"Развитие творческих способностей одаренного ребенка"
статья

Осипенко Ольга Вячеславовна

Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы (А.Эйнштейн). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipenko_o.v.-statya_.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Астрахани «Детский сад   № 111 «Лучик»

«Развитие творческих способностей одаренного ребенка»

 

            В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы (А.Эйнштейн). Даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться. О степени одаренности свидетельствуют прежде всего развитые творческие способности – интеллектуальные, художественные, музыкальные, технические, двигательные, ремесленные, лидерские и т.д. и их сочетания. Ядро творческих способностей образуют нестандартные способы восприятия, обработки, усвоения и использования поступающей извне информации.

           Умственно одаренный ребенок - личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным - непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. Дети по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте: неутомимая жажда новых впечатлений и любознательность, формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познавательной деятельности.

           В дошкольном возрасте активно развиваются художественные способности. Формируем чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности: мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые способности: поэтический слух, выразительность интонации, мимики. Раньше всех обнаруживаются художественные способности к музыке, затем к рисованию.

            В настоящее время вместе с родителями поддерживаем смышленых и любознательных малышей, создаем условия для развития способностей дарованных природой. Используем в работе с одаренными детьми игровые занимательные и логические задачи и упражнения «Найди пропущенную фигуру», головоломки «Составь три равных квадрата из десяти палочек», кроссворды, загадки, лабиринты «Найди клад», задачи-шутки, игры на развитие логического мышления.  На занятиях обучаю последовательно и доказательно мыслить, догадываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, а не просто запоминать, что, несомненно, способствует повышению уровня общего умственного развития детей.

               Также проводим занятия с использованием – оригами, это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к обучению, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

              Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса старших дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции взрослого, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

              Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для старшего дошкольника являются стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем фигурки оригами имеют ярко выраженное утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи.  

              Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между обучением и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности дошкольников. Поэтому работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников, а оригами как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения на правах игровой методики, наглядного пособия.

            Имея богатый опыт работы в этом направлении, можно с уверенность сказать, что каждый ребенок по - своему талантлив. Один быстро запоминает последовательность изготовления фигуры, другой оригинально, со вкусом оформляет поделки, третий придумывает неповторимые истории и приключения сделанных им самим героев.

             Творчество - тот путь, который наиболее полно раскрывает потенциал одаренных и талантливых детей.

             Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход и чем раньше ребенок научится думать, принимать самостоятельные решения, тем легче ему будет в жизни.

Литература

1.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества//Дошкольное воспитание.-1982.№11.-С.32-38.

2.Венгер Л.А.  Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» подготовительная группа.

3.Никитин Б.Развивающие игры.- М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у ребенка - путь к формированию успешной личности.

В творческом развитии ребенка огромную роль играет заинтересованность родителей. Именно они должны прививать детям чувство прекрасного, показывать какие красивые кофточки вяжет мама и, когда доч...

Родительское собрание "Развитие творческих способностей у ребенка"

Теоритический и практический материалРазвитие творческих способностей у ребенка;Игры для развития тврорческих способностей....

Статья на тему: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест сред...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.            С...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ"

Аннотация. В данной статье освещены аспекты работы с одаренными детьми по развитию у них способности: мыслить нестандартно и творчески. Раскрываются вопросы содержания и организации педагогического пр...

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования 

Развитие творческих способностей одаренных детей с помощью нетрадиционных способов рисования...