указать их место.

  1. Найдите 5 тарелок.

Дети находят 5 тарелок, они могут лежать по одной в разных частях дома или группами, например на одной карточке изображено 3 тарелки, на другой 2. Далее, с помощью воспитателя ребята определяют, что это посуда и ее место на кухне. Карточки перемещаются на кухонный стол.

  1. Найдите 2 больших подушки.

Дети находят подушки, считают, определяют, что это постельные принадлежности, перемещают на большую кровать.

  1. Найдите 3 стула.

Дети находят, определяют, что один стул большой, а два маленьких. Это мебель. Перемещают на кухню.

  1. Найдите все носки.

Каждый носок лежит отдельно. Всего 10 носков – 5 пар. Задача детей не только найти носки в доме, но подобрать для каждого носка пару. Носки между собой отличаются и цветом и геометрическим рисунком. Далее, определяется, что это одежда. Перемещается в шкаф.

  1. Найдите пирамидку.

Пирамидка разобрана и ее детали лежат по всей комнате. Ребята находят все детали. Считают их. Называют цвета. «Собирают» пирамидку, называя размер и цвет колечка по порядку, начиная с самого большого. Определяют, что это игрушка. Перемещают в ящик с игрушками.

  1. Найдите грузовую машину.

Грузовая машина разобрана на части. Ребята их ищут. Называют цвет, форму (красная квадратная кабина, синий прямоугольный кузов, черное круглое колесо и т.д.). Собирают машину. Определяют, что это игрушка, перемещают в ящик с игрушками.

После того, как все предметы окажутся на своих местах, ребята помогают медвежатам нарисовать подарок для Мамы медведицы. Каждый рисует по одному цветку, а в конце занятия все цветы дарятся медведице, как один большой букет.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия, воспитывается доброжелательность и аккуратность.

2. «В гости к Лунтику» с использованием ИКТ.

Дидактическая задача. Продолжать учить считать в пределах 5, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Игровые правила. Помогать героям мультфильма «Лунтик» выполнять задания.

Игровые действия. Выполнение заданий.

Демонстрационный материал: презентация, мольберт, картинки с изображением героев мультфильма «Лунтик». Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, поднос, колокольчик. Сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Жучки, ягодки, цветы большие и маленькие, листы с изображением ведерок с нектаром.

Ход игры.

- Сегодня мы с вами отправимся в математическое путешествие и встретимся со сказочными героями. А с кем произойдет наша встреча, вы узнаете, если отгадаете загадку. 

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик) – 1-й слайд.

- Наши гости принесли с собой задания, которые они сами затрудняются выполнить, поможем нашим гостям?

I часть. Игровая ситуация «Угостим жучков ягодками»(2 слайд).

- Первое задание от Лунтика. Ребята нам нужно угостить жучков ягодками.

На мольберте – 5 жучков.

- Дети, а как узнать, сколько жучков на мольберте?

Воспитатель предлагает нескольким детям посчитать жучков, напомнив правила счета. Воспитатель побуждает детей называть итоговое число вместе с предметом. (Один, два, три, четыре, пять жучков.) В случае необходимости помогает. Затем уточняет: «Сколько жучков

Воспитатель предлагает угостить жучков ягодками. Ребенок раскладывает ягодку: под каждым жучком.

- Сколько ягодок?

- Сколько жучков?

Пять жучков и четыре ягодки – сравните, что больше? Что меньше?

- Какое число больше: пять или четыре?

- Какое число меньше: четыре или пять?

- Ребята, а как сделать так чтобы жучков и ягодок стало поровну?

- По сколько теперь жучков и ягодок? Как получилось пять ягодок?

Как получилось четыре жучка?

Лунтик благодарит детей за правильно выполненное задание (3 слайд).

II часть. Игровая ситуация «Поможем Кузе посчитать цветы» (4 слайд).

Друг я Лунтика - кузнечик,

Прыгая туда-сюда,

Повидал немало речек.

Ну-ка! Как зовут меня? (Кузя)
- Следующее задание от Кузи. Ребята, Кузя, так же как и вы учится считать, он просит вас помочь ему сосчитать большие и маленькие цветы.

Упражнение проводится с использованием раздаточного материала (дети сравнивают количество больших и маленьких цветов). Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам I части.

