Консультация для воспитателей "ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация

В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. К этим способностям можно отнести: музыкальные, художественно-творческие, литературные, спортивные, технические и другие. Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зацаринская С.Н., старший воспитатель                   

Дошкольное образование не стоит на месте, оно претерпевает изменения, требует нового подхода в обучении и воспитании детей. Такой подход заложен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, реализация которого напрямую зависит от профессионализма педагогических кадров. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена такая  задача,  как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как  субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

        В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. К этим способностям можно отнести: музыкальные, художественно-творческие, литературные, спортивные, технические и другие.

Под     техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее:

- наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;

-  точность и живость пространственных представлений;

- комбинаторская способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);

- техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Приведём пример творческих технических задач для детей старшего дошкольного возраста: представить проект кошкиного дома, который не сгорит, сказки на новый лад, придумать экодом, модель установку, обеспечивающую охрану окружающей среды, модель технического средства для экологического туризма и др. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития в будущем. Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте станет предпосылкой развития конструкторских способностей в  последующих возрастных этапах. При конструировании и сборке технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестерёнки, моторы и т. д.

В детском саду созданы условия для развития конструктивно-технических способностей детей, начиная с раннего возраста. Богатые возможности для их развития в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

 Во всех возрастных  группах создана развивающая предметно-пространственная среда по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей: крупные мягкие модули, пластмассовые, деревянные, пластиковые конструкторы различной величины, пазлы, конструкторы «Полесье», легоконструкторы.

Так конструкторы Legо  для  детей детского сада делятся на 4 основные блока: «Время играть», «Творческое конструирование», «Ранняя математика и английские буквы (АВС), «Простые механизмы», которые максимально отвечают возможностям и требованиям развития детей дошкольного возраста. Каждый из 4 блоков содержит в себе наборы конструктора Lego для детей раннего возраста (от 1,5 лет), среднего (от 3 лет), старшего возраста (от 5  лет). Для каждой возрастной группы специально разработаны удобные по размеру детали: крупные (DUPLO)-для малышей, от 1,5 до 5 лет, мелкие (SUSTEM)-для детей постарше, от 5 лет, что постепенно усовершенствует развитие мелкой моторики, концентрации внимания и памяти ребёнка.         Наборы конструктора Legо для детей более старшего возраста (от 5 лет) дают ребёнку возможность получить первые представления о технике и науке.      Конструкторы содержат в себе детали: оси, болты, колёса, балки, рычаги и шестерёнки, что позволяет ребёнку собирать технику различной тематики и уровня сложности: домик, вертолёт, машину, ракету, подъёмный кран и т.д.,   поближе познакомиться с принципами работы основных механизмов.

Остро встаёт проблема развития технических способностей детей  дошкольного возраста средствами современных информационных технологий. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов. Средствами развития технических способностей детей дошкольного возраста выступают легоконструкторы и «первороботы». Например, работа с легоконструктором  «Роболаб» и «WEDO» развивает навыки программирования. Дети  имеют возможность дистанционно строить карусели, корабли, роботов и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение.

Развитие технических способностей у  детей дошкольного возраста – это поступательное, целеустремлённое развитие сенсомоторных возможностей ребёнка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются  конструктивно-технические способности: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Предлагаемая консультация имеет познавательное значение и рассказывает о развитии музыкальных способностей ребенка. Материал статьи будет полезен для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация -игра для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством ТИКО - конструктора "

С каждым годом математика будет находить все более широкое  применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения  математики велика....

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста по средствам конструирования

laquo;С конструктором легче все уметь, с конструктором легче поумнеть, с конструктором легче новое понять,                       ...

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста, через инжиниринг.

Для развития у ребенка задатков инжинирного мышления, необходимы  соблюдать все этапы от раннего возраста, где ребенок знакомится с игрушкой, до старшего дошкольного возраста, когда он уже не про...

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста, через инжиниринг.

На таких занятиях дети в наглядной игровой форме могут окунуться в мир науки, технологии, проектирования, информатики и математики и в атмосферу новых открытий. Занятия позволяют детям получить началь...

Мастер класс "Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста"

определить технические способности ребёнка на раннем этапе....