- Дело в том, что Кузя сказал друзьям, что сможет перепрыгнуть 5 больших и 5 маленьких цветов. Вот цветы, через которые Кузя уже перепрыгнул. Давайте посчитаем, сколько больших цветов перепрыгнул Кузя. А что бы удобней было считать, разложим их на одной верхней строчке. А маленькие цветы на нижней строчке под большими.

- Сколько получилось больших цветов? (3). Дети раскладывают у себя на столе, воспитатель на мольберте.

- Сколько маленьких цветов? (4). Дети раскладывают у себя на столе, воспитатель на мольберте.

- А сколько Кузя сказал что перепрыгнет больших цветов? (5).

- Сколько ему еще надо перепрыгнуть больших цветов, чтобы получилось 5? (2).

- Сколько ему еще надо перепрыгнуть маленьких цветов, чтобы получилось 5? (1).

- Добавим недостающее количество цветов. Дети раскладывают у себя на столе, воспитатель на мольберте.

- Посчитаем большие цветы. (5).

- Посчитаем маленькие цветы. (5).

Теперь Кузя сможет выполнить свое обещание. Спасибо, что помогли Кузе. (5 слайд).

III часть. Подвижная игра «Найди свой домик» (6 слайд).

На полу лежат круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Ребята, а сейчас друзья предлагают вам поиграть. Подходите ко мне, возьмите, пожалуйста, по одной геометрической фигуре.

Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат – к квадрату, у кого треугольник – к треугольнику, у кого прямоугольник – к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами. Игра проходит под музыку из мультфильма «Лунтик и его друзья».

IV часть. Игровая ситуация «Помоги Миле разложить картинки» (7 слайд) (сюжетные картинки на мольберте).

Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила)

- Ребята, следующее задание от Милы. Поможем Миле отгадать загадки и разложить картинки по порядку?

- Тогда внимательно слушайте загадки и поднимайте руку.

Солнце встало только-только.

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько-

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

(утро)

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

Загадка:

Солнце в небе ярко светит.

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите!

(день)

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

Загадка:

В небе звёздочки зажглись.

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это?

(ночь)

- Покажите картинку, которая подходит для этого времени суток.

Загадка:

Скоро солнышко садится,

Небо потемнело.

Все закончили трудиться,

Отложили дело.

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут?

(вечер)

- Найдите картинку для этого времени суток.

- Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь).

Мила благодарит детей за то, что помогли ей разложить картинки (8 слайд).

V часть. Игровая ситуация «Поможем Пчеленку найти одинаковые ведерки» (9 слайд). 

- Друг я Лунтика и Кузи,

Нектар я собираю.

С цветочка на цветочек

Легко перелетаю. (Пчелёнок)

- Ребята, Пчеленок сегодня хорошо потрудился и набрал два ведерка отличного нектара. Только, вот незадача, Пчеленок никак не может найти свои ведерки. Он толь помнит, что ведра у него были одинаковые. А тут столько разных ведерок. (10 слайд).

- Давайте поможем найти Пчеленку два одинаковых ведра. У вас на столах лежат листики, на которых изображены ведра с нектаром. Найдите два одинаковых и обведите их в круг.

- Ура! Теперь Пчеленок знает где его ведерки. Спасибо вам за помощь, ребята! (11 слайд).

Заключительная часть.

-Сегодня мы с вами побывали в гостях у Лунтика и его другей. Они очень рады, что вы со всеми заданиями быстро справились. Молодцы!

Они тоже хотят стать такими же умными как вы.

Чьё задание вам больше всего запомнилось?

А чьё задание было самым трудным?

За что вы себя можете сегодня похвалить?

-Спасибо вам большое, ребята (12 слайд)

Скажем Лунтику и его друзьям: До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа

Конспект "Путешествие за названием группы"  поможет  достигнуть  следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...

Конспект организованно – образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области « Формирование элементарных математических представлений» на тему «Веселая карусель»

Программное содержание: Цель: выявить уровень сформированности  сенсорных эталонов и умения обследовать предметы опираясь на сенсорные эталоны. Образовательные задачи:1....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.Задания на смекалку помогают детям понять, что каж...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